Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дружба начинается с улыбки



2018-07-06 736 Обсуждений (0)
Дружба начинается с улыбки 0.00 из 5.00 0 оценок




Е.А. Алябьева

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮШИЕ

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

 

 

Методическое пособие в помощь

воспитателям и психологам

дошкольных учреждений

 

 

Творческий

.Центр

Москва

 

 

УДК 159.9

ББК 88.8

А60

 

Рецензенты:

зав. кафедрой психологических наук РИРО, доцент, кандидат пси-

хологических наук Л. С. Кондратьева; заведующая ДОУ № 119

Т. Г. Семенюк; педагог-психолог ДОУ № 119 Э.Ю. Пустынкина.

 

Алябьева Е.А.

А60 Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного

возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам

дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера,

2002.-96 с.

ISBN 5-89144-281-7

 

В методических рекомендациях представлен практический материал занятий по развитию у старших дошкольников эмпатии, коммуникативных навыков, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности, что особенно свойственно детям с речевым недоразвитием. Рекомендации автора помогут вам освоить особый стиль общения с детьми в процессе развивающих занятий.

Предназначено для воспитателей, психологов дошкольных учреждений.

 

ББК 88.8

 

ISBN 5-89144-281-7 © ООО «ТЦ Сфера», 2002

 


 

 

От автора

 

 

Необходимость создания, разработки и апробирования цикла коррекционных занятий была продиктована тем, что ежегодно в ДОУ

комплектуются логопедические группы детей с речевым недоразвитием, которые ранее посещали другие группы. Поэтому остро встает вопрос о адаптации детей, сплочении детского коллектива, налаживании контакта воспитателя с детьми, которые часто страдают не только дефектами речи, но и задержкой психического развития, отличаются повышенной конфликтностью.

Общее научное руководство экспериментальной работой осуществлялось заместителем директора Рязанского педколледжа по научно-методической работе кандидатом педагогических наук, доцентом

А. И. Курзиной.

Наша исследовательская группа в рамках экспериментальной площадки «Педколледж — ДОУ № 119» в составе: преподавателя практической психологии Е.А. Алябьевой, психолога ДОУ №119 Э.Ю. Пустынкиной, воспитателей старшей логопедической группы М.В. Кудрявцевой, В.М. Безводской в течение двух лет отработала систему развивающих занятий, итоговый вариант которой мы предлагаем в данном пособии.

Этические сказки сочинили студенты дошкольного отделения Рязанского педагогического колледжа Н. Свищева, Н. Рощупкина,

О. Адамович, Н. Обертышева, Н. Шустова, Ж. Лебедева, И. Чуди-

кова, И. Лосева, Л. Максимова, А. Армемова, О. Елисеева, В. Гусе-

ва, Г. Ануфриева, Н. Батькова, Т. Левкина, И. Клинкова, Ю. Щетинина.

Результаты проведенной психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей,

сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.

Данный цикл занятий будет полезен не только в логопедических группах, но и в тех группах, где много детей с девиантным поведением.

 

 

 

Основные задачи цикла коррекционных занятий:

— обеспечить успешную адаптацию детей в новой группе;

— дать сформировать у детей представление о внутреннем мире

человека, о его месте в окружающем мире;

— активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и

личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентации;

— научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки

зрения эталонов и образцов, представленных в культуре;

— развить умение чувствовать и понимать другого;

— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

— воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

— способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;

— развить любознательность, наблюдательность;

— способствовать сплочению детского коллектива.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Структура занятий

 

— Постоянный ритуал начала занятий;

— игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

— этические сказки, пластические этюды, игры с элементами изотерапии, музыкальной терапии, арттерапии;

— обсуждение занятия с детьми;

— ритуал прощания.

При необходимости вводится «минутка шалости».

Занятие проводится один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной деятельности.

Курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группы.

Желательно, чтобы первые занятия воспитатели проводили с участием психолога дошкольного учреждения, что поможет им избежать ошибок в общении с детьми.

При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития.

Подходите к содержанию предложенного материала творчески.

При необходимости делите его на части по вашему усмотрению.

Занятия проводятся в кругу, не за столом.

Слушание обязательно должно быть активным, для этого почаще обращайтесь к детям с вопросами по поводу событий (Как вы думаете, что будет дальше? Жалко вам?.. Хорошо поступил?.. Хотите узнать, что будет дальше?..)

После сказки или рассказа не разбирайте его по «косточкам».

Главная Ваша задача — пробудить чувства ребенка, его эмоциональную реакцию.

Адаптируйте вопросы к реальным условиям жизни детей, непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердным,

добрым надо быть здесь и теперь, а не в далеком будущем.

Все этюды выполняйте вместе с детьми, не делайте замечаний!

Пусть на коррекционных занятиях все дети будут успешны.

 

 

 

 

На данных занятиях педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.

— Начало занятий пусть будет всегда одинаковым, своеобразным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное и т.п.

— Заканчивать занятия целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдет куплет песни, хоровод, речевка (например, «Вместе весело шагать по просторам», «Улыбка» и другие песни В. Шаинского), добрые слова прощания.

— На занятии старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие принесет здесь больше пользы.

— Никто не должен вам мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей, потому желательно проводить занятия в закрытом помещении или в кабинете у психолога. Большие пространства отвлекают детей, им хочется там подвигаться, а небольшие помещения создают атмосферу задушевного разговора.

— Если у детей возникает потребность повторить игры, этюды в повседневной жизни, не отказывайте им. В течение всей недели поддерживайте интерес к предстоящему занятию.

— Элементы изотерапии, упражнений и игры, применяемые на коррекционных занятиях, не должны дублировать музыкальных занятий и занятий по изодеятельности.

Главное для вас — эмоциональное выражение ребенком своих чувств, развитие творческого начала, причастности к общему делу.

— Не беседуйте с детьми о том, что дети плохо представляют. Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.

— Старайтесь включать в обсуждение ситуации, которые возникают в группе, но делайте это опосредованно через героев сказок, этюдов, кукол и другие игрушки. Косвенная оценка помогает ребенку осмыслить и понять свою ошибку.

Рассказывая сказку, почаще обращайтесь к детям, спрашивайте о том, какое настроение у героя, как ему можно помочь, и внимательно выслушивайте ответы.

— Используйте наглядные средства, чтобы повысить интерес детей. Пусть это будут старые сандалики с наклеенными глазками, ртом, ленточка, стульчик и т. п. — настоящие или игрушки, или картинка.

— Можно представить детям возможность самим моделировать ситуацию. (А как нужно было сделать? А как у вас?)

— До начала занятия приготовьте место для общения в кругу —

мягкие пуфики, стульчики.

 


 

— Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.

В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:

Послушаем музыку.

Послушаем звуки в группе.

Послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме.

Послушаем звуки на улице.

Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).

— Соотносите материал занятия с погодой, настроением детей в день занятия, актуальными ситуациями в группе, проблемами конкретных детей.

— Вместо вопроса «Вам понравилось?» задавайте вопросы о чувствах и ощущениях ребенка:

— За кого ты порадовался?

— Что тебя огорчило?

— Что доставило удовольствие, радость?

— Что бы ты хотел изменить?

— Куда можно отправиться в следующий раз?

Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, отвлечься.

 

 

Ритуалы начала занятия

 

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети

могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

Ритуал можно менять, но не слишком часто.

Мы предлагаем вам несколько вариантов начала коррекционного занятия, вы можете использовать и другие.

 

Волшебный клубочек

 

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

 

Доброе Животное

 

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д.

 

 

Дружба начинается с улыбки

 

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

 

 

Комплименты

 

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Прини- мающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент или предложить сказать что-то «вкусное», «сладкое», «цветочное».

Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

 

Ритуалы окончания занятия

 

Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.

Ритуал может быть одним и тем же, а может быть тематическим.

Примерные варианты таких ритуалов:

 

Круг друзей

 

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.

 


 

Эстафета дружбы

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

 

 

Солнечные лучики

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

 

Речевка

 

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ

 

Мы предлагаем примерную схему занятий, апробированных нами на практике. Занятия не расписаны как конспект, потому что все содержание дается в приложении, из которого Вы по своему усмотрению можете скомплектовать занятие по-своему.

 

СТАРШАЯ ГРУППА

 

Занятие 1

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение «Как меня зовут».

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени»: см. с. 62).

3. Пластический этюд «Солнышко».

— От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Игра «Дотронься до...».

— Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 2

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Этюд «Скажи хорошее о друге».

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

 

 


3. Игра «Найди друга».

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

4. Игра «Мяч в руки».

Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?»

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 3

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра «Ветер дует на... ».

Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»).

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

3. Этюд «Сочиним историю».

Воспитатель начинает историю: «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

4. Игра «Дракон».

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях.

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 4

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Этюд «Скажи хорошее о друге» (2 ребенка).

3. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи».

 

Воспитатель говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!» — пусть раздастся самое громкое рычание.

Затем все выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

4. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 5

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Беседа «Как можно пожалеть» (см. с. 56).

3. Этюды на выражение страдания и печали:

— «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.

У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой — помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

4. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 6

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо».

3. Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца:

 

 


— Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам!

4. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 7

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Сказка «Маша и сандалики».

3. Беседа по сказке, в которой используются вопросы о чувствах детей по отношению к героям сказки.

4. Этюд «Глаза в глаза».

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки.

Воспитатель предлагает:

— Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!»

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 8

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицей».

3. Пластический этюд «Птицы». (Музыкальное сопровождение).

4. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 9

1. Ритуал начала занятия.

2. Беседа «Как можно понять настроение человека?»

3. Игра «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше воспитателю воспоминанием «Мое настроение похоже на белое пушистое

 

 

 

облачко в спокойном голубом небе, а твое?» В конце воспитатель обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.

Надо учитывать, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

4. Этюд «Нарисуй свое настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 10

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце».

3. Пластический этюд «Я — маленький листочек».

4. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 11

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Сказка «Приключения Пампончика».

3. Беседа по сказке о чувствах детей, о трусости и ее преодолении.

4. Рисование на тему «Какой я есть, когда боюсь, и какой, когда ничего не боюсь».

Обсуждение рисунков (сравнение цвета, позы, настроения).

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 12

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок».

3. Игра «Солнечный зайчик».

Воспитатель говорит, что дети-паучки любят солнышко, как детки:

— Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладьте его и там. Солнечный зайчик — не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Вот и появился друг у паучков.

4. Подвижная игра «Паутинка».

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину - путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая

 

 


под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 13

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Сказка «Пес Барбос».

3. Беседа по сказке о чувствах и отношении детей к герою.

4. Этюд «Сломанная кукла».

Воспитатель говорит, что иногда игрушки ломаются, но им можно помочь.

Предлагает детям изобразить куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть, предлагает потрясти всеми разломанными частями одновременно.

— А сейчас собирайте, укрепляйте веревочки — медленно, осторожно соединяйте голову и шею, выпрямите их, теперь расправьте плечи и закрепите руки, подышите ровно и глубоко, и на месте будет туловище, ну и выпрямите ноги. Все. Куклу починили сами, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!

5. Поручение «Поможем нашим игрушкам в группе».

6. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 14

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Пластический этюд «Солнышко».

3. Игра-перевоплощение «Представь себя облачком, плывущим по небу».

4. Пение песни «Облака, белогривые лошадки» с имитацией движений.

5. Ритуал окончания занятия.

 

Занятие 15

 

1. Ритуал начала занятия.

2. Воспитатель говорит о том, что часто мы излишне волнуемся, не можем сосредоточиться на чем-то, переживаем, тревожимся.

Надо научится помогать себе.



2018-07-06 736 Обсуждений (0)
Дружба начинается с улыбки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дружба начинается с улыбки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (736)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)