Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА И СПОСОБЫ ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. НЕПАРЛАМЕНТСКИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ



2018-07-06 1865 Обсуждений (0)
КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА И СПОСОБЫ ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. НЕПАРЛАМЕНТСКИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Законодательная власть в любом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке. В разных странах законодательный представительный орган имеет разные названия: Федеральное Собрание, Законодательное, Народное или Национальное Собрание, Конгресс, Сейм и т. д. Все эти органы принято обозначать одним термином – парламент. Структура, состав, компетенция парламента регулируются чаще всего конституцией конкретного государства и другими актами конституционного законодательства.
Компетенция парламента - основной фактор, определяющий его правовое положение, роль в юридически-политической жизни и взаимоотношениях с другими государственными органами. Она определяется через функции, выполняемые парламентом :
1. законотворческая-доминирующая функция (законадат. процесс,принятие законов)
2 организационная (внутриорганизационная,т. е. образование комитетов и комиссий, и внешнеорганизационная, т. е. организация других органов гос. власти,
что зависит от формы правления)
3 контрольно-надзорная(контроль-за депутатами, спикером парламента, за депутатской этикой, надзор- парламентские расследования, депутатские запросы, вызов чиновников в парламент итд)

Способы ограничения. Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти. Различают три способа определения компетенции парламента: 1. Парламенты с ограниченными полномочиями 2. Парламенты с неограниченными полномочиями 3. Парламенты с относительно определенной компетенцией, 4. консультативные.

1. К первой группе относятся парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы их полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. (Франция, франкоязычных страны Африки, ее бывших колониях Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.). Конституции перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы — законы-рамки.

2. Ко второй группе относятся парламенты с неопределенной компетенцией, т.е. те , которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Нет нужды доказывать, что эта доктрина носит умозрительный характер: полномочия парламента всегда ограничены, тем не менее эта концепция играет роль конституционного принципа при определении компетенции парламентов Великобритании и Новой Зеландии. Фактически ту же мысль проводят конституции Италии и Ирландии, которые наделяя парламенты законодательными полномочиями, не устанавливают сферы нормоустанавливающей деятельности парламента. Однако в Италии и Ирландии применяются конституционный надзор, который совершенно несовместим с доктриной неограниченности парламентских полномочий. .Данная концепция принята и в странах тоталитарного социализма, конституции которых обычно содержат перечень вопросов, относимых к компетенции этого органа, а затем следуют слова: «и другие», означающие, что высший представительный орган может принять к своему рассмотрению любой вопрос по указанию руководства правящей партии.

3. Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией.
Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные полномочия. Напр: индийский парламент. Конституция Индии устанавливает три сферы полномочий. В первую группу входят вопросы, отнесенные к исключительной компетенции союза, по которым может законодательствовать только федеральный парламент. Вторую группу составляют вопросы, входящие в компетенцию штатов. Третья группа вопросов относится к совместной компетенции союза и штатов.

4. Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законы (в ОАЭ, например, хотя существует назначаемое Национальное собрание, акты же, имеющие силу закона, издает Совет эмиров). В Саудовской Аравии подобные акты издает король (после обсуждения в Консультативном совете — совете аш-шура), но они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, являющиеся предметом законов, уже урегулированы в священных книгах — Коране и сунне.

Кроме этого, мировая парламентская доктрина и практика исходят из того, что “монополия парламента в области законодательства может быть также ограничена в силу того, что издание законов доверено, по крайней мере частично, суверенному народу на началах прямой или полупрямой демократии”. Не является исключением в этом плане и Россия. Так, в соответствии с Федеральным конституционным законом “О референдуме Российской Федерации” (ст. 1)3 на всенародное голосование может быть вынесен вопрос и о принятии закона.
Также, Россия является федеративным государством, в связи с чем Конституцией РФ определены предметы ведения Федерации и ее субъектов. А в соответствии с ч. 4 ст. 76 федеральной Конституции субъекты Федерации по вопросам своего ведения имеют право принимать нормативно-правовые акты, включая законы, которые в соответствии с ч.6 этой статьи имеют приоритет над федеральным законодательством. Говоря о законодательной компетенции российского парламента, отметим, что в ст.71 Конституции РФ определен перечень вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации: Перечень является закрытым, т. е. не содержит формулировок типа “и др.”, “и т.д.”. Перечень вопросов, правовое регулирование по которым осуществляется совместно Федерацией и субъектами, предусмотрен ст. 72 Конституции. Этот перечень также является закрытым.
Непарламентские формы осуществления законодательной власти.

Возможны надпарламентские и внепарламентские формы осущест­вления законодательной власти. 1. Надпарламентские формы связаны с созданием особого рода органов, включающих наряду с парламентом высших должностных лиц, лиц, назначенных президентом, предста­вителей государственной власти на местах, которые, по идее, должны выражать интересы местного населения. Такие органы существуют в настоящее время в некоторых странах Азии.

Например: В Индонезии это созывае­мый раз в пять лет Народный консультативный конгресс, состоящий из членов парламента и назначенных президентом представителей армии, из других так называемых функциональных групп — представителей разных слоев населения. В Туркменистане существует Народный совет (Халк Маслаха-ты). В его состав входят президент республики, депутаты парламента (меджлиса), по одному представителю, избираемому от каждого этрапа (традиционная организация населения), председатель Верховного суда, генеральный прокурор, члены Совета министров, губернаторы областей, некоторые другие лица. Наиболее важные решения принимает Народ­ный совет, но законодательствует и парламент. Таким же органом, хотя и с иным составом, была по конституции Афганистана Великая джирга. Только она могла принимать и изменять основной закон. Органом такого же рода является Великий народный хурал в Монголии.

2. Законодательная власть может осуществляться и внепарламентским путем, в частности путем принятия законов на референдуме, или например путем принятия законов монархом (в Катаре, Омане, Саудовской Аравии).

3. В последние десятилетия появились и другие, «подпарламентские», формы осуществления законодательной власти — издание при опреде­ленных условиях законов специальными «решающими» комиссиями или секциями парламента (Греция, Испания, Италия). Однако они могут принимать законы не по всем вопросам и при условии, что сколько-нибудь значительная часть парламента не возражает против этого. Боль­шинство законов (3/4) в Италии принимаются таким способом.(Чиркин)



2018-07-06 1865 Обсуждений (0)
КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА И СПОСОБЫ ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. НЕПАРЛАМЕНТСКИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОМПЕТЕНЦИЯ ПАРЛАМЕНТА И СПОСОБЫ ЕЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. НЕПАРЛАМЕНТСКИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)