Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельности студентов профессионально-педагогического вуза



2018-07-06 430 Обсуждений (0)
Деятельности студентов профессионально-педагогического вуза 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ психолого-педагогической литературы и практической деятельности по обучению студентов профессионально-педагогического вуза показал, что для эффективного развития профессионального творчества в будущей профессиональной деятельности необходимо выполнение ряда педагогических условий.

Понятие «педагогические условия» в работах В.И. Андреева, В.В. Краевского, И.Я Лернера и других определяется как совокупность факторов, обстоятельств, внешних и внутренних требований и параметров организации образовательного процесса [10, 11,15, 68, 109]. Исходя из этого, мы понимаем под педагогическими условиями совокупность внешних требований и организационно-педагогических мероприятий, выполнение которых обеспечит достижение желаемого педагогического результата (реализацию целей обучения, воспитания и развития), в данном случае – активизацию учебно-творческой деятельности студентов в процессе обучения [251, с.37] .

Выявлению педагогических условий, обеспечивающих активизацию профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов – будущих педагогов профессионального обучения был посвящён следующий этап диссертационного исследования. При этом к необходимым условиям активизации были отнесены уже выполненные на предыдущих этапах: уточнение сущности исследуемого феномена профессионально-педагогического образования и содержания соответствующего понятия; выделение в структуре процесса развития профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности трёх взаимосвязанных компонентов, соответствующих специфике профессионально-педагогической деятельности.

Проведённый анализ трудов З.М. Большаковой, А.А. Вербицкого, М.М. Зиновкиной, П.Ф. Кубрушко, В.В. Лихолетова, Е.А. Третьяковой [37, 47, 86, 115, 134, 251] и др., которые исследовали различные аспекты развития профессиональной составляющей учебно-творческой деятельности студентов как вида учебной деятельности, показал продуктивность применения принципов контекстного обучения для определения педагогических условий активизации учебно-творческой деятельности студентов в структуре ППО и разработки соответствующего организационно-педагогического и методического обеспечения.

На основе предложенного А.А. Вербицким [47] динамического моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности, направленного на трансформацию учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста, в процессе исследования оформилась идея развития учебно-творческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения по схеме:

· учебная составляющая профессионально-ориентированной учебно-творческой деятельности;

· .квазипрофессиональная творческая деятельность по рационализации объектов профессиональной среды;

· прогностически-опережающая квазипрофессиональная творческая деятельность; профессиональное объективное социально значимое творчество.

При таком подходе моделируется целостная профессиональная творческая деятельность будущего специалиста. Работу А.А.Вербицкого [47] «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход» мы выделили в качестве ориентира для исследования предложенной автором технологии контекстного обучения.

Автор предлагает модель, задающую систему переходов от учебной деятельности к профессиональной. Такая модель задается в концепции знаково-контекстного обучения, где усвоение абстрактных знаний как знаковых систем накладывается на профессиональную деятельность; осуществляется последовательное, непрерывное и систематическое приближение студента к производству, трансформация учебно-познавательной деятельности в квазипрофессиональную, учебно-профессиональную и профессиональную. Студент постепенно переходит от наиболее абстрактных знаковых моделей, реализуемых главным образом, в рамках отдельно взятых учебных дисциплин и обеспечивающих фундаментальную подготовку, ко все более конкретным предметным и межпредметным моделям, а в конечном счете осуществляется переход от учения к труду [226,с.50].

Рассмотрим каждый из предложенных в диссертации компонентов схемы организации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза и проведем сравнение с теоретической моделью А.А. Вербицкого.

Учебная составляющая профессионально-ориентированной учебно-творческой деятельности включает в себя процесс овладения студентами знаниями и практическими умениями в области профессионально-педагогической деятельности. Главным образом на данном этапе осуществляется передача и усвоение информации об основах творчества, закономерностях и принципах развития творческой деятельности, о методах поиска новых решений в профессиональной среде, а так же о тенденциях и проблемах инновационного развития конкретной профессиональной сферы. При этом студенты знакомятся с опытом творческой деятельности педагогов-новаторов, изобретателей, исследователей, анализируют этапы творческого поиска решения задач.

На данном этапе у студентов развиваются умения деятельности по поиску противоречий, усмотрению проблем в профессиональной деятельности, при этом активность студентов носит ситуационный характер.

Учебная профессионально-ориентированная творческая деятельность организованна в форме лекций и семинаров, направленных на осознание студентами необходимости творческой деятельности, поисковой активности будущего педагога профессионального обучения, как в педагогической, так и профессиональной сфере деятельности. В процессе работы студенты выполняют упражнения направленные на развитие творческого мышления, воображения и фантазии, а так же решают типовые учебно-творческие задачи позволяющие преодолеть инерцию мышления, приобретают умения в использовании эвристических методов.

При переходе от учебной деятельности к учебно-профессиональной А.А.Вербицкий выделяет квазипрофессиональный этап, который является базовым и осуществляется в форме деловых игр и других игровых форм. В названии данного типа учебной деятельности употреблена приставке «квази» (от лат. «quasi» - нечто, вроде, как будто, как бы), соответствующая по значению словам: "якобы", "мнимый", использование которой подчеркивает переходность этапа от учебной к профессиональному типу деятельности [38].

В нашем исследовании этот этап учебно-творческой деятельности мы определяем как этап квазипрофессиональной творческой деятельности по рационализации объектов профессиональной среды. Проведенный в предыдущих параграфах диссертационного исследования анализ работ, в которых рассматривались основные подходы к определению понятия «субъективного творчества» и «объективного творчества» позволяет утверждать, что для достижения уровня объективного творчества, студентов необходимо включить в учебно-творческую деятельность, где объективизация объектов профессиональной среды не является основной целью, т.е. в процесс субъективного творчества. Целью этапа по рационализации объектов профессиональной среды является вовлечение студентов в учебно-творческую деятельность (как субъектов педагогического процесса) на уровне субъективного творчества, творчества, не обладающего объективной новизной и значимостью. Квазипрофессиональная творческая деятельность по рационализации направлена непосредственно на работу студентов с объектами профессиональной среды. На занятиях моделируются целостные фрагменты производства, их предметно-технологическое и социально-ролевое содержание. Сущностью квазипрофессиональной деятельности студентов по рационализации является воссоздание в аудиторных условиях и на языке соответствующих научных дисциплин условий и динамики рационализации производства, отношений и действий занятых в этом процессе людей.

Приобретенные на предыдущем этапе знания, практические умения являются средством для рационализации элементов как профессиональной (в определенной отрасли производства), так и педагогической деятельности. Студенты включаются в деятельность по усовершенствованию, улучшению объектов; организуют педагогическую деятельность наиболее целесообразными, рациональными способами; усовершенствуют, улучшают компоненты образовательного процесса. В процессе поиска и решения профессиональных задач студенты применяют методы эвристики: мозговой штурм, синектику, ассоциативные методы творчества.

Основной формой активизации на этапе квазипрофессиональной деятельности по рационализации объектов профессиональной среды является деловая игра. В ней удачно моделируется предметное и социальное содержание будущего труда, задается его контекст. Так же активно используется самостоятельная работа студентов результатом, которой является активное участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях.

Завершающим этапом перехода учебной деятельности студентов к профессиональной, в технологии контекстного обучения, является учебно-профессиональная деятельность. Автор относит этот этап к базовым формам и осуществляется он через включения студентов в научно-исследовательскую работу, производственную практику и дипломное проектирование [47,с.62].

С учетом требований к уровню подготовки студентов профессионально-педагогического вуза [62], основываясь на анализе нормативной документации [205], а так же учитывая подходы опережающего образования [14, 31, 103, 108, 166, 167, 168, 233, 255], педагог профессионального обучения должен иметь опыт творческой деятельности по прогнозированию развития профессиональной области. Это заключается в умении будущего специалиста осуществлять (строить) прогнозы успешности и неуспешности результатов профессионально-педагогической деятельности, своеобразному предвидению развития профессиональных событий при том или ином стечении обстоятельств; построению иерархии целей профессиональной деятельности в соответствии с объективно складывающейся профессиональной ситуацией; выделению главного и второстепенного, расстановке смыслов и значений так же, как это видится работодателю; распределению в ряде случаев своих усилий не так, как этого кажется нужным с точки зрения нормативных требований, а так, как этого требует реально складывающиеся обстоятельства [168,с.7]. Для развития профессионального творчества студентов с уровня деятельности, побуждаемой производственной необходимостью, до уровня прогностического, опережающего профессионального творчества, побуждаемого личной внутренней потребностью необходимо включить в структуру профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности процесс поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении объектов профессиональной среды.

Следующим этапом активизации учебно-творческой деятельности студентов является прогностически-опережающая квазипрофессиональная творческая деятельность. На данном этапе учебно-профессиональной деятельности студент совершает действия и поступки, соответствующие нормам собственно профессиональных и социальных отношений специалистов, вступающих в процессе творческого развития производственной деятельности в межличностное взаимодействие.

Студенты вовлекаются в учебно-творческую прогностически-опережающую деятельность в процессе производственного обучения (квалификационных и технологической практик), и педагогической деятельности (педагогических практик); выполняя индивидуальные и групповые творческие проекты на основе поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении известных и создании новых объектов профессиональной среды; участвуя в творческих соревнованиях и мероприятиях по апробации творческих результатов. В системе научно-исследовательской работы студентов (НИРС), а так же на практиках и дипломном проектировании реализуются формы прогностически-опережающей квазипрофессиональной творческой деятельности, в которой контекст содержания обучения как бы сливается с самой профессиональной деятельностью. Участвуя в научных исследованиях, работая на производстве, студенты остаются в позиции обучающихся и в то же время реально создают либо преобразуют объекты профессиональной среды (духовные и материальные ценности). Деятельность студента, практиканта при этом характеризуется этапом перехода от субъективного творчества к его объективизации, поиском средств и способов совершенствования и внедрения разработанных объектов.

В качестве переходных от одной базовой формы (одного этапа развития учебно-творческой деятельностия) к другой выступают такие организационные формы как: лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, разбор конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, спецкурсы и спецсеминары, курсовое проектирование[47]. С переходом от одного этапа деятельности к другому студенты получают все более развитую практику применения учебной и научной информации, овладевая реальным профессиональным опытом, получая возможности естественного вхождения в профессию. С помощью системы адекватных форм, методов, приемов обучения задается движение деятельности студента от собственно учебной к профессиональной деятельности вместе с трансформацией потребностей, мотивов, целей, предметных действий и поступков, средств, предмета и результатов образования. [47].

Этап прогностически-опережающей квазипрофессиональной творческой деятельности был разработан с опорой на ведущие идеи опережающего образования (Б.М. Бим-Бад, А.М. Новиков, К.К. Колин, П.Н. Новиков, А.Д.Урсул, и др.), адаптированные к проблеме развития профессионального творчества студентов [14, 31, 103, 108, 166, 167, 168, 233, 255].

Суть концепции опережающего образования заключается в том, что бы перестроить содержание и методологию учебного процесса во всех звеньях системы образования таким образом, чтобы она оказалась способной своевременно готовить людей к новым условиям существования, давать им такие знания и умения, которые позволили бы им не только успешно адаптироваться в новой социальной и информационной среде, но и активно воздействовать на нее в интересах сохранения и дальнейшего гармоничного развития человеческого общества и окружающей природы [103]. Образование понимаемое в таком ракурсе будет не просто транслировать от поколения к поколению уже устаревшие для принятия решений знания, но и более эффективно способствовать формированию антикризисных действий. Именно в этом и иных смыслах опережающее образование должно стать основной частью общечеловеческой деятельности по выживанию цивилизации и сохранению биосферы [255, с.29]. Опережать – значит быть способным к постоянному, целенаправленному и систематическому усвоению знаний, умений, навыков, ценностей, отношений, ориентации, норм поведения, способов и форм общения [31, с.51].

В контексте исследования это нашло отражение в том, что в структуру учебно-творческой деятельности было предложено включить процесс поиска и прогнозирования новых потребностей в изменении объектов профессиональной среды с соответствующим изменением содержания сопутствующей учебно-исследовательской деятельности. Это делает возможным развитие профессионального творчества студентов с уровня деятельности, побуждаемой производственной необходимостью сегодняшнего дня, до уровня прогностического, опережающего профессионального творчества, побуждаемого личной внутренней потребностью и позволяющего подготовиться как к новым условиям деятельности в непрерывно изменяющейся профессиональной среде, так и к изменениям в окружающем мире в целом.

В качестве методологического ориентира для реализации предложенной схемы активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза с учётом выделенных специфических особенностей деятельности педагога профессионального обучения разработана концептуальная структурная модель организации учебно-творческой деятельности как педагогической системы с выделением профессионально-творческого, профессионально-педагогического и личностно-акмеологического компонентов (рисунок 2).

Компонентный анализ структуры процесса учебно-творческой деятельности наложенный на формулу – развитие профессионально ориентированного творчества студентов – это процесс перехода от профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов к профессиональному творчеству специалистов в плане переноса личностной креативности в сферу будущей профессиональной деятельности посредством прогнозирования и решения профессионально ориентированных творческих задач с использованием учебного материала дисциплин, – привел нас к идее структурной модели, которая предположительно, в качестве научной гипотезы, должна обеспечить эффективность активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности. При анализе психолого-педагогической литературы и обобщении данных по проблеме активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности в многочисленных исследованиях изучены и раскрыты отдельные аспекты профессионально ориентированного творчества, но исследований, которые охватывают все стороны подготовки педагога профессионального обучения к творческой деятельности во взаимосвязи трех компонентов в литературе не рассмотрено. Поэтому при разработке структурной модели мы опирались на известные, прошедшие широкую апробацию подходы А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, Н.В.Кузьминой в области акмеологии, необходимые для разработки личностно-акмеологического компонента; В.И. Влазнева, А.А. Зиновкиной, В.В. Лихолетова, С.А. Новоселова в области развития технического творчества студентов, для разработки профессионально-творческого компонента; В.А. Сластенина, И.В. Осиповой, Л.С. Подымовой, Р.Х. Исхакова, в области педагогического творчества, для разработки профессионально-педагогического компонента.



Педагогическая система активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педа-гогического вуза в организационном и содержательном плане является подсистемой педагогической системы воспитания и обучения будущих специалистов в учреждениях профессионально-педагогического образования в целом.

Под педагогической системой в широком смысле слова понимается совокупность взаимосвязанных материальных и идеальных компонентов природного и искусственного происхождения, необходимых для осуществления в целях личности, общества и государства процесса передачи опыта одним поколениям людей и усвоение его другими [173,с.132]. Педагогическая система, как любая другая система, характеризуется целостностью, т.е. несводимостью ее свойств к сумме свойств составляющих ее элементов и несводимостью из последних свойств системы в целом.

Структура педагогической надсистемы подготовки студентов профессионально-педагогического вуза включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цели воспитания и обучения студентов в профессионально-педагогическом вузе, методология, содержание профессионально-педагогического образования, проявляющееся в различных организационных формах.

Структурная модель организации учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза как педагогической системы с выделением профессионально-творческого, профессионально-педагогического и личностно-акмеологического компонентов включает в себя следующие взаимосвязанные и взаимовлияющие компоненты: а) цели воспитания творческой личности и обучения профессионально ориентированному творчеству; б) методологию развития учебно-творческой деятельности; в) содержание воспитания творческой личности и обучения профессионально ориентированному творчеству; г) формы организации индивидуального творчества и сотворчества студентов и педагогов в процессе учебно-творческой деятельности.

Рассмотрим каждый из компонентов модели во взаимосвязи с компонентами надсистемы в процессе активизации профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза.

Элемент цели учебно-творческой деятельности, являясь внутренним структурным элементом педагогической системы, оказывает большое влияние на педагогов и учащихся. Этот элемент формируется под влиянием общественной системы на основе идеальных требований к общекультурной и профессиональной подготовке и зависит от общих целей воспитания и обучения в профессионально-педагогическом вузе. Он детерминирует взаимодействие студентов и педагогов и тем самым является проводником управляющего воздействия общественной системы на функционирование педагогической системы[173,с.143]. Общей целью учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза является объективизация профессионального творчества. В структуре подсистемы «Цели» выделены специфичные для каждого компонента учебно-творческой деятельности цели.

Методология педагогической деятельности позволяет обобщить средствами науки, накопленный поколениями учителей опыт организации воспитания и обучения, выделить основные закономерности и принципы педагогической деятельности. Методология педагогической деятельности - это научно обоснованная и экспериментально проверенная система принципов и способов организации и построения теоретической и практической педагогической деятельности, система социально апробированных правил и нормативов познания и практического использования закономерностей процесса воспитания и обучения[173,с.143]. Методология развития учебно-творческой деятельности как подсистема, основывается на общепедагогических принципах, которые служат нормативами в педагогической системе активизации профессионально-ориентированной учебно-творческой деятельности студентов.

К ним можно отнести следующие: - принцип природосообразности; принцип доступности; гуманизации воспитания; принцип проблемности; принцип научности обучения ;принцип сознательности и активности обучения; принцип наглядности обучения; принцип целостности педагогического процесса.

Общепедагогические законы и закономерности являются основополагающими в процессе организации учебно-творческой деятельности и не требуют специального рассмотрения, поэтому не включены в обсуждаемую модель. Включены лишь специфические принципы для каждого из выделенных аспектов (профессионально-творческого, профессионально-педагогического, личностно-акмеологического), а так же для каждого уровня учебно-творческой деятельности.

Возникнув в соответствии с целями и в результате деятельности педагогов, в соответствии с принципами и нормами методологии, содержание обучения превращается в относительно самостоятельный структурный элемент модели учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза. Содержание становится предметом познавательной деятельности педагога, мастера и студентов, средством их практической деятельности, средством управления развитием педагога и учащихся, оказывая обратное влияние на цели, и на методологию.

Четвертым компонентом модели учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза является разнообразные формы организации учебно-творческой деятельности.

Рассмотрим каждый из компонентов учебно-творческой деятельности студентов профессионально-педагогического вуза в трех взаимосвязанных аспектах: профессионально-творческом, профессионально-педагогическом, личностно-акмеологическом.

Рассматривая профессионально-творческий компонент на этапе учебной составляющей профессионально ориентированной учебной деятельности выделим в качестве цели учебно-творческой деятельности – формирование у студентов когнитивной (познавательной) базы в в этом компоненте профессионального творчества. Педагог знакомит студентов с основными закономерностями развития творческой деятельности, с принципами развития технического творчества, методами поиска новых технических решений. Педагог включает студентов в работу по решению типовых учебно-творческих задач, используя методы синектики, фокальных объектов, ассоциативные методы для поиска и формулирования новых решений.

Специфическим принципом на этом этапе является принцип взаимосвязи творческой и познавательной деятельности. Он означает, что творческая деятельность взаимосвязана и основана на познавательной деятельности, но полностью ее не определяется. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих основных правил: педагог организует познавательную деятельность, сбор и анализ информации об объектах профессиональной среды необходимую для усмотрения ситуаций нового вида и формулирования новой учебно-творческой задачи; педагог проводит вместе со студентами анализ-обсуждение с целью отбора информации, которая окажется полезной в их творческой деятельности.

Основными формами организации учебно-творческой деятельности на данном этапе являются лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

На этапе квазипрофессиональной творческой деятельности по рационализации объектов профессиональной среды развития профессионально- творческого компонента целью является формирование у студентов навыков творчества в сфере профессии (отрасли производства) в профессионально-творческом аспекте. Педагог организует сотворческую деятельность по анализу конкретных производственных ситуаций, посредством использования знаний студентов в области творческой деятельности и в конкретной отрасли производства. Деятельность студентов направлена на поиск противоречий в профессиональной сфере и формулирование новой учебно-творческой задачи, через усовершенствование, улучшение, введение новых компонентов, новых комбинаций объектов профессиональной среды, через включение способов направленных на более целесообразную организацию профессиональной деятельности.

Определяющим для данного этапа является принцип комбинирования известных в сфере профессии задач и решений. Он основывается на том, что новые объекты, в процессе творческой деятельности людей, рождаются в результате комбинирования известных независимых друг от друга объектов или их частей и функций. К основным правилам реализации принципа относятся: педагог организует деятельность по поиску новых потребностей и формулированию новых технических (технологических) задач посредством комбинирования известных потребностей и технических (технологических задач); педагог организует деятельность студентов по комбинированию независящих друг от друга известных технических решений и соответствующих различным целям объектов профессиональной среды, частей, функций технико-технологических решений.

Посредством деловых игр студенты разыгрывают роли, приобретают опыт разбора конкретных ситуаций с ролевых позиций в конкретной области производства, приобщаются к коллективной деятельности. Через самостоятельную работу студенты включаются в процесс изменения объектов профессиональной среды, реализуют творческий потенциал, участвуя в творческих конкурсах.

На прогностически-опережающем этапе квазипрофессиональной творческой деятельности в профессионально-творческом компоненте учебно-творческой деятельности целью является объективизация профессионального творчества студентов в профессионально-творческом аспекте. На основе тенденций развития профессиональной деятельности студенты совместно с преподавателем, мастером осуществляют поиск и прогнозирование новых потребностей, которые на данном этапе производственной деятельности еще не актуализированы. На основе прогноза развития профессиональной среды формулируют творческие задачи по изменяю объектов, дополняются новыми свойствами случайных объектов, их функциями, посредством использования синектики и интеграции в ее структуру ассоциативных методов. Педагог организует деятельность по научному прогнозированию направлений развития объектов профессиональной среды.

Ведущим на этом этапе является принцип объективизации творческой деятельности студентов. Он требует от педагога постоянной ориентации на главной цели функционирования педагогической системы (объективизации учебно-творческой деятельности). Основными правилами реализации принципа являются следующие: педагог должен стремиться рассматривать учебно-творческую деятельность студентов как свой собственный творческий процесс, стремится вместе со студентами к достижению объективной новизны и общественной значимости результата учебно-творческой деятельности; педагог должен стремиться к тому, что бы каждый студент понял значимость объективной творческой деятельности как для самого себя, так и для общества; педагог должен помочь студентам сформировать понимание сущности ситуации нового вида и понимания творческой деятельности как постоянного прогнозирования и поиска ситуаций нового вида в профессионально-творческой деятельности. В соответствии с этими правилами студенты анализируют текущее состояние развития конкретной области производства в процессе производственного обучения, на квалификационных и технологической практиках, акцентируют внимание на сложностях и противоречиях возникших в процессе производственной деятельности. Они разрабатывают способы разрешения выявленных противоречий, проектируют решение творческих задач производственного содержания, осуществляют индивидуальные и групповые творческие проекты.

В профессионально-педагогическом компоненте на этапе учебной составляющей профессионально ориентированной учебно-творческой деятельности ставится цель формирования у студентов когнитивного базиса педагогического творчества. На этом этапе студент овладевает совокупностью знаний, об особенностях исследовательской деятельности педагога, о творчестве в педагогической деятельности. Педагог раскрывает особенности инновационной деятельности преподавателя, целесообразности новшеств и направленности творческой деятельности на повышение эффективности педагогического процесса. В процессе проведения лекционных и семинарских занятий деятельность педагога направлена на формирование у студентов умений видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, умений выразить проблему в конкретной педагогической учебно-творческой задаче, умений выдвигать гипотезу и осуществлять мысленный эксперимент. Используя эвристические методы творчества, студенты учатся видеть проблемы и осознавать противоречия, формулировать учебно-творческие задачи, из комбинации вариантов ее решения выбирать наиболее эффективный. При этом увеличивается осознанность и личностная значимость учебно-исследовательской деятельности для субъектов образовательного процесса.

Определяющим для данного этапа является принцип взаимосвязи познавательной, образовательной и творческой деятельности и означает, взаимосвязь образовательной и творческой деятельности и реализуется посредством следующих основных правил: педагог организует познавательную, образовательную деятельность, сбор и анализ информации об объектах профессиональной педагогической среды необходимую для усмотрения ситуаций нового вида и формулирования новой учебно-творческой задачи; педагог организует сбор и анализ информации об аналогичных педагогических учебно-творческих задачах и их решениях; педагог проводит вместе со студентами анализ-обсуждение с целью отбора информации, которая окажется полезной в их творческой деятельности; педагог организует постоянный процесс вовлечения студентов в процесс поиска, для осмысления и совершенствования практической творческой деятельности.

Анализ работ по инновационной деятельности педагогов [7, 127, 226, 268, 281] показал, что инновационный процесс в образовании следует понимать как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств, а новшество – это средство (новый метод, методика, технология программа), а инновация- это процесс, который развивается по определенным этапам [226]. Это цикличный процесс, который проходит следующие стадии: выявление потребности в изменении (выявление проблемы): разработка идеи решения проблемы - разработка способа решения проблемы (новшества) - апробация и экспертиза новшеств (нововведение) – институализация нововведения [127, 142].

Одной из наиболее значимых форм в подготовке педагога профессионального обучения к творческой профессиональной деятельности в рассматриваемом компоненте является научно-исследовательская работа студентов, подготовка и защита рефератов, курсовых работ на актуальные педагогические темы. Причем работы должны включать в себя не только учебное задание, но и творческую составляющую. Так же студенты закрепляют знания в процессе выполнения упражнений, дополнительных самостоятельных заданий и учебно-творческих задач.

На этапе квазипрофессиональной творческой деятельности студентов по рационализации объектов профессиональной среды в профессионально-педагогическом аспекте ставится цель формирования у студентов навыков дидактического творчества. На данном этапе педагог организует учебно-творческую деятельность студентов через изучение конкретных педагогических ситуаций и анализа путей их решения. В процессе деятельности студенты подкрепляют теоретические знания практическими умениями анализа педагогических ситуаций, приемами сотворческой деятельности получают опыт в осуществлении педагогической деятельности. В процессе подготовки к выступлениям на практических и семинарских занятиях студенты учатся из множества вариантов решения выбирать наиболее эффективные, выдвигать гипотезы и выделять этапы решения педагогической задачи.

При этом для процесса творческого решения педагогических задач характерно наличие как продуктивных, так и репродуктивных элементов; причем они соотносятся между собой диалектически динамично и взаимно переходят друг в друга; кроме того, «удельный» вес каждого из них зависит от многих факторов, в том числе от содержания задачи, от условий, в которых она решается и т.п. [225, с.7].

Основным регулятивом данного этапа является принцип комбинирования компонентов образовательного процесса. Онобозначает, что новые объекты, которые появляются в процессе творческой деятельности, рождаются в результате комбинирования известных независимых друг от друга объектов или их частей и функций. Основными правилами реализации этого принципа являются следующие: педагог организует поиск новых педагогических решений через комбинирования содержания образования, известных методов, педагогических приемов и средств; педагог организует деятельность по формулированию новых потребностей студентов, посредством комбинирования известных потребностей и педагогических задач.

Студенты на основе синектического анализа осуществляют поиск противоречий в педагогических ситуациях, пытаются сформулировать проблему и выразить педагогическую задачу, непосредственно связанную с профессионально-педагогической подготовкой студентов профессионально-педагогического вуза. Ведущей формой организации этапа являются синектическая сессия, как вид деловой игры. В деловой игре воссоздается предметное и социальное содержание будущей педагогической деятельности специалиста, и студент выполняет квазипрофессиональную деятельность, несущую черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. В процессе деловой игры осуществляется имитационное моделирование педагогических ситуаций, происходит восприятие и осмысление студентами конкретной учебно-творческой ситуации, в игровой форме осуществляется поиск решения предложенных проблем и противор



2018-07-06 430 Обсуждений (0)
Деятельности студентов профессионально-педагогического вуза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельности студентов профессионально-педагогического вуза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)