Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающей образовательной среды вуза



2018-07-06 759 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающей образовательной среды вуза 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени

И.Н. Ульянова»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теоретических основ физического воспитания

 

Козлова Валерия Сергеевна

студент очной формы обучения

учебная группа ФБ-14-1

 

 

 

 

Ульяновск, 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….5

ГЛАВА 1. Теоретические основы здоровьесберегающей образовательной среды вуза………………………………………….……..9

1.1. Понятие «здоровье» его характеристики и компоненты………………..9

1.2. Здоровьесберегающая образовательная среда вуза как фактор формирования личностных результатов образования учащихся…….……12

1.3 Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов………....18

ГЛАВА 2 . Методы и организация исследования…………………….…23

2.1.Методы исследования…………………………………………………….23

2.2.Организация исследования…………………………………………...…..25

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение………….………27

3.1 Описание исследования…………………………………….…………….27

3.2 Результаты исследования………………………………………………...30

ВЫВОДЫ…………………………………………………………..………….36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….………39

ВВЕДЕНИЕ

Высшие учебные заведения являются особым здоровьесберегающим образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование личностных и профессиональных качеств, все то, что в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения разрабатывается на основе компетентностного подхода и предъявляется как требования к личностным достижениям образования.

Здоровьесбережение не может быть основной целью образования, но является обязательным условием образовательного процесса в вузе, связанного с достижением личностных результатов образования студентов. Придерживаясь точки зрения известных педагогов и психологов (В. В. Давыдов, М. В. Кларин, Ю. С. Мануйлов, В. И. Панов, В. А. Петровский, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, И. Д. Фрумин, В. А. Ясвин, А. Хуторской и др.), изучать образовательную среду чрезвычайно важно с целью создания определенных условий эффективного формирования различных качеств личности, в том числе и здоровьесберегающей компетентности.

Согласно ВОЗ здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (1948г.). А «полное благополучие» человека заключается в том, что он удовлетворён по всем видам базовых потребностей (А. Маслоу). В словаре русского языка С.И. Ожегова: «благополучие - это спокойное и счастливое состояние». Это определение считается теоретической моделью здоровья, но на мой взгляд, оно не отражает в полной мере характеристики здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья студентов является актуальной педагогической проблемой и требует комплексного решения системы взаимосвязанных вопросов. Одним из важнейших направлений решения данной проблемы видится оптимизация влияния среды на личность и организм студента. При этом образовательная среда призвана способствовать не только профессиональному росту будущего специалиста. Здоровьесберегающая образовательная среда вуза наряду со многими другими факторами обеспечивает формирование здорового образа жизни студентов, что, в свою очередь, невозможно без формирования культуры здоровья студентов.

Актуальность данной работы. Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения приобрела сегодня особую актуальность и значимость. Забота о здоровье выдвигается в качестве и приоритета внутренней политики государства.

Формирование ценности здорового образа жизни теснейшим образом связано с воспитанием личности, с её социализацией. Одним из путей воспитания полноценной, здоровой личности является формирование у подрастающего поколения ценности здоровья и здорового образа жизни и, в целом, системы базовых ценностей.

Выделение подростковой возрастной группы в настоящем исследовании обусловлено тем, что в силу возрастной сензитивности подростки не способны противостоять негативным воздействиям. Вместе с тем, именно в подростковом возрасте закладываются базовые ценности, которые во многом определяют социально-нравственный облик взрослого человека. Сущность данного процесса - ориентация на личностное развитие, на осознание мотивов поведения, на изменение поведения подростков за счёт создания психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие рефлексивных способностей, ценностно-смысловой сферы, умений принимать ответственные решения по вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья.

Воспитание здоровой личности возможно только при условии реализации целенаправленной, соотнесенной с физиологическими, возрастными и психологическими особенностями подросткового возраста профилактической работы, направленной на формирование внутренней личностной установки на ценность здорового образа жизни.

В соответствии с образовательными стандартами у учащихся в процессе обучения должна быть сформирована компетентность здоровьесбережения, которая относится к социальным компетенциям.

Влияние образовательной среды вуза на формирование личности студента нашло отражение в многочисленных исследованиях (А. И. Артюхина, С. Л. Атанасян, В. П. Делия, А. В. Мазуренко, Э. Р. Мамонтова, Ю. С. Мануйлов Т. В. Менг, Т. А. Насонова, И. И. Палашева, Ю. С. Песоцкий, Б. И. Тенюшев и др.). В ее модельном представлении (И. И. Белякова, Е. А. Бурдуковская, В. П. Делия, Л. В. Мардахаев, Т. В. Менг, Н. А. Морозова, С. С. Полуйкова, В. А. Ясвин и др.) в качестве обязательного компонента этой среды выделяется внеучебная, внеаудиторная деятельность студентов, обладающая мощнейшим воспитательным потенциалом в системе высшего образования.

Объектом данной курсовой работы являются студенты вуза Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.

Предмет исследования: образовательная среда вуза как условие личностного развития и профессиональной компетентности студента.

Цель данного исследования: выяснить, каким образом здоровьесберегающая образовательная среда вуза влияет на личностное развитие студентов в процессе их профессионального обучения.

В рамках данной работы предполагается решить следующие задачи:

– выявить здоровьесберегающий потенциал образовательной среды как фактора личностных достижений студентов;

– определить критерии, показатели и уровни сформированности личностных достижений студентов вуза;

– определить методы психолого-педагогической диагностики для экспериментального обоснования эффективности здоровьесберегающей образовательной среды при формировании личностных достижений студентов в процессе их профессионального обучения .

Теоретическая актуальность и практическая значимость проблемы формирования личностного развития студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды обусловлены сложностью рационального разрешения существующих противоречий между потребностью общества в успешном становлении личности молодого человека и определением педагогических возможностей здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения, требованием максимально индивидуализировать образовательный процесс за счет внедрения инновационных образовательных технологий и неразработанностью механизмов психолого-педагогического сопровождения проектирования здоровьесберегающей среды, наличием теоретических подходов к формированию здоровьесбережения и трудностями в реализации установки на здоровье как главную ценность, которое позволило бы изменить собственно позицию субъектов образовательной деятельности.

 

Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающей образовательной среды вуза



2018-07-06 759 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающей образовательной среды вуза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающей образовательной среды вуза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (759)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)