Здоровьесберегающая образовательная среда вуза как фактор формирования личностных результатов образования учащихся
На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны [9]. Одна из стратегических задач развития образования и главный смысл разработки стандартов второго поколения – повышение качества образования. Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся и создании психологического комфорта при осуществлении учебно-воспитательного процесса. Школа является особым здоровьесберегающим образовательным пространством, в рамках которого происходит формирование социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское самоопределение, все то, что в федеральных государственных стандартах второго поколения предъявляется как требования к личностным результатам образования[10]. В современных условиях особенную важность приобретает проблема формирования компетентности здоровьесбережения у подрастающего поколения. В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения определена важнейшая задача – обеспечение современного качества образования на основе сохранения фундаментальности, соответствия потребностям развития личности, общества и государства. В соответствии с этим современная российская школа должна быть ориентирована на создание антропоцентрической модели образования, где ключевым понятием выступает индивидуализация всего образовательного процесса. В соответствии с этим подходом непрерывное образование призвано развить в ребенке ту систему ценностей, которая может стать основой для формирования основных компонентов культуры здоровьесбережения, заложить в нем механизмы реализации духовных, нравственных, физических качеств, важнейших элементов внутренней культуры человека, определяющих его отношение к окружающему миру. Такой педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности позволяет молодому человеку войти в культуру, жизнь социума, развить свои творческие способности[4]. Процесс развития, который традиционно является одним из составляющих образовательного процесса, в условиях построения здоровьесберегающей образовательной среды с использованием технологий, обеспечивающих персонализацию образования, априори является неотъемлемой частью процесса обучения и воспитания. У школы есть свои задачи в охране и укреплении здоровья школьников. И эти задачи можно разделить на две части. Первая – создание в школе таких условий жизни и обучения, которые не будут ухудшать здоровье, а будут способствовать его сохранению и укреплению. Вторая – создание в школе системы работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни, профилактики рисков для здоровья, эффективного использования физической культуры[2]. Основные принципы здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения предполагают: 1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. 2. Непрерывность и последовательность проведения оздоровительных мероприятий в течение года. 3. Максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся и педагогического коллектива в целом. 4. Интеграция и систематизация оздоровительных технологий в образовательный процесс. 5. Формирование положительной мотивации у учащихся, сотрудников к проведению оздоровительных мероприятий. Здоровьесберегающая образовательная среда является ресурсом для формирования личностных результатов образования учащихся. Личностные результаты образования находят отражение в самоопределении, итогом которого становится формирование социальной/гражданской и личностной идентичности, развитие Я–концепции и самооценки; в смыслообразовании как установлении смысла обучения и актуализации мотивов учебной деятельности; в морально-этической ориентации – умении выделить нравственный аспект события и поведения, как своего собственного, так и других людей, соотнести поступок с принятыми этическими нормами и принципами, уметь сделать личностный ответственный выбор в ситуации моральной дилеммы. Одной из актуальных проблем внедрения новых ФГОС общего образования является проблема процедур и инструментария оценки результатов образования учащихся[1]. Наиболее существенными критериями оценки личностных результатов образования являются: − соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; − соответствие социально желательным свойствам личности (качественным характеристикам); − учет индивидуальности личности – соответствие зоне ближайшего развития; − благополучие эмоционального состояния (проявления тревожности, фрустрации, стресса являются свидетельством трудностей, неблагополучия личностного развития учащихся). Для каждого из личностных универсальных действий можно выделить поведенческие, когнитивные, эмоциональные показатели, свидетельствующие о достижении/или трудностях достижения заданных в стандарте целей-ориентиров личностного развития. Важным показателем личностного развития учащегося является развитие его самооценки, являющейся основой уровня притязаний, регуляции деятельности, самоэффективности, готовности к освоению новых задач[15]. При оценке личностных результатов образования необходимо соблюдать этические требования к оцениванию личностных, моральных и иных социальных качеств личности учащихся. Эти требования воплощены в Этическом кодексе психологов России, принятом на V съезде Российского психологического общества в феврале 2012 года. Этические требования включают конфиденциальность, принцип «не навреди» (следование указанному принципу ограничивает возможности использования полученных результатов оценивания в целях иных, чем создание оптимальных условий для личностного и познавательного развития учащихся); требование профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих оценку; ясность и «прозрачность» целей и задач, а также возможностей использования данных оценивания для учащихся, полное и адекватное возрасту информирование обследуемых о цели обследования и о последующем характере использования результатов; предоставление обследуемому по его запросу адекватной интерпретации диагностических результатов в форме, не представляющей угрозы личности и эмоциональному статусу учащегося; согласие родителей или опекунов [10]. Формами оценки личностных результатов являются: 1) мониторинг, направленный на оценку эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения(отдельной школы, региона, образовательной системы страны); 2) индивидуальное или групповое обследование, нацеленное на оценку индивидуального прогресса. Личностные результаты, как зафиксировано в Стандарте общего образования второго поколения, не подлежат формализованному итоговому контролю и аттестации. Формами фиксации результатов оценивания должны стать заключение по эффективности образовательно- воспитательного процесса образовательного учреждения; психолого- педагогическая характеристика и портфолио учащегося[12]. Психолого-педагогическая характеристика направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств учащегося, определение приоритетных задач и направлений личностного развития и систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить их успешную реализацию. Оценка индивидуального прогресса развития обучающегося должна стать основой для решения следующих задач: − ориентации родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; − составления (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей, воспитателей; − разработки и реализации программы оптимизации межличностных отношений, общения и взаимодействия учащихся в классе и других малых группах со сверстниками и педагогом; − составление рекомендаций по воспитанию детей в семье и гармонизации детско-родительских отношений; − проведения в случае необходимости психологической коррекционной работы индивидуально или/и в специальных группах при консультации с детьми и родителями. Формирование здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды[11]. Образовательная среда - это среда, которая состоит из элементов, оказывающих жизненно важные влияния на обучающихся в процессе получения образования. Образовательная среда является целостностью, включающей весь спектр воздействий на ребенка: отношения с другими участниками образовательного процесса, особенности организации учебно-воспитательного процесса, экологические характеристики и т.д. Здоровьесберегающему обучению и воспитанию способствуют: - систематическая актуализация внимания учащихся подростков на их здоровье и здоровом образе жизни; - создание комфортной образовательной среды для всех учащихся; - оптимизация учебной нагрузки учащихся, чередование учебного труда и отдыха; - усиление диагностических функций для выявления: во-первых, резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания; во-вторых, для усиления рефлексии педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию. Побудить учащихся к повышению уровня культуры здоровья и ведению здорового образа жизни - трудная задача, однако образование в области культуры здоровья в молодом возрасте поможет в принятии наиболее правильных и полезных для здоровья решений в выборе образа жизни, ориентированных на его сохранение и укрепление[14].
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |