Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов



2018-07-06 1143 Обсуждений (0)
Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема укрепления здоровья студентов, основного резерва кадров российского здравоохранения, носит стратегический характер для государства и общества. Задачей любого вуза является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и творческую активность. Хорошее здоровье в совокупности с социальной зрелостью являются необходимыми условиями получения высшего профессионального образования, так как овладение науками сегодня требует от студентов вузов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат. К сожалению, состояние здоровья российского студенчества нельзя признать удовлетворительным. Без сомнения, являясь частью общества, студенты в полной мере испытывают воздействие различных неблагоприятных факторов, связанных с современной ситуацией в стране. Это и экономические трудности, усугубленные повышенными запросами, характерными для этого возраста, и связанные с ними ухудшение качества питания, условий жизни, необходимость дополнительного заработка. Необходимо признать, что студенты испытывают в современных условиях и влияние высочайшей интенсификации учебного процесса. При этом рост учебных нагрузок происходит на фоне девальвации значения физической культуры в жизни человека и свертывания профилактического направления в здравоохранении. Немаловажно, что, поступая в вуз, многие студенты вынуждены покидать прокреативную (родительскую) среду, начинают жить в общежитии, что радикально изменяет образ его жизни, требует приспособления к новым условиям жизни, что очень часто негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья [6].

Профилактических программ в сфере здоровья, реализуемых в российских вузах и описанных в литературе, сравнительно немного. Тем не менее, их анализ позволяет с достаточной полнотой судить как о содержании и направленности профилактической деятельности в студенческой среде, так и теоретических основаниях этой деятельности. В большинстве высших учебных заведений страны такие программы основываются лишь на формировании здорового образа жизни среди студенчества и реализуются путем преподавания дисциплин, предусмотренных государственным образовательным стандартом: основы медицинских знаний и профилактика болезней, валеология, здоровый образ жизни (ЗОЖ), безопасность жизнедеятельности, различные курсы по выбору. Большая работа по формированию здорового образа жизни среди студенчества проводится в рамках специальных программ профилактики, функционирования центров психологического консультирования и центров здоровья. Эффективность гигиенического воспитания повышается при создании в высших учебных заведениях оздоровительных центров, которые могут включать в себя кабинет здорового образа жизни, комнату психологической разгрузки, спорткомплекс, телефон доверия. Гигиеническое воспитание высших учебных заведениях, проводимое специалистами вузов, должно осуществляться во взаимодействии со специализированными учреждениями гигиенического воспитания, лечебно-профилактическими учреждениями (поликлиники, лечебно-физкультурные и наркологические учреждения)[5].

Управление охраной здоровья студентов - задача всего коллектива высшего образовательного заведения, в реализации, которой принимают участие многие подразделения и структуры вуза (от ученого совета до куратора студенческой группы, от проректора по воспитательной работе до коменданта общежития). Для принятия научно обоснованного решения в области управления охраной здоровья студентов требуются данные медико-социального, экономического, правового и иного характера. Следует также учитывать факторы, определяющие формы и методы управления охраной здоровья студентов в целом и на отдельных факультетах в частности: социальные факторы (социальная направленность внутривузовских и внутрифакультетских решений и действий); уровень социально-экономического положения каждого студента; реализация принципов социальной справедливости и доступность для всех студентов, преподавателей и сотрудников дости­жений науки и практики в области охраны здоровья населения; уровень научного обеспечения проблем управления охраной здоровья студенческой молодежи; адаптация международного опыта в области медико-социального обеспечения студентов РФ в целом[13].

Важная теоретическая проблема медико-социального обеспечения студентов - определение правильного соотношения внутренних и внешних связей системы управления охраной их здоровья. Комплексная система охраны здоровья студентов состоит из структурных (соответствующие структурные подразделения медико-социального обеспечения университета) и функциональных элементов. Все элементы системы управления охраной здоровья студентов должны быть взаимосвязаны между собой. Для нормального функционирования факультетов и института кураторов по управлению охраной здоровья студентов необходимо, чтобы между ними был налажен постоянный обмен информацией[8].

Основные задачи процесса управления охраной здоровья студентов вуза - это:

1) усиление мер первичной и вторичной профилактики наиболее распространенных заболеваний, устранение условий и факторов (факторы риска), которые способствуют появлению или развитию этих заболеваний; улучшение окружающей среды, условий труда и быта, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, укрепление здоровья отдельных групп студентов (студенты-инвалиды, студенты-сироты); развитие активного отдыха и массовой физической культуры, обеспечение рационального питания студентов; активизация работы по воспитанию и привитию культуры здоровья;

2) развитие и совершенствование диспансеризации как конкретного направления в процессе управления охраной здоровья студентов;

3) обеспечение прочной научной базы совершенствования профилактики заболеваний путем существенного повышения качества научных исследований по проблемам здоровья студентов и внедрения результатов исследований в процесс управления охраной здоровья студентов вуза. Осуществление профилактических мероприятий можно обеспечить в полной мере, только превратив профилактику в инструмент целенаправленной деятельности всего коллектива вуза, с поддержкой региона и государства.

В настоящее время повсеместно идет самостоятельная проработка организационных и экономических основ создания службы семейной медицины в России.

Таким образом, выяснилось, что одну из важнейших ролей в системе сохранения и укрепления здоровья студентов играют вузы, которые в свою очередь, в связи с отсутствием в России единой программы внедрения здоровьесберегающих технологий, часто заменяют их на профилактические меры. Главный недостаток профилактических программ – использование однотипных методов профилактики – информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. А основная проблема в сфере реализации профилактических программ – недостаточное внимание к эмпирической и теоретической основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности[9].

 

 



2018-07-06 1143 Обсуждений (0)
Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)