Особенности подросткового периода
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 5 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 8 1.1Особенности подросткового периода. 8 1.2 Причины подростковой девиации и дезадаптации. 11 1.3 Виды девиантного поведения подростков. 15 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ 23 2.1 Методы групповой социальной работы с детьми и подростками. 23 2.2 Тренинговые формы работы с девиантными подростками. 28 3 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РОБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.. 30 3.1 Сущность и содержание социальной профилактики. 30 3.2 Реализация профилактической работы с дезадаптированными детьми и подростками 33 3.3 Региональный опыт социально-профилактической работы.. 36 ВЫВОДЫ.. 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ В настоящее время социальная профилактика – это научно обоснованное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения его функциональных процессов в его жизнедеятельности. Эффективность ее осуществления во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения. К числу важнейших видов профилактики, используемых в социальной работе, можно отнести: профилактику девиантного поведения; профилактику безнадзорности и беспризорности; профилактику семейного неблагополучия и насилия; профилактику безработицы и др. Наряду с профилактикой преступности, алкоголизма, наркомании, токсикомании, проституции, суицида, аморальных поступков, являющихся основными компонентами социальных девиаций, особую актуальность в современном обществе приобретает проблема профилактики безнадзорности и беспризорности. Поэтому технология социально-профилактической деятельности в работе с детьми и подростками является очень актуальной темой в наше время[3, c. 45]. Вместе с тем подростковый период является наиболее сензитивным периодом для самопостроения и самосозидания личности. Центральным его новообразованием становится развитие «Я» и обретение позитивной самоидентичности. Э.Эриксон отмечает, что продолжительность этого процесса у каждого подростка различна и, если ему не удается сформировать идентичность, он глубоко страдает от ролевой размытости. Подросток, не достигший самоидентичности, испытывает сомнения в себе, аутоагрессию. В данной работе рассматриваются проблемы тех детей, чья судьба менее устроена в социуме и которые являются, так или иначе, социально дезадаптированными.Детство, период взросления, юность–это периоды, которые являются основополагающими в становлении каждого человека, именно тогда происходят большие перемены. С одной стороны, ребенок меняется физически, что увеличивает его возможности, с другой стороны, общество ставит перед ним новые задачи и требования. Именно восприятие маленьким человеком этих требований и задач определяет психологию личности будущего индивида, его восприятие жизни и общества. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с проблемной ситуацией из-за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь. Социальный работник, воспитатель, преподаватель, психолог должен установить контакт и построить свои отношения с ребенком, подростком так, чтобы тот сам заговорил о своих проблемах. Социальный работник помогает разобраться в проблемах и найти решения. В зависимости от возраста ребенка, проблемы возникшей у него, в его семье или окружение, но под влиянием которой, он попал, существуют различные технологии, методы профилактики поведения, детей и подростков. Восприятие той или иной ситуации анализируется на основе социальной диагностики, выделяется его структура, формы и виды проявления[12]. Цель работы − показать насколько проблема дезадаптации детей и подростков актуальна, и проанализировать деятельность учреждений социальных служб, работающих с дезадаптированными детьми и подростками. Достичь цели предполагается через решение следующих задач: − выяснить причины и предпосылки детско-подростковой дезадаптации; факторы, влияющие на дезадаптацию; − найти пути предупреждения и преодоления детско-подростковой дезадаптации; −выявить технологии работы с дезадаптированными несовершеннолетними; − проанализировать основные направления профилактики дезадаптации детей и подростков на современном этапе. Методы исследования − анализ научной литературы, наблюдение.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Особенности подросткового периода По мнению исследователей, подростковый возраст – самый трудный возраст ребенка, поскольку в это время происходит сильнейшее развитие организма: переход от детства к взрослому состоянию. Но подростки испытывают изменения не только в физиологическом плане, в этом возрасте дети пытаются найти себя, свой путь в жизни, свое место в жизни и социальной лестнице. Задача взрослых, родителей и педагогов, помочь ребенку пройти этот путь достойно и стать полноценным человеком и членом общества [5]. Подросток – юноша или девушка в возрасте от 12 до 17 лет, у которого происходят физиологические изменения в организме. Этот возраст также называется переходным: у девочек начинаются первые менструации, у мальчиков – рост волос на лице и теле, первые поллюции. В связи с формированием половых признаков и функций в этом возрасте дети очень заинтересованы противоположным полом и стремятся к построению общения с ним. Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. Особенности подросткового возраста. Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела. Формируется и завершается сексуальная ориентация подростка. Появляется способности логически мыслить, оперировать абстрактными категориями. Именно поэтому в подростковом возрасте дети часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы. Появляется умение сопереживать, сами переживания становятся глубже, чувства – сильнее. Проявляется интерес к ранее неинтересным сферам жизни. Общение со сверстниками становится необходимостью, это дает возможность выразить эмоции, поделиться, а также дает возможность формирования норм поведения в обществе. Но общение с родителями и родственниками уходит на второй план [10,с.15]. Появляется потребность принадлежности какой-то группе подростков. В частности, которая приветствует определенные элементы одежды, обороты речи и т.д. Приэтом те, кто не имеют этих признаков, могут быть не приняты в этой группе. Желание принять на себя обязанности и права взрослых.Формирование самооценки ребенка, способность принять как свои положительные, так и отрицательные черты, в т. ч. в волевой сфере. Благодаря поддержке родителей, семьи, педагогов, которыес пониманием относятся к индивидуальным особенностям в поведении подростка, он достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения (Приложение 1). Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой – испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью [5; 14]. Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно. В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола. Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи: окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка, позволить ребенку быть независимым в принятии решений, уважать выбранную им позицию, установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку (Приложение 2). Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (571)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |