Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста



2018-07-06 665 Обсуждений (0)
Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства».

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами (В.И. Даль. Е.А. Покровский, В.П. Шейн и др.). Педагогическим отбором и пропагандой народных игр как средств воспитания занимались И.Я. Герд. Е.М. Дементьев, П.Ф. Лесгафт. А. Скотак и др.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия.

Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

При осуществлении коррекционно-воспитательной работы с детьми по развитию навыков общения внимание акцентировалось на создании благоприятного климата и использовании комплексного подхода к диагностической и коррекционно-педагогической работе.

Цель - создание условий для активной и самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого, формирование у детей межличностных отношений в процессе игровой деятельности.

Для реализации данной цели предполагаем решение следующих задач:

Задачи:

• Выявить причины нарушения общения.

• Осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими проблемы в общении, в условиях игры.

• Формировать коммуникативность ребенка - умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

• Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.

• Создать предметно-развивающую среду, отвечающую современным требованиям, способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

Для устранения конфликтных ситуаций необходимо развивать навыки взаимодействия.

Для развития навыков взаимодействия с детьми в качестве основных видов деятельности, используются следующие:

• игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные;

• анализ конфликтных ситуаций;

• инсценировки;

• беседы;

• чтение и последующий анализ художественных произведений.

После проведения диагностики была спланирована работа по апробации коммуникативных игр:

• на развитие навыков взаимодействия;

• на овладение невербальными средствами общения;

• на распознавание и выражение эмоций.

Игры были включены в режимные моменты первой и второй половины дня: в утреннее приветствие, в организацию самостоятельной деятельности детей, перед дневным сном, как физкультминутки, на прогулке, и, конечно, в вечернее время. Элементы игр использовались при проведении бодрящей гимнастики и в интегрированных занятиях.

Ежедневно в утреннее приветствие включались три вида игр. Сначала проводилась игра на развитие навыков взаимодействия «Карусели». После этого - игра на овладение невербальными средствами общения «Зайцы и лиса». И в заключение - игра на распознавание и выражение эмоций «Передай улыбку по кругу».

Ежедневно на прогулке проводилось три вида игр. Сначала проводилась игра на развитие навыков взаимодействия «Лови-Лови». После этого - игра на овладение невербальными средствами общения «Зоопарк». И в заключении - игра на распознавание и выражение эмоций «Передай улыбку по кругу». При этом учитывались личностные особенности каждого ребенка.

Игры на овладение невербальными средствами общения «Тихий час для мышат», «Баюшки», «Хамочек», «Мышиная колыбельная» проводились после обеда, перед дневным сном. Эти игры способствовали расслаблению, снятию эмоционального и умственного напряжения у детей. При проведении этих игр, использовалась спокойная классическая музыка в традиционном исполнении или музыка на фоне звуков природы - шума дождя, пения птиц, звуков прибоя. Игра повторялась многократно в последующие дни.

Апробация проведения данной системы игр показала достаточно высокие результаты. В процессе их проведения дошкольники становились все более внимательными друг к другу, замечали действия и настроения других детей. Стремились помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снизилась агрессивность, конфликтность многих проблемных детей, уменьшилось число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвовали в совместной игре.

На первых этапах инициатива полностью принадлежала взрослому, затем дети просили взрослого поиграть с ними. А во второй половине года уже сами начали организовывать простые коммуникативные игры не только между собой, но и с игрушками, а дома привлекали к играм родителей, братьев и сестер.

Таким образом, народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.

Соответственно, включая народные игры в педагогический процесс, мы улучшаем навыки общения дошкольников, увеличиваем их интерес к культуре родной страны и прививаем навыки патриотического воспитания.

Игры разделены на три направления (блока):

1. Повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе.

2. Развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям.

3. Развитие диалогического общения и коммуникативных умений.

Более подробно описанные игры представлены в приложении А.



2018-07-06 665 Обсуждений (0)
Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (665)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)