Вскрытие карьерного поля.
Вскрытием называется комплекс мероприятий по проведению горных выработок, обеспечивающих транспортную связь горизонтов карьера между собой и с поверхностью и служащих для создания первоначального фронта работ уступов с земной поверхностью. Вскрытие карьерных полей может осуществляться: - траншейным и бестраншейным способами.При траншейном вскрытии основными вскрывающими выработками являются наклонные (капитальные) траншеи, по дну которых сооружаются дороги, служащие для перевозки вскрышных пород и добытого полезного ископаемого на земную поверхность. Капитальные траншеи на какой либо горизонт создают возможность проведения разрезных траншей, обеспечивающих создание первоначального фронта работ в уступе. Капитальные и разрезные траншеи проводят в период строительства карьера и при вскрытии новых горизонтов выполняют на открытых разработках функции горно-подготовительных выработок (в период эксплуатации), с помощью которых производят подготовку уступов к разработке. Капитальные траншеи—наклонные горные выработки. Разрезные траншеи являются продолжением капитальных траншей—горизонтальные выработки, проходят на каждом рабочем горизонте. Вскрытие равнинных месторождений и смежных горизонтов карьера ведут траншеями полного трапециевидного профиля (рис. 2). Высотные месторождения вскрывают полутраншеями (рис. 2, б). В соответствии с вариантом индивидуального задания и выбранного горно-транспортного оборудования дать описание способа вскрытия рабочих горизонтов карьера по классификации проф. Е.Ф.Шешко [2, табл. 7.1 и 7.3]. Если траншеи, вскрывающие каждый уступ, связаны в единую транспортную сеть, что встречается наиболее часто, то они представляют собой систему траншей. Основные параметры траншей и полутраншей: глубина заложение (Hт), продольный уклон (iр), углы откоса бортов (α), ширина по нижнему основанию (bт), длина в плане Lт и горно-строительный объем (Vт). Глубина заложения траншей равна разности заложения ее устья и вскрываемого рабочего горизонта. При вскрытии одного горизонта, глубина траншеи равна высоте уступа. Продольный уклон капитальных траншей (скользящего съезда) устанавливается в зависимости от вида карьерного транспорта (табл. 8). Угол откоса бортов капитальных траншей устанавливается от в зависимости от срока ее службы и физико-технических свойств горных пород. В мягких и полускальных породах составляет 34-450. В скальных породах его значение принимается в пределах 60-800.
Таблица 8. Продольный уклон вскрывающих выработок
Длина наклонной траншеи в плане связано с ее глубиной и продольным уклоном: , (9) где iр- руководящий (продольный) уклон, %. Длина разрезной траншеи находят в зависимости от размеров подготовительного горизонта и принятой системы разработки. В соответствии с заданным видом транспорта по таблицам 9, 10 и 11 выбрать ширину траншеи по дну. Таблица 9. Ширина нижнего основания капитальных траншей для железнодорожного транспорта, м
Таблица 10. Ширина нижнего основания капитальных траншей при двухполосном движении автотранспорта, м
Таблица 11. Ширина нижнего основания разрезных траншей в скальных породах (м)
Провести проверку ширины основания траншее по условиям ее проведения (табл. 12) Сравнить табличные значения ширины нижнего основания траншеи и принять наибольшее из них. Вычислить объем капитальной наклонной траншеи (м3) . (10) Строительный объем разрезной траншеи (м3) Vрт = h·Lрт·(bрт + h·ctgα), (11) где Lрт – длина разрезной траншеи, м; bрт – ширина нижнего основания разрезной траншеи (табл. 11), м. Таблица 12. Ширина нижнего основания капитальной траншеи в зависимости от типа экскаватора применяемого для ее проходки, м
Выполнить графическое изображение вскрывающей траншеи и указанием основных ее параметров. Построить поперечный разрез карьера по образцу рис. 1 и план карьера в виде горизонталей, показывающих положение нижних бровок соответствующих уступов (рис. 3). Минимальные радиусы закругления в торцах принимать равными 120м при железнодорожном транспорте и 20м при автомобильном и конвейерном транспорте. Выбрать вид примыкания капитальных траншей к горизонту [2, с.234-235]. Определить длину трассы, необходимой для вскрытия одного горизонта (м) , (12) где h – высота уступа, м; lп – длина горизонтальной площадки примыкания (при автомобильном транспорте lп = 40-50м, при железнодорожном транспорте lп = 200-250м),м; lк – увеличение длины трассы за счет криволинейных участков (учитывается при спиральной форме трассы), м; lс – приращение длины трассы за счет смягчения уклона (lс составляет 200-250м, учитывается только в случае примыкания на смягченном уклоне, при этом lп = 0),м. С учетом формы залежи выбрать форму трассы внутренних траншей [2, с.235-236]. На построенном плана карьера (рис. 3) спроектировать трассу вскрывающих траншей (рис. 4). Построение трассы простой формы ведут при фиксированном положении точки А (начала трассы). При трассирование траншей тупиковой или петлевой формы допускается вскрывать несколько горизонтов без изменения направления трассы. В избежания значительного выполаживания бортов карьера разворотные площадки при петлевых съездах целесообразно размещать в торцах и сдвигать смежные петли по фронту, не допуская расположения их на одной линии. Построение системы траншей со спиральной формой трассы производят с учетом увеличения длины трассы за счет криволинейных участков.
Система разработки. В соответствии с вариантом индивидуального задания дать описания принятой системы разработки на основе классификации акад. В.В.Ржевского [2, стр.262] и акад. Н.В. Мельникова [2, стр.259]. Выполнить расчет основных параметров системы разработки. С учетом рабочих параметров карьерных мехлопаты определить высоту уступа: высота уступа по ЕПБ при разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом не должна превышать: -максимальную высоту черпанья экскаватора при разработки горных пород одноковшовыми экскаваторами типа «механическая лопата» без применения буро- взрывных работ (БВР); -более чем 1.5 раза высоту черпанья экскаваторов типа «механическая лопата» при разработки скальных пород с применением БВР. С учетом изложенного определить высоту уступа по формуле: , (13) где h – высота уступа, м; Hч.max – максимальная высота черпанья принятого экскаватора (прил. 1), м. Минимальное значение высоты уступа соответствует разработки экскаватором наносов, а максимальная – коренных пород. Округлить расчетное значение высоты уступа до ближайшего значения из ряда: 10, 12, 15, 20 м. Установить (табл.13) угол откоса рабочего уступа. Таблица 13. Угол откоса уступа и ширина призмы обрушения (по «Гипроруде»), м
Ширина рабочей площадки П (м) рассчитывается по следующим формулам (рис. 5): -при разработке мягких пород (наносов) без БВР (рис. 5, а): П = А + С1 + Т + m + dв + Л +dп; (14) -при использовании буровзрывных работ (рис 5,б): П = В + С1 + Т + m + dв + Л +dп; (15) где А – ширина экскаваторной заходки, м; C1=2,5÷3,5 – расстояние от нижней бровки уступа или развала до транспортной полосы, м; Т – ширина транспортной полосы, м; m=3,5 – расстояние от линии электропередачи до кромки транспортной полосы, м; dв=6÷7 – ширина полосы для движения вспомогательного транспорта (при использовании автотранспорта dв=0), м; Л – ширина полосы готовых к выемке запасов, м; dп – ширина призмы возможного обрушения (табл. 13),м; В – ширина развала взорванной горной массы, м. Ширина транспортной полосы зависит от типа транспортных средств и числа путей (полос движения). При использовании железнодорожного транспорта на однопутных линиях она составляет 6,5 м, при двух смежных путях равна 10,9 м; для автотранспорта при однополосном движении изменяется от 5,5 м (автосамосвалы грузоподъемностью 27 т) до 9 м (автосамосвалы 160-180т), а при двухполосном движении – от 10 до 20 м. Ширина резервной полосы запасов, необходимой для бесперебойной работы на смежных уступах: , (16) где μ – норматив обеспеченности запасами полезного ископаемого, мес. (табл.14); Ар – годовая производительность карьера по полезному ископаемому, т; Lр.у – длина добычного фронта на уступе, м (Lр.у = Lр); nо – количество добычных уступов. Таблица 14. Норматив обеспеченности готовыми к выемки запасами, мес. (по «Гипроруде»)
Количество одновременно разрабатываемых добычных уступов для продольных систем разработки в условиях наклонных и крутопадающих залежей рассчитывается по формуле Э.К. Граудина [1]: , (17) где bрт – ширина разрезной траншее (ее учитывают, если подготовка горизонтов ведется по залежи), м; δ – угол падения залежи, град. Знак «плюс» в знаменателе принимают при развитии работ от лежачего бока к висячему, знак «минус» - при развитии от висячего бока к лежачему. Для поперечных систем разработок [1]: , (18) где bрк – ширина разрезного котлована (bрк = 40÷100м.) в скальных породах; Пп – ширина рабочей площадки по простиранию, м: Пп = Пmin + μ·Qэ.г·nб/12·mг·h, (19) где Пmin – минимальная ширина рабочей площадки (обычно Пmin = 60÷80 м), м; Qэ.г – годовая производительность экскаватора, м3; nб – количество добычных экскаваторов работающих на одном уступе, ед. Количество добычных экскаваторов работающих на одном уступе определяется с учетом рекомендуемой длины фронта работ на экскаватор при использовании железнодорожного транспорта или исходя минимальной длины активного фронта работ на один экскаватор (табл. 15 и табл. 16). Таблица 15. Рекомендуемая длина (м) фронта работ.
Таблица 16. Минимальная длина (м) активного фронта работ на один экскаватор.
Угол откоса бортов карьера представляет собой линию, соединяющую верхнюю бровку карьера с нижней. Угол откоса рабочего борта карьера φ отстраивается внутри рабочей зоны и рассчитывается по формуле: . (20) Длину добычного фронта работ находят, умножив длину фронта работ уступа Lр.у на величину nо. Выполнить в масштабе схему забоя экскаватора (рис. 6). На выполненном плане карьера и поперечном разрезе (рис. 3) с учетом принятой трассы вскрывающих траншей (рис. 4) нанести положение горных работ на момент пуска карьера в эксплуатацию (рис. 7). Определены: Расчеты карьера. Вскрыша:
Параметры уступа: Самосвал: БелАЗ-7509 Вскрышной экскаватор: ЭКГ-8И Высота уступа - вскрышной уступ - добычной уступ Углы откосов вскрышных уступов: Углы откосов добычных уступов: Ширина заходки экскаватора: Ширина рабочей площадки:
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1633)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |