Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вскрытие карьерного поля.



2018-07-06 1633 Обсуждений (0)
Вскрытие карьерного поля. 0.00 из 5.00 0 оценок




Вскрытием называется комплекс мероприятий по проведению горных выработок, обеспечивающих транспортную связь горизонтов карьера между собой и с поверхностью и служащих для создания первоначального фронта работ уступов с земной поверхностью.

Вскрытие карьерных полей может осуществляться: - траншейным и бестраншейным способами.При траншейном вскрытии основными вскрывающими выработками являются наклонные (капитальные) траншеи, по дну которых сооружаются дороги, служащие для перевозки вскрышных пород и добытого полезного ископаемого на земную поверхность. Капитальные траншеи на какой либо горизонт создают возможность проведения разрезных траншей, обеспечивающих создание первоначального фронта работ в уступе.

Капитальные и разрезные траншеи проводят в период строительства карьера и при вскрытии новых горизонтов выполняют на открытых разработках функции горно-подготовительных выработок (в период эксплуатации), с помощью которых производят подготовку уступов к разработке.

Капитальные траншеи—наклонные горные выработки. Разрезные траншеи являются продолжением капитальных траншей—горизонтальные выработки, проходят на каждом рабочем горизонте.

Вскрытие равнинных месторождений и смежных горизонтов карьера ведут траншеями полного трапециевидного профиля (рис. 2). Высотные месторождения вскрывают полутраншеями (рис. 2, б).

В соответствии с вариантом индивидуального задания и выбранного горно-транспортного оборудования дать описание способа вскрытия рабочих горизонтов карьера по классификации проф. Е.Ф.Шешко [2, табл. 7.1 и 7.3].

Если траншеи, вскрывающие каждый уступ, связаны в единую транспортную сеть, что встречается наиболее часто, то они представляют собой систему траншей. Основные параметры траншей и полутраншей: глубина заложение (Hт), продольный уклон (iр), углы откоса бортов (α), ширина по нижнему основанию (bт), длина в плане Lт и горно-строительный объем (Vт).

Глубина заложения траншей равна разности заложения ее устья и вскрываемого рабочего горизонта. При вскрытии одного горизонта, глубина траншеи равна высоте уступа. Продольный уклон капитальных траншей (скользящего съезда) устанавливается в зависимости от вида карьерного транспорта (табл. 8).

Угол откоса бортов капитальных траншей устанавливается от в зависимости от срока ее службы и физико-технических свойств горных пород. В мягких и полускальных породах составляет 34-450. В скальных породах его значение принимается в пределах 60-800.

 

Таблица 8. Продольный уклон вскрывающих выработок

Траншея Вид транспорта Продольный уклон траншей %
при подъеме при спуске
Наклонные Железнодорожный Автомобильный 2,5÷6 6÷10 2,5÷6 8÷12
Крутые Конвейерный Скиповой 25÷33 55÷100 - -

Длина наклонной траншеи в плане связано с ее глубиной и продольным уклоном:

, (9)

где iр- руководящий (продольный) уклон, %.

Длина разрезной траншеи находят в зависимости от размеров подготовительного горизонта и принятой системы разработки.

В соответствии с заданным видом транспорта по таблицам 9, 10 и 11 выбрать ширину траншеи по дну.

Таблица 9. Ширина нижнего основания капитальных траншей

для железнодорожного транспорта, м

Породы Один путь Два пути
Электровозная тяга Тепловозная тяга Электровозная тяга Тепловозная тяга
Мягкие Скальные

Таблица 10. Ширина нижнего основания капитальных траншей

при двухполосном движении автотранспорта, м

Породы Грузоподъемность автосамосвала, т.
27-40 75-120 120-180
Мягкие Скальные 25-26 20-21 30-35 27-32 35-37 32-37

Таблица 11. Ширина нижнего основания разрезных траншей

в скальных породах (м)

Высота уступа, м. Автомобильный транспорт Железнодорожный транспорт
Грузоподъемность, т. Один путь Два пути
25-40 75-100 Электровозная тяга Тепловозная тяга Электровозная тяга Тепловозная тяга

Провести проверку ширины основания траншее по условиям ее проведения (табл. 12)

Сравнить табличные значения ширины нижнего основания траншеи и принять наибольшее из них.

Вычислить объем капитальной наклонной траншеи (м3)

. (10)

Строительный объем разрезной траншеи (м3)

Vрт = h·Lрт·(bрт + h·ctgα), (11)

где Lрт – длина разрезной траншеи, м; bрт – ширина нижнего основания разрезной траншеи (табл. 11), м.

Таблица 12. Ширина нижнего основания капитальной траншеи

в зависимости от типа экскаватора применяемого для ее проходки, м

Угол откоса борта траншеи, град. Тип экскаватор
ЭКГ-4,6 (ЭКГ-5А) ЭКГ-8и (ЭКГ-10)

Выполнить графическое изображение вскрывающей траншеи и указанием основных ее параметров.

Построить поперечный разрез карьера по образцу рис. 1 и план карьера в виде горизонталей, показывающих положение нижних бровок соответствующих уступов (рис. 3). Минимальные радиусы закругления в торцах принимать равными 120м при железнодорожном транспорте и 20м при автомобильном и конвейерном транспорте.

Выбрать вид примыкания капитальных траншей к горизонту [2, с.234-235].

Определить длину трассы, необходимой для вскрытия одного горизонта (м)

, (12)

где h – высота уступа, м; lп – длина горизонтальной площадки примыкания (при автомобильном транспорте lп = 40-50м, при железнодорожном транспорте lп = 200-250м),м; lк – увеличение длины трассы за счет криволинейных участков (учитывается при спиральной форме трассы), м; lс – приращение длины трассы за счет смягчения уклона (lс составляет 200-250м, учитывается только в случае примыкания на смягченном уклоне, при этом lп = 0),м.

С учетом формы залежи выбрать форму трассы внутренних траншей [2, с.235-236].

На построенном плана карьера (рис. 3) спроектировать трассу вскрывающих траншей (рис. 4). Построение трассы простой формы ведут при фиксированном положении точки А (начала трассы). При трассирование траншей тупиковой или петлевой формы допускается вскрывать несколько горизонтов без изменения направления трассы. В избежания значительного выполаживания бортов карьера разворотные площадки при петлевых съездах целесообразно размещать в торцах и сдвигать смежные петли по фронту, не допуская расположения их на одной линии.

Построение системы траншей со спиральной формой трассы производят с учетом увеличения длины трассы за счет криволинейных участков.


 

Система разработки.

В соответствии с вариантом индивидуального задания дать описания принятой системы разработки на основе классификации акад. В.В.Ржевского [2, стр.262] и акад. Н.В. Мельникова [2, стр.259].

Выполнить расчет основных параметров системы разработки.

С учетом рабочих параметров карьерных мехлопаты определить высоту уступа: высота уступа по ЕПБ при разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом не должна превышать:

-максимальную высоту черпанья экскаватора при разработки горных пород одноковшовыми экскаваторами типа «механическая лопата» без применения буро- взрывных работ (БВР);

-более чем 1.5 раза высоту черпанья экскаваторов типа «механическая лопата» при разработки скальных пород с применением БВР.

С учетом изложенного определить высоту уступа по формуле:

, (13)

где h – высота уступа, м; Hч.max – максимальная высота черпанья принятого экскаватора (прил. 1), м.

Минимальное значение высоты уступа соответствует разработки экскаватором наносов, а максимальная – коренных пород. Округлить расчетное значение высоты уступа до ближайшего значения из ряда: 10, 12, 15, 20 м.

Установить (табл.13) угол откоса рабочего уступа.

Таблица 13. Угол откоса уступа и ширина призмы обрушения

(по «Гипроруде»), м

Коэффициент крепости по шкале проф. М.М. Протодьяконова Угол откоса, град. Высота уступа
устойчивого уступа рабочего уступа
2-6 8,5
7-10 3,5 4,5
10-14
15-20

Ширина рабочей площадки П (м) рассчитывается по следующим формулам (рис. 5):

-при разработке мягких пород (наносов) без БВР (рис. 5, а):

П = А + С1 + Т + m + dв + Л +dп; (14)

-при использовании буровзрывных работ (рис 5,б):

П = В + С1 + Т + m + dв + Л +dп; (15)

где А – ширина экскаваторной заходки, м; C1=2,5÷3,5 – расстояние от нижней бровки уступа или развала до транспортной полосы, м; Т – ширина транспортной полосы, м; m=3,5 – расстояние от линии электропередачи до кромки транспортной полосы, м; dв=6÷7 – ширина полосы для движения вспомогательного транспорта (при использовании автотранспорта dв=0), м; Л – ширина полосы готовых к выемке запасов, м; dп – ширина призмы возможного обрушения (табл. 13),м; В – ширина развала взорванной горной массы, м.

Ширина транспортной полосы зависит от типа транспортных средств и числа путей (полос движения). При использовании железнодорожного транспорта на однопутных линиях она составляет 6,5 м, при двух смежных путях равна 10,9 м; для автотранспорта при однополосном движении изменяется от 5,5 м (автосамосвалы грузоподъемностью 27 т) до 9 м (автосамосвалы 160-180т), а при двухполосном движении – от 10 до 20 м.

Ширина резервной полосы запасов, необходимой для бесперебойной работы на смежных уступах:

, (16)

где μ – норматив обеспеченности запасами полезного ископаемого, мес. (табл.14); Ар – годовая производительность карьера по полезному ископаемому, т; Lр.у – длина добычного фронта на уступе, м (Lр.у = Lр); nо – количество добычных уступов.

Таблица 14. Норматив обеспеченности готовыми к выемки запасами, мес. (по «Гипроруде»)

Производительность карьера по горной массе, млн. т/год Автомобильный транспорт Железнодорожный транспорт
До 30 От 30 до 60 Свыше 60 1,5 2,5 4,0 2,0 3,0 4,5

Количество одновременно разрабатываемых добычных уступов для продольных систем разработки в условиях наклонных и крутопадающих залежей рассчитывается по формуле Э.К. Граудина [1]:

, (17)

где bрт – ширина разрезной траншее (ее учитывают, если подготовка горизонтов ведется по залежи), м; δ – угол падения залежи, град.

Знак «плюс» в знаменателе принимают при развитии работ от лежачего бока к висячему, знак «минус» - при развитии от висячего бока к лежачему.

Для поперечных систем разработок [1]:

, (18)

где bрк – ширина разрезного котлована (bрк = 40÷100м.) в скальных породах; Пп – ширина рабочей площадки по простиранию, м:

Пп = Пmin + μ·Qэ.г·nб/12·mг·h, (19)

где Пmin – минимальная ширина рабочей площадки (обычно Пmin = 60÷80 м), м; Qэ.г – годовая производительность экскаватора, м3; nб – количество добычных экскаваторов работающих на одном уступе, ед.

Количество добычных экскаваторов работающих на одном уступе определяется с учетом рекомендуемой длины фронта работ на экскаватор при использовании железнодорожного транспорта или исходя минимальной длины активного фронта работ на один экскаватор (табл. 15 и табл. 16).

Таблица 15. Рекомендуемая длина (м) фронта работ.

Условия эксплуатации Наклонные и крутые залежи
Первый этап Последующие этапы
Конечная глубина карьера, м: 100÷150 150÷200 250÷300 1,2÷2,2 1,2÷2,2 1,2÷2,2 1,2÷2,2 2,5÷3,0 3,0÷4,5

Таблица 16. Минимальная длина (м) активного фронта работ

на один экскаватор.

Вместимость ковша экскаватора, м3 Железнодорожный транспорт Автомобильный транспорт
4,6÷5,0 6,0÷8,0 10,0÷12,5

Угол откоса бортов карьера представляет собой линию, соединяющую верхнюю бровку карьера с нижней.

Угол откоса рабочего борта карьера φ отстраивается внутри рабочей зоны и рассчитывается по формуле:

. (20)

Длину добычного фронта работ находят, умножив длину фронта работ уступа Lр.у на величину nо.

Выполнить в масштабе схему забоя экскаватора (рис. 6).

На выполненном плане карьера и поперечном разрезе (рис. 3) с учетом принятой трассы вскрывающих траншей (рис. 4) нанести положение горных работ на момент пуска карьера в эксплуатацию (рис. 7).

Определены:

Расчеты карьера.

Вскрыша:

Параметры уступа:

Самосвал: БелАЗ-7509

Вскрышной экскаватор: ЭКГ-8И

Высота уступа

- вскрышной уступ

- добычной уступ

Углы откосов вскрышных уступов:

Углы откосов добычных уступов:

Ширина заходки экскаватора:

Ширина рабочей площадки:

 



2018-07-06 1633 Обсуждений (0)
Вскрытие карьерного поля. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вскрытие карьерного поля.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1633)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)