Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава2. Причины затруднений при социально-педагогической адаптации детей-сирот



2018-07-06 1425 Обсуждений (0)
Глава2. Причины затруднений при социально-педагогической адаптации детей-сирот 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. По данным статистики, из 620 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 95% - социальные сироты. Все сведения о таких детях находятся в государственном банке данных, который создан при Министерстве образования России и в связи с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 года № 217 «Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществление контроля за его формированием и исполнением» Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения).

Поиск оптимальных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является катализатором многих дискуссий, проектов, реформ. Естественным в такой ситуации становится вопрос об эффективности и валидности (необходимости) проводимых мероприятий и выбранных технологий устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом заметим, что основная причина, побуждающая к поиску новых форм жизнеустройства детей, связана с решением именно проблем адаптации ребенка в замещающей семье. В конце концов, различные формы устройства ребенка с точки зрения успешной социальной адаптации призваны компенсировать социальные роли, утраченные ребенком и реализовывать его приоритетное право жить и воспитываться в семье.

В частности под социальной адаптацией сирот мы будем понимать успешное усвоение ими социальных ролей в системе общественных отношений. Далее обозначим сиротство – как одну из тех проблем, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. В нашей стране ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Уточним, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Согласно Концепции ООН о правах ребенка, человек считается ребенком до достижения 18-летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего населения планеты – свыше 6 млрд. человек). К сожалению, почти во всех странах мира многие дети живут вне семьи. И эта проблема рассматривается как одна из самых серьезных проблем мирового уровня.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, – это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке. Закон не проводит принципиального различия между категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Обратимся к анализу причин, затрудняющих социальную адаптацию детей-сирот.

Л.М. Шипицина выделяет следующие причины:

· врожденно-наследственные факторы и анатомо-физиологические нарушения центральной нервной системы (наследственная отягощенность алкоголизмом, наркоманией и т.д.);

· проблемы внутриутробного развития ребенка: вынашивание нежелательной беременности потенциальными отказницами, искажение жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком, нарушение сенсорных и обменных связей между ними;

· различные виды депривации (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная, социальная);

· Средовые влияния (педагогическая запущенность и т.д.);

· насильственный отрыв от семьи и помещение в интернатное учреждение;

· недостатки организации образовательно-воспитательного процесса в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: неправильная организация общения взрослых с детьми;

· массовый, коллективный характер воспитания, высокая степень регламентации жизни воспитанников, монотонность их жизни, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка;

· непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей;

· отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников;

· недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.

Исследования ученых-педагогов (М.Ф.Терновской, Н.П. Иванова, С.В. Зайцева и др.) показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20 % воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ.

Среди рисков, затрудняющих адаптационные способности детей из сиротских учреждений это и возраст воспитателя, и многократные случаи неудачных устройств ребенка в новые семьи, текучка кадров и организационное построение (принцип возрастов - перевод ребенка в рамках учреждения из группы в группу по возрасту, а не по развитию ребенка), негативные эмоции персонала детских домов.

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, помещенный в сиротское учреждение получает сильную психологическую травму как следствие ситуации, в которую он попал. Вот одни из многих характеристик такого ребенка. Он жадничает, боится, что у него отберут игрушку, конфету. Все происходящее с ним воспринимает, как временное и потому пытается сполна насладиться всем, что приносит ему радость. С другими детьми он агрессивен, воспринимает их как соперников («счастья на всех не хватит, значит надо быть первым»). Он не всегда адекватно себя ведет, пуглив и боится довериться, долгое время не чувствуют себя в безопасности. Постепенно может начать ревновать взрослого, своих приемных родителей, к другим людям, детям. При словах «это твое» понимает «это мое на время», капризничает и проверяет границы дозволенного.

Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важнейшими в деятельности социального педагога.

Дети-сироты, независимо от того, жили ли они в родительской семье или не помнят этого, вынуждены в силу возраста или иных обстоятельств, менять место жительства. Например, дети из дома ребенка могут переезжать в детский дом. Ребенка могут взять опекуны, приемные родители, а потом «вернуть» обратно. Жизнь ребенка без родителей очень отличается от жизни сверстников, родители которых заботятся о них. У ребенка в государственном учреждении нет чувства постоянного дома.

Домашние связи у сирот разрушаются несколько раз:

1) собственно домашние связи и разлучение с родственниками;

2) домашние связи, когда ребенок начинает считать детское учреждение - домом, а воспитателей и детей - родственниками.

Подобные переезды оставляют психологическую травму на всю жизнь.

Попадая в детские учреждения, дети полностью теряют все родственные связи. В этих условиях постоянно предъявляются требования к способности ребенка адаптироваться.

Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае у человека может пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что окружает).

Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирновой и др.

В связи с «государственным» воспитанием, у детей-сирот образуются некоторые особенности личности, которые, в известном смысле, создают судьбу. Социальная дезадаптация, в той или иной форме, как правило, спутник таких детей. Дети-сироты - проблемная группа и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение - это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции.

Существующая система работы с детьми в государственных учреждениях зависит от множества факторов социально-психологического, объективного и субъективного характера и не всегда способствует успешной адаптации личности. Стало уже приметой времени, когда руководителей или воспитателей детских домов или интернатов судят, в связи с применением физических наказаний от оскорбления словом до лишения питания, избиения, помещения в психиатрическую больницу, перевод из обычного детского дома в коррекционный. В детских учреждениях получают травмы, в том числе от побоев воспитателей и старших детей, а также производственные. Здесь, с одной стороны, болезни лечат, но с другой - не долечивают и провоцируют. Все это может повлиять на дальнейшее физическое развитие ребенка и его умственные способности. Стартовые позиции детей-сирот обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, в том числе полученными в государственном учреждении.

Изучение рядом исследователей (Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) проявлений социально-негативного поведения позволило утверждать, что практически все воспитанники детских домов переносят на себе неблагополучные последствия пребывания и воспитания в государственных интернатных учреждениях. Учеными отмечены определенные социально-психологические особенности детей-сирот, наличие которых, обусловливает развитие девиантного поведения у детей-сирот в детском доме. К таким особенностям относятся: деструктивная линия решения конфликтных ситуаций; трудности в построении межличностных отношений; высокий уровень личностной тревожности; неадекватная самооценка; низкий уровень самоуправления и самоконтроля; повышенный уровень мотивационной агрессивности.

Итак, мы установили, что социально-психологическими причинами дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие:

- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребёнка и дошкольных детских домах;

- непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;

- недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

- бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной суженности окружающей среды;

- недостаточная психолого-педагогичеcкая подготовленность воспитателей детских домов, для ребёнка и интересов, их безучастное отношении к детям;

- недостатки программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;

- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу и обучение их по одним программам.

В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в детском доме и позволяющих избегать дезадаптации, специалисты предлагают следующие:

- общую гуманистическую ориентацию персонала детского учреждения;

- понимание детства как особой ценности, того, что ребенок нуждается в защите, воспитании, обучении и имеет право на материальное обеспечение просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;

- установку на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;

- четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном; по данному вопросу исписаны тома; знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;

- понимание того, что «общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка»;

- выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;

- целенаправленное формирование окружения ребенка как взрослого, так и детского на основе духовных и социальных ценностей;

- своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку.

Таким образом, обратимся к наиболее важным, на наш взгляд, выводам исследователей.

Специалисты отмечают основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или самоустранение;

Дети-сироты в детском доме, по определению, лишены адаптационного потенциала семьи;

Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены уровнем психического и физического здоровья, а также воспитанием и образованием, полученными в государственном учреждении;

Плохие стартовые позиции детей-сирот связаны как с нарушением в социальной защите и обслуживании, так и в неверных психолого-педагогических подходах.

Самым прогрессивным шагом в педагогике сиротства на сегодняшний день стал переход от однородного обучения в школах-интернатах к смешанному пребыванию детей из детских домов с домашними в общеобразовательных школах. Предполагается, что такая форма взаимодействия детей способствует более успешной адаптации детей из детских домов и расширяет их социальные контакты с внешним миром. Однако и эта воспитательная акция наряду с ее явными преимуществами не обеспечивает позитивной атмосферы для успешной адаптации детей, лишенных родительского внимания. Социальная адаптация детей из детского дома осуществляется здесь в искаженном виде: как защитная агрессия, которая может перерасти в противоправное поведение при наличии соответствующих условий. Участие педагога в регулировании отношений между двумя типами детей в классе, как правило, не значительно и активизируется лишь в случаях чрезвычайных происшествий.

Другими словами, несмотря на позитивные изменения (дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т.д.), проблема формирования личности ребенка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Дети, воспитанные в интернатах, в большинстве случаев имеют ослабленное здоровье. Содержание в домах ребенка сказывается на общем физическом развитии и здоровье даже здорового малыша. У каждого третьего до года – рахит, у каждого пятого – анемия.

То есть проблема социальной адаптации не лежит на поверхности, ведь ни материальное благополучие, ни методическая организованность, ни педагогические ухищрения, ни наполненность учреждений различными мероприятиями не влияют на то, что, выходя из учреждения для детей-сирот, воспитанники в большинстве своем становятся несоциальными личностями: зависимыми, не способными к самостоятельной ответственной жизни, эмоционально глухими и жестокими. Такой тип личности в большинстве своем формирует сама система ценностей всей жизни в учреждениях для детей-сирот.

В последние годы идет процесс реформирования интернатных учреждений системы образования. Стали создаваться условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 8-10 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Государственная система образования и социальной зашиты рекомендует активизировать работу по совершенствованию деятельности в учреждениях, ориентируясь на формы семейного воспитания. В письме Министерства образования РФ от 22 мая 2002 г. №801/28-5 впервые были определены и конкретизированы принципы жизнедеятельности детских домов и школ-интернатов, работающих в подобном режиме. Практика показывает, что альтернативой интернатному учреждению, существующему «по старинке», может выступать детский дом, организованный по семейному принципу (ДДПСП).

Отличительная особенность такого учреждения — личностно ориентированный воспитательный процесс, который позволяет развивать каждого ребенка в новых условиях жизни — в социальной семье, включая его в различные виды деятельности. Другими словами, ДДПСП — это качественно новая развивающая система воспитания, гуманистическое устройство которой создает оптимальный фон и основу для самореализации как воспитанников, так и воспитателей в их повседневном взаимодействии. Она обеспечивает развитие у каждого ребенка-сироты способности самостоятельно строить жизнь, достойную Человека.

Реализация принципа семейного воспитания происходит при условии взаимодействия следующих факторов, существование которых эффективно лишь в комплексе: совместное проживание родственников (братья и сестры) независимо от возраста, объединенных в социальные группы, но не более 10—12 человек: условия проживания, максимально приближенные к домашним, и социальная открытость учреждения; личностно ориентированный подход в организации жизнедеятельности воспитанников; гуманный тип взаимоотношений между всеми субъектами ДДПСП; сопровождение выпускников в самостоятельной жизни; экспериментальная деятельность.

Социальная открытость детского дома позволяет воспитанникам адекватно оценивать окружающий мир. Этому способствует посещение разных школ, студий, кружков, сверстников из семей. Позитивное влияние на уровень воспитанности детей оказывает свободное посещение детского дома социально активными сверстниками, имеющими положительную общественную направленность (студенты института права и экономики и др.). Воспитанники становятся участниками событий, связанных с жизнью и деятельностью города, области, страны.

Таким образом, проблемы адаптации ребенка попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важнейшими в деятельности социального педагога.

Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома. Социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения.

 

Выводы.

Анализ научно-педагогической литературы по теме исследования позволил нам прийти к следующим выводам.

1. Обзор исторической литературы показал, что забота о детях, оставшихся без попечения родителей, как частное дело существовала еще у древних славян, однако постепенно эта социальная миссия трансформировалась в направление социальной политики сначала церковной, а затем и государственного управления и к началу XX века в России уже был немалый опыт по работе с детьми-сиротами и беспризорными. Существовала целая система учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей. Причем, потребность в таких учреждениях постоянно росла. Число детей, нуждавшихся в государственной помощи, увеличивалось. Обобщая результаты нашего исследования, можно отметить, что в истории развития призрения и попечения над детьми-сиротами в России прослеживается неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. В разные исторические времена опеку и попечительство над детьми осуществляли общество, государство и церковь.

2. В РФ задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. В настоящий момент главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Одной из наиболее привычных форм устройства стало общественно-государственное устройство детей в детском доме. Основные цели деятельности социального педагога в государственных учреждениях интернатного типа, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей – социализация детей. Основные задачи детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Осмысление качества такой подготовки может производиться в терминах адаптации-дезадаптации.

Таким образом, поставленные в курсовой работе задачи – реализованы; цель работы - выявление причины по социально-педагогической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – достигнута.

 

Список используемой литературы

1. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического исследования / Е.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2004. - №4.- С. 44.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций; Учебное пособие, 2-е издание. - М.: Академия, 2002.

3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2004.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001.

5. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика.Учеб. пособие для ВУЗов - М., ВЛАДОС, 2001, с.30

6. Головко В. Сколько сирот на Дону? Аргументы и факты на Дону. -2006. №44.

7. Дементьева Н.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.-Серия: Семья и воспитание / Н.Ф. Дементьева. - М. -2000.- С. 6.

8. Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей / А. Дзугаева // Народное образование. -2001. - №7.- С. 174.

9. Ефремов К. Трудные дети, трудные люди. // Народное образование.
2004. №3. С.58-62.

10. Журавлев Д. Проблемы школьной неуспеваемости// Народное образование. 2004. №9. С. 48-56.

11. Зуйкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2004.

12. Карелова Г. Забота о детях – наш долг перед будущим / Г. Карелова // Социальная работа. -2002. -№2.- С3

13. Комаров В. Трудная дорога к детскому дому // Народное образование. 2005. №5. С.93-98.

14. Конвенция ООН «О правах ребенка». - М., 1990.

15. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы в России. – Волгоград, Перемена, 2001, с.12

16. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2003.

17. Мильштейн Г.Р. Некоторые психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей[Электронный ресурс] / Г.Р.Мильштейн. - Электрон.ст. – Режим доступа к ст.:

18. Мухина В. С. Психология детства и отрочества: Учебник. - М., 1997. С.26.

19. Нечаева A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). - М., 2000. С.38.

20. Одинцова Л., Шамахова Н. Детский дом, организованный по семейному принципу// Воспитание школьника. 2004. № 2. С.85-92.

21. 0 соблюдении и защите прав детей в образовательных учреждениях РФ. - М.-СПб.: Изд-во Минобразования РФ, 2003.

22. Поддубная Т.Н., Поддубный А.О. Управление системой социальной защиты детства. - Ростов н/Д., 2005.

23. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи / А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. – М.: Педагогика, 1990. – С. 25.

24. Психическое развитие воспитанников детских домов/Под ред. И.В, Дубровиной. – М.: Педагогика,1990.–С. 18.

25. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2002.

26. Терновская М.Ф., Иванова Н.П., Зайцев С.В. Технология реабилитационной работы, мониторинг и оценка развития ребенка, нуждающегося в государственной защите. Методические материалы / – М., 2002. – С. 44.

27. Федеральный закон № 159 (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). – Режим доступа: www.rg.ru

28. Федеральная целевая программа «Дети России». Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Изд-во Минобразования РФ, 2003.

29. Федеральная целевая программа «Дети России». Инновационные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - Великий Новгород, 2002.

30. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка». М., 1998.

31. Фельдштейн З.Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества //Воспитание школьника. 2005. №4. С. 124-130.

32. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. - М: Владос, 2002.

33. Шептенко Г.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2001.

34. Шипицина Л.М. Психическое развитие детей-сирот / Л.М. Шипицина. – СПб., 1996. – С. 17.

35. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.

36. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы / Т.И.Шульга, Л.Я.Олиференко, А.В.Быков. - М., 2003. - С.99.

 

 


[1]Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: - http://studbooks.net/506409/sotsiologiya/razvitie_sotsialnoy_zaschity_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley (дата обращения27.04.2018).



2018-07-06 1425 Обсуждений (0)
Глава2. Причины затруднений при социально-педагогической адаптации детей-сирот 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава2. Причины затруднений при социально-педагогической адаптации детей-сирот

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)