Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Высшее образование в Третьем Рейхе



2018-07-06 1223 Обсуждений (0)
Высшее образование в Третьем Рейхе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Что касается высшего образования, то в Германии было два вида высших учебных заведений: университеты и высшие технические училища. Сразу отметим (и это совершенно четко), что при всей своей анти-интеллектуальной направленности нацизм высшее образование не смог до конца добить, хотя побил его здорово. Для примера — цифры: в 1931 году в немецких университетах состояло 104 тысячи студентов, в 1939 году — 41 тысяча, в 1943 году — 25 тысяч; в высших технических училищах в 1931 году было 22 тысячи, в 1939 году — 12 тысяч. Вот такое падение, причем не только количественное, но и качественное. Второе даже было более значительным, поскольку раньше получение высшего образования и степени было очень престижной вещью. До 1933 года в Веймарской республике это гарантировало свой кусок хлеба с маслом и, возможно, с вареньем. После прихода нацистов к власти авторитет высшего образования стал сильно падать. Плюс появилось довольно значительное количество возможностей реализовать себя в других областях. Если в 1931, 1932 или 1933 годах порядка 2% выпускников шло на военную службу, в 1935 году не было даже 2%, то в 1937 году количество желающих подпрыгнуло до 28%. С чем это связано? С появлением офицерских должностей. Престижно? Очень. К тому же это хорошо оплачиваемая работа.

Главную проблему для нацистской администрации могли представлять студенты ВУЗов, на которых оказывать воздействие не так легко. Принимая во внимание всё это, нацисты всегда проводили среди них определённые действия ещё до прихода к власти. Например, Герхард Крюгер, который являлся руководителем национал-социалистского студенческого союза, был выбран президентом этой национальной студенческой организации еще за 2 года до того, как Гитлер пришел к власти. Начиная с 1933 года, все студенты обязаны были вступать в неё.

Герхард Крюгер писал, что цель национал-социалистов заключается в сплочении студенчества, так как оно не сможет выполнить свою задачу до того времени, пока в его рядах не будет постоянно и со всей строгостью проводиться необходимый процесс изменения устаревшего мировосприятия. К тому же в университет сейчас может поступить любой желающий, который имеет аттестат зрелости [11, с.362].

Таким образом, провозглашалась доступность высшего образования, всесословность. Важной задачей являлась работа по пропаганде идей нацизма и исключение альтернативных взглядов у студенчества. В целом, можно говорить, что с приходом Гитлера к власти роль высшего образования стирается - оно уже не столь привилегированно, ценности смещаются к единству общества, а не развитию личности. В большем почёте воля и инстинкты, чем образование и умение критиковать и выделять.

Стране нужны были рабочие, а не философы. Вот что пишет исследователь проблемы в нацистской Германии Боймельбург Вернер «Наша экономика нуждается в хороших рабочих и служащих. Поэтому трудовой фронт обращается к предпринимателям, различным администраторам, фирмам, родителям и учителям с призывом принимать активное духовное участие в намеченных мероприятиях, так как молодежь - важная составная часть всего народа. Дело чести каждого работодателя направить работающую у него молодежь для участия в планируемых мероприятиях» [12, с.370].

Следует отметить, что элита высшего образования с энтузиазмом восприняла идеи национал-социализма. Многие профессоры писали хвалебные речи Гитлеру, утверждая, что новая идеология приведёт немцев к долгожданной цели господства. В манифесте, который был составлен немецкими учеными в 1933 году, они утверждали: "Фюрер призывает нас голосовать за него… Неужели это возврат к варварству? Конечно же, нет! Данный призыв к неприкосновенной независимости. Это возрождение очищенной молодости. Нация обратно должна обрести истину своего бытия" [54, с.118]. Ученный Герберт Цисарж говорил: «Творческий человек должен быть восстать против торговца всезнайки должны были уступать место национально мыслящим людям, индивидуализм должен быть сметен диктатурой сообщества» [13, с.118].

Не глядя на итоговый энтузиазм, который был связан с приходом новой идеологии, большинство учёных попадали под репрессии. После того, как к власти приходят нацисты в итоге программы, которая проходила по «проверке мировоззрения» из ВУЗов Германии было уволено около 1500 доцентов. Это, по утверждению самих немецких учёных, смогло навредить только научно-исследовательской работе в государственном масштабе. На практике некоторые промышленные лаборатории смогли добиться лучшего успеха, чем исследовательские группы ВУЗов до того, как к власти смогли прийти нацисты. Научно-исследовательские предприятия в промышленности считались независимыми подразделениями, которые не нуждалось в помощи различных министерств, государственного научно-исследовательского совета или каких-либо ведомств, которые занимались вопросами контингентов. Предприятия работали сами на себя, для себя, и при этом за закрытыми дверями [13, с.119].

Немецкая наука из-за расовых суждений потеряла своих представителей в лице еврейских учёных. В 1933 году двенадцать евреев, которые были лауреатами Нобелевской премии, а также большинство евреев профессоров и преподавателей вынуждены навсегда уехать из нацистской Германии.

Следовательно, немецкая идеология смогла занять главное место в системе высшего образования. Один из деятелей, который работал в сфере высшего образования в рейхе - Вальтер Шультце, по данному поводу утверждал: «Знание связующей идеологии - вот жизненно важный принцип бытия немецких университетов. Лишь признание данного принципа сможет обеспечить безопасность университетов в Германии» [14, с.376].

Большинство студентов подвергаются расовой дискриминации. О данном факте свидетельствуют документы, которые должны были предоставлять студенты, которые намерены были поступать в ВУЗ. Среди прочего должна быть полицейская характеристика и свидетельство о происхождении. В распоряжении по Берлинскому университету имени Фридриха Вильгельма говориться: "Граждане государства и этнические немцы должны представить свидетельство о своём происхождении. Для этого они должны заполнить специальный бланк и должны сдать его в ректорат с предъявлением соответствующих документов, в том числе: свидетельство о рождении, свидетельство о браке своих родителей и свидетельство о крещении своих бабушек и дедушек. В некоторых случаях должны быть представлены документы на прадедушек и прабабушек…" [15, с.372].

Так же следует отметить, что с приходом к власти НСДАП изменяется и перечень предметов, которые должны были быть обязательно изучены в университете. Таким образом появляется, например, новый предмет Регрессивные народы, примитивные расы", который изучает расовую теорию [15, с.374].

В Германии был значительный научный сектор в системе ВУЗов, к которому принадлежали университеты и высшие технические учебные заведения. Сюда же входили и научно-исследовательские институты "Общество кайзера Вильгельма". Все эти учреждения подчиняются министерству науки, воспитания и просвещения. В данной сети, которая охватывает около тысячи ученых, имеется научно-исследовательский совет, который должен состоять из представителей разных областей науки, например, физики, химии, горного и литейного дела, медицины и т.д. Каждый представитель научного совета считается руководителем отдельной подгруппы ученых одного профиля и должен направлять планирование и научно-исследовательскую работу данной группы [13, с.118].

Очень много делается по линии немецкой промышленности, где, опять-таки, исследования проводятся в рамках концернов. То есть люди уходят в лаборатории…

Стоит отметить, что снижение коснулось и количества студентов гуманитарных дисциплин. Если в 1932 году юристы составляли 19% от общего числа, то в 1939 году — уже 11%; с гуманитарными науками то же самое — было 19%, стало 11%; естественные науки — снижение с 12% до 8%; теология осталась на том же самом уровне и, как ни странно, немножко «подросли» экономисты.

Зато резко выросло количество учащихся медицинских факультетов. Нацистскому режиму нужны были врачи. Армию надо было лечить, больных, раненых и так далее. Поэтому, условно говоря, госзаказ на врачей был огромен. Это, соответственно, стипендии, поощрения и прочее. При этом ведущие врачи Германии, ведущие хирурги, мировые светила постоянно отмечали снижение качества и уровня абитуриентов, их подготовки, желания. Плюс сокращения…

По ним било то же самое, те же самые политические мероприятия и программы. То есть врач вместо того, чтобы получать практику, слушал лекции по истории национал-социализма. Кроме того, чтобы увеличить выпуск, на год был сокращен учебный процесс. И все же удельный вес врачей дошел до 48% от всех абитуриентов. То есть упор был сделан на них.

По большому счету, высшее образование нацисты угробили очень сильно. Почему при этом у них не случилось коллапса? Мало были у власти. Двенадцать лет. Просуществуй нацистский режим лет сорок, от высшего образования в Германии не осталось бы и следа.

Во время войны и школы, и высшие учебные заведения продолжали работать. Правда, с очень сокращенным вариантом, поскольку в 1939 году очень много учителей из средней школы ушло на фронт (это был один из основных резервуаров, из которого черпали офицеров запаса).

Что касается образования на оккупированных территориях, то политика нацистов была разной. Например, на территориях, включенных в состав Рейха, вводились чисто немецкие стандарты, на других — образованием занималось местное самоуправление, не немцы. То есть при военной администрации в той или иной форме существовали департамент, министерство, управление по образованию, которые курировали немцы, но которые основывались на местных кадрах. Те территории, которые не были включены в Рейх, в немецкую систему образования не вписывались. А на оккупированной территории, предположим, Польши и Советского Союза вообще не предполагалось наличие высшего образования.

Церковь была отделена от государства. Нацисты приложили все усилия, чтобы исключить Закон Божий, прежде всего, из школьного образования, которому они уделяли больше внимания. Однако теологические факультеты кое-где сохранились. Продолжали функционировать так называемые воскресные школы, которые, естественно, член Гитлерюгенда не имел права посещать.

 


 

Женское образование

 

Отметим, что в средней школе в Германии существовало как раздельное, так и совместное обучение мальчиков и девочек. И все же на официальном уровне национал-социалисты стремились к тому, чтобы образование было раздельным. Это было связано с тем, что женщины, девушки должны были готовиться стать домохозяйками, а мальчики — солдатами. Соответственно, и предметы у них должны были быть разными.

Нацисты сделали все возможное и добились очень больших «успехов» по снижению количества девушек, которые поступали в вузы. Причем сделано это было простым ограничением: вот такое количество абитуриенток и не более. Одним словом, ничего хорошего в национал-социалистической системе образования не было.

Кроме общего образования, в нацистской Германии были распространены и специфические образовательные учреждения, например, «Школа подготовки жён».

В 1937 году нацисты открывают «Школу подготовки жён». Через данные школы должны проходить девушки, которые выходят замуж за членов СС и функционеров НСДАП. В данных школах девушек обучали домоводству, воспитанию детей, сельскому хозяйству. Жена – идеал женщины для нацистов. У женщин был запрет на учёбу в высших учебных заведениях, а также им не разрешалось работать в офисах и на производстве.

Совсем недавно в берлинских архивах стали доступными для широкого круга читателей различные инструкции по ведению обучения в нацистских "школах жён". Данные документы смогли ответить на большинство вопросов, связанных с мировосприятием в германском нацизме. Так, можно говорить, что кроме антисемитизма и антикоммунизма идеей нацизма был и антифеминизм.

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер подписал в 1936 году указ о создании специального курса обучения для девушек, которые хотят стать женой нациста. "Школой невест", где девушки смогли проходить курс молодой жены, руководила Гертруда Шольц-Клинк, которая являлось главой Национал-социалистической женской организации (в 1943 году, на пике, в данной организации состояло 7 млн. немок).

В данные учебные заведения могли быть зачислены только те, кто хотел связать себя брачными узами с членами СС и освобождёнными сотрудниками национал-социалистической партии Германии. В 1939 году данный список увеличили и в него стали входить мужья, например, офицеры.

Первая школа открыта была на острове Шваненвердер на озере Ваннзее под Берлином (около вилл Геббельса и Альберта Шпеера). До 1944 года в общей сложности в Германии появилось 32 школы.

В школу принимались только арийки (иногда было исключение для немок, у которых было не более, чем 1/8 еврейской крови). У девушек не должно было быть никаких физических увечий, а также психического заболевания (в школу не принимались так же и те, у кого один из родителей был болен шизофренией).

В данных школах невесты проходили шестинедельный курс, а начиная с 1939 года - двухмесячный. На протяжении данного срока обучения девушки изучали не только домоводство, но и основы генетики и учения о расах, а также политологию и историю. Обязательным были два урока физкультуры каждый день. Обязательным элементом учёбы также являлось сельское хозяйство. Нацисты полагали, что данный вид труда может подчеркнуть достоинство немецкой женщины.

Невестам должны были также преподавать риторику, светские манеры и уход за ребенком. В конце курса, если было соблюдено условие освоения всех предметов, выдавался сертификат, который давал право выйти замуж за "образцовых немцев". Бракосочетание выпускницы совершали по неоязыческим обрядам.

Учеба в данных школах осуществлялось на платной основе – 135 рейхсмарок.

Базой воспитания немецкой жены а то время были «три известных К»: kinder, kьche и kirche, что с немецкого в переводе означает дети, кухня и церковь. И это не художественное преувеличение – таким именно виделся идеал женской работы у нацистов. А если быть более точным, у немцев, потому что идеологическая база что «школ для жён», что роль женщины в обществе была обозначена еще до прихода Гитлера к власти. В 1917 году в Штутгарте открывается первая «Школа матерей», где на фоне сложностей Первой мировой, женщин должны централизованно обучать преданности мужу, отчизне и домоводству.

После того, как к власти пришли нацисты, они стали рассматривать стремление женщин к профессиональной, политической или академической карьере как неестественное явление. Для женщины наибольшим счастьем должно было быть её нахождение у семейного очага возле мужа. Не случайно ещё в 1921 году НСДАП принял решение о том, что женщин не стоит допускать к высоким партийным и государственным постам. Начиная с весны 1933 года начинается планомерное исключение из государственного аппарата женщин, занятых в нём. Могли уволить не только сотрудниц учреждений, но и замужних женщин-врачей, потому что нацисты считали заботу о здоровье нации такой важной задачей, что её невозможно доверить женщине.

В 1936 году начинают освобождать от занимаемых должностей замужних женщин, работавших судьями или юристами, потому что их может содержать муж. Очень сильно сокращается количество женщин-педагогов, а в женских школах основополагающим учебным предметам является домоводство и рукоделие.

Фактически объявлен запрет на получение высшего образования для женщин. Уже в 1934 году в немецких университетах остается около 1500 студенток (в 1930 году – их было 32 тысячи). Отмечается и судьба женщин-депутатов последнего веймарского рейхстага: 4 – покончили с собой, 10 - в концлагерь попали, 30 - находились под домашним арестом, а 43 - вынуждены были эмигрировать из страны [16].

Более дифференцированная политика проводилась режим в отношении женщин, которые были заняты на производстве и в сфере услуг. Нацисты не коснулись ни тех 4 млн. женщин, которые трудились «помощницами по хозяйству», ни многочисленного отряда продавщиц, рабочий день которых оплачивался только наполовину. Таким образом, данные занятия были названы «типично женскими». Всячески был поощрён труд женщин, которые были не замужем, а начиная с января 1939 года трудовая деятельность становиться обязательной для всех женщин, которые не были замужем, а также тех, которые были моложе 25 лет. После окончания некоторых заведений они отправлялись в деревню служанками к матерям, которые имели много детей.

 

 


 



2018-07-06 1223 Обсуждений (0)
Высшее образование в Третьем Рейхе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Высшее образование в Третьем Рейхе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)