Расчет и обоснование уровня существенности и аудиторского риска
Планируя аудиторскую проверку, необходимо установить материальность (существенность) - максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. Уровень существенности расчитывается следующим образом. По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце табл. 2. Их значения заносятся во второй столбец данной таблицы в денежных единицах. От этих показателей беруться процентные доли, приведенные в третьем столбце, и результаты заносятся в четвертый столбец. Аудитор должен проанализировать числовые значения четвертого столбца таблицы, и результаты заносятся в четвертый столбец. Аудитор должен проанализировать числовые значения четвертого столбца таблицы, и в том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую или меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую необходимо для дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.
Таблица 2 Определения уровня существенности
Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100% (табл. ХХХ). Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет: (21 226 127,44+19 677 379,65+33 451 011,62+11 484 856,48+714 108,48+3 290 472,09+4 845 004,34)/7=13 526 994,3 тыс.тенге . Наибольшее значение отличается от среднего на: (33 451 011,62-13 526 994,3)/13 526 994,3*100%=147,29% Наименьшее значение отличается от среднего на: (13526994,3-714108,48)/13526994,3*100%=94,72% Допустимое отклонение в пределах 45%. Поскольку отклонение наибольшего и наименьшего значения от среднего более чем на 45% его вычеркиваем. Новое среднее арифметическое составит: (21 226 127,44+19 677 379,65+11 484 856,48+3 290 472,09+4 845 004,34)/7=12 104 768 тыс.тенге . Новую величину допустимо округлить до 12 500 000 тыс.тенге. и использовать количественный показатель в качестве значения существенности. Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет: (12 500 000-12 104 768)/12 500 000*100%=3,61%, что находится в пределах 20 % Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна, в действительности же там возможны существенные ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора; или же признал, что отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет. На стадии планирования проверки величина внутрихозяйственного риска в среднем, принятая аудитором составляет 80%, риска контроля - 50%, а величина процедурного риска (риска необнаружения), согласно статистике, равна 10%. Тогда после простых вычислений получим значение риска при аудите: (0,8*0,5*0,1)*100%=4% План можно считать приемлемым, потому что мы пришли к выводу, что надлежащий уровень аудиторского риска в данном случае должен быть не выше 4%.
2.3 Общий план и программа аудита
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 Планирование аудита. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии: предварительное планирование; изучение системы бухгалтерского учета; оценка системы внутреннего контроля; установление уровня существенности; построение аудиторской выборки; подготовка общего плана и программы аудита. План и программа проведения аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела. При этом план аудита должен охватить следующие основные направления проверки: правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства; организация первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; организация бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; организация налогового учета операций по расчетам с поставщиками И подрядчиками. Содержание плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 3,4.
Таблица 3 План аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками Проверяемая организация ОАО «НК КАМ» Период аудита 01.03.10-30.03.10 Количество человеко-часов 120 Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П. Состав аудиторской группы Сидоров П.П, Петрова Л.В. Планируемый аудиторский риск 4% Планируемый уровень существенности 12 500 000 тыс. тенеге.
Руководитель аудиторской организации Прохоров О.И. Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.
Таблица 4 Программа аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками Проверяемая организация ОАО «НК КАМ» Период аудита 01.03.10-30.03.10 Количество человеко-часов 120 Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П. Состав аудиторской группы Сидоров П.П, Петрова Л.В. Планируемый аудиторский риск 4% Планируемый уровень существенности 12 500 000 тыс. тенге.
Руководитель аудиторской организации Прохоров О.И. Руководитель аудиторской группы Сидоров П.П.
Первый этап проведения аудита по расчетам с поставщиками и подрядчиками - правовая оценка договоров с позиций действующего законодательства. Необходимость проведения данной процедуры обусловлена тем, что в зависимости от правовой формы и условий договора различаются и варианты отражения в учете операций с поставщиками и подрядчиками. Юридический статус контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности напрямую влияют на порядок принятия к учету затрат и налога на добавленную стоимость. Аудитору в ходе проведения аудита надлежит убедиться в том, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Кроме того, должна быть получена уверенность в том, что договор содержит все существенные условия и риск признания договора недействительным отсутствует. Договоры с поставщиками отличает одна существенная особенность: предмет этих договоров - приобретение вещи или вещных прав, обладающих количественными и стоимостными характеристиками. Проверка соблюдения этих договоров - достаточно несложная процедура, так как здесь всего лишь нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным ценностям с условиями договора, подтвердив тем самым факт совершения сделки. Как правило, договоры с поставщиками проверяют, используя репрезентативную выборку, поскольку все они достаточно однотипны, и при проверке определенного количества отобранных договоров можно составить мнение о всей проверяемой совокупности. Экспертиза договоров с подрядчиками. Гораздо более трудоемкая процедура - подтверждение факта выполнения работ, оказания услуг по договорам с подрядчиками. Здесь наиболее распространены: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Это связано с тем, что предметом названных договоров является выполнение определенной работы и сдача ее результатов заказчику. Некоторые виды работ и услуг при этом не имеют вещевого выражения и определить их содержание и полноту не всегда просто. Среди договоров данной группы наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, как то: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и т.д. Как правило, все перечисленные услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора - аудиторские доказательства) некачественные - очень велик. Кроме того, здесь велика вероятность наличия фиктивных договоров, обеспечивающих фиктивные выплаты. Учитывая все эти факторы, аудитору следует очень ответственно подходить к правовой оценке договоров второй группы, особенно договоров возмездного оказания услуг. При аудите следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения необходимости аудитору следует привлечь к правовой экспертизе договоров эксперта, компетентного в юридических вопросах. Рабочий этап
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1321)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |