Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Проблемы защиты прав граждан на социальное обеспечение и способы их решения





В научной литературе отмечается дискуссионность в оценке состояния конституционно-правового регулирования социальных вопросов в Российской Федерации. Это связано с различием концептуальных подходов в определении признаков и необходимого уровня гарантий социального государства, с пробелами в регулировании социальных отношений, а также с неоднозначностью формулировок и терминов, используемых в регулировании социальных отношений. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.

Среди наиболее непростых вопросов социальной правовой защиты следует назвать защиту от безработицы. Государство провозглашает такие гарантии реализации права граждан на труд, как свобода выбора рода деятельности, профессии, вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда.

В случае безработицы гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер по занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Безработным гражданам гарантируются социальная поддержка, осуществление мер активной политики, занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение.



Другая актуальная проблема правового регулирования – защита материнства и детства.

Статья 38 Конституции Российской Федерации закрепляет институт защиты материнства и детства[5]. Данный институт находится под защитой государства. В настоящее время в нашей стране остаются без заботы родителей и нуждаются во внимании и участии профильных государственных институциональных учреждений 130 тысяч детей. В 2017 году соответствующими органами было принято всего 8.381 решение о передаче детей на воспитание в российскую семью, т.е. было передано менее 10% детей, оставшихся без попечения родителей. В этой связи, в частности, деятельность существующих в России органов опеки и попечительства, по мнению Президента, должны быть сосредоточены и нацелены на семейное устройство таких детей и оказание соответствующей помощи и поддержки приемным семьям, принявшим на себя большую социальную ответственность за обеспечение воспитания и создание должных условий жизни для данной категории граждан.

На протяжении жизни семьи встречаются с различными обстоятельствами, которые могут влиять на их будущее. Из-за этого им необходимо чувствовать государственную поддержку, благодаря которой они будут спокойны за свое будущее. Иногда очень сложно самостоятельно преодолеть некоторые жизненные трудности, но они полностью зависят на социальную жизнь общества. Вследствие этого правительство в этом случае берет на себя долю ответственности за их существование. Предоставляя семьям различные гарантии и поддержку.

Важную роль в развитии демографии играет материнский капитал. Благодаря введению материнского капитала многие страны вышли из демографически опасной ситуации. Так, к примеру, материнский капитал, потраченный на улучшение жилищных условий, может способствовать приобретению достойного жилья. В общем, материнский капитал считается одним из наиглавнейших видов государственной поддержки молодых семей, но не стоит путать его с пособием по рождению ребенка.Таким образом, учитывая сложности складывающегося применения права, многие нюансы получения материнского капитала, субъекты его получения, цели и порядок получения нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

С появлением «материнского капитала» появились граждане пытающиеся использовать его не целевым образом, в большинстве случаев, это попытки получить средства материнского капитала в натуральной форме, то есть обналичить его. Пример разбирательства такого дела. (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Так, городским судом города Усолья-Сибирского Иркутской области в сентябре 2017 года, был вынесен приговор группе лиц, которые «обналичили»«материнский капитал»[6].

В суде было доказан факт создания преступной группы, целью которой было «обналичивание» Материнских (семейных) сертификатов. Дело данной группы лиц выведено в отдельное производство. «Заказчиком» данной услуги выступила гражданка на имя которой выдан данный сертификат.

В суде доказан факт сговора Преступной группы с «заказчиком» с целью хищения денежных средств в крупном размере, путем заключения фиктивного договора купли-продажи жилого помещения и оформлении расписки с займом определенной суммы.

Доказан факт отсутствия намерения у обвиняемой желания использовать сертификат целевым образом, т.е. улучшить жилищные условия семьи.

Нужно отметить, что главные роли в исполнении преступного плана выполняли сотрудники риэлтерской фирмы, под управлением ее главы.

Разобрав материалы дела, учитывая чистосердечное признание и раскаяние подсудимой суд постановил установить срок ограничения свободы 2 года. На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком в один год. Учитывая бедственное положение семьи, суд не назначил штраф.

Помимо «материнского капитала» существуют и другие меры социальной поддержки населения. Законодательство о государственных пособиях на детей в настоящее время остается в значительной степени пробельным и противоречивым. Сложившаяся система социальных пособий на детей пока не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Это связано с не разработанностью в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», а также узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей» и др., что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, которые реально занимаются воспитанием и содержанием ребенка, – опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение тех или иных видов социальных пособий.

Несмотря на экономический кризис в стране в последние несколько лет, система детских пособий в Иркутской области продолжает развиваться и совершенствоваться. Этот регион один из самых социально ориентированных в России. Тут существует внушительное количество и разнообразие видов помощи и льгот, в основном предоставляемых за счет регионального бюджета (поскольку Прибайкалье — богатый регион, обладающий уникальными ресурсами: энергетическими, промышленными, природными и интеллектуальными). К федеральным и ежемесячным региональным выплатам применяются районные коэффициенты.

Коэффициент по Иркутской области на 2018 г составляет 1,2 применяется в южных районах (Ангарск, Иркутск и т.д). Коэффициент 1,3 – в северных районах (Братск, Усть-Илимск и т.д ).

Так размеры пособий на данный момент составляют:

Единовременные:

· По беременности и родам — 9489 руб. — минимум по МРОТ за каждый полный месяц декрета, минимум за весь срок — 43615,65 руб.

· При постановке на учет по беременности в ранние сроки — 628,47руб.

· При рождении ребенка, его усыновлении — 16759,09руб.

· Беременной жене военнослужащего-срочника— 26539,76руб.

Ежемесячные:

· По уходу за ребенком (до 1.5 лет): 3142,33 — минимум на первого ребенка для безработных, 3788,33руб. — минимум для работающих, 6284,65руб. — на второго и последующих детей.

· Ежемесячная выплата при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет с 2018 года — 10390,00руб. — в размере детского прожиточного минимуму за 2-й квартал предыдущего года.[7]

· На ребенка военнослужащего по призыву (до 3 лет) — 11374,18руб.

Исследование понятия семьи в системе правовых наук свидетельствует об отсутствии единого универсального понятия семьи, применимого ко всем отраслям права. В области права на социальное обеспечение вопрос о разработке понятия семьи является также проблемным. Проанализировав мнения таких ученых, как Е.И.Астрахан, В.Д.Новиков, В.К.Субботенко, Р.П.Мананкова, Е.В.Протас, Е.В.Соловьева, о субъекте социально-обеспечительных отношений, можно сделать вывод: если на ранних этапах формирования правовой защиты материнства, детства и семьи был оправдан подход в пользу индивидуальных субъектов, то в настоящее время ситуация существенно изменилась: общество делает выбор в пользу семьи как наиболее приемлемой формы воспитания подрастающего поколения, что должно отражаться и в правовых мерах защиты и охраны семьи.

В связи с выше изложенным представляется, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, где будут регулироваться все правоотношения в этой области, особенно координация деятельности заинтересованных министерств, ведомств и должностных лиц.

Большой круг проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования социальной защиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерацией гарантируются также государственные пенсии и социальные пособия, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Право социального обеспечения регулирует отношения, возникающие в процессе получения гражданами отдельных видов обеспечения: пенсионного обеспечения разных форм социального обслуживания престарелых и нетрудоспособных, обеспечения пособиями.

Право на социальное обеспечение гарантируется всем – гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами России на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.

В Российской Федерации установлены разные виды социальных пособий, они предоставляются в качестве компенсации временно утраченного заработка или дополнения трудовых и иных законных доходов лиц или их семей, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Это такие пособия, как: по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.), по беременности и родам;, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие по случаю рождения ребенка; пособия гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; пособие на погребение и др.

В настоящее время регулирование социальных пособий в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей, в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Что касается пенсионного законодательства, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

На мой взгляд, необходимо выработать реальные критерии (показатели) оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия не должны быть ниже прожиточного минимума.

Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно.

Под государственной охраной здоровья можно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, которые направлены на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно выделить ряд проблем. Ключевая – отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Другая задача – совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области медицинской помощи и охраны здоровья, в частности принятие нового федерального закона о здравоохранении в Российской Федерации, в котором будут урегулированы многие имеющиеся сегодня проблемы (в том числе такие практические вопросы, как нехватка квалифицированных кадров, дефицит финансирования, нерациональное использование средств, износ помещений, медицинской техники и оборудования), а также федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая изложенное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует проблема реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Оценивая сложившееся законодательство Российской Федерации в сфере регулирования социальных прав, следует отметить существование значительных пробелов и противоречий, устранение которых связано как с принятием новых федеральных законов, так и обновлением действующих.




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (830)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)