Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в Многопрофильном колледже



2018-07-06 460 Обсуждений (0)
в Многопрофильном колледже 0.00 из 5.00 0 оценок




АНАЛИЗ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

НА БАЗЕ мНОГОПРОФИЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ТИУ

Курсовая работа за I семестр по дисциплине

«Современные подходы и технологии социального воспитания»

 

 

ПРОВЕРЕНО:

Преподаватель

____________ д.п.н., профессор

О.А. Селиванова

 

Оценка__________________

 

 

Тюмень, 2018

Оглавление


 

Введение

Важную роль в развитии и становлении человека как личности занимает процесс социализации. Социализация – общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.Если рассмотреть шире понятие социализации, то это:

• процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

• процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений (в т.ч. в микросоциуме; в систему ролей, прав и обязанностей гражданина).

• предполагает освоение индивидом базовых норм, формирование позитивного отношения к этим нормам, и, складывание правомерной модели поведения, согласующейся с соответствующими разрешающими или обязывающими нормами

Слово «социализация» по смыслу близко к русскому слову «воспитание», но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация, наряду с воспитанием и обучением, включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным и полноценным членом общества.

Воспитание играет определяющую роль в развитии личности только в том случае, если оно стимулирует активность в работе над собой. В конечном итоге, активность и собственное стремление растущего человека к совершенствованию и определяют его развитие.

Находясь в обществе, человек получает воспитание под непроизвольным или направленным воздействием этого общества. Если рассматривать направленное воздействие общества, как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека, то мы уже будем говорить о таком явлении, как социальное воспитание. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий и воздействий для его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Рассмотрим основные этапы, которые проходит человек в процессе социализации:

• усвоение норм поведения и ценностей;

• включенность в систему отношений, межличностных связей;

• опыт самостоятельного воспроизведения деятельности в соответствии с усвоенными нормами и ценностями;

• опыт активного отношения к фактам и событиям окружающего мира с позиции личной системы ценностей;

• эффективная по результатам и конструктивная по характеру модель поведения в обществе.

Процесс социализации является непрерывным, человек на протяжении всей жизни перемещается из одного социума в другой и находится под постоянным воздействием среды и ее компонентов. Проходя через перечисленные выше этапы, человек приобретает опыт и развивается. И этот процесс является цикличным.

 


 

Анализ компонентов социального воспитания

в Многопрофильном колледже

Основываясь на основных принципах Закона «Об образовании РФ», мы можем выделить одно из направлений учреждений среднего профессионального образования, которым также является интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие человека. Эту функцию в Многопрофильном колледже выполняют преподаватели-предметники, специалисты воспитательного и учебного отдела, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и педагоги организаторы, классные руководители, главные специалисты отделений и заведующие этими отделениями. Так как контингент нашего колледжа в основном составляют несовершеннолетние подростки, воспитательная функция находится практически на одном уровне с учебной.

Рассмотрим процесс социального воспитания поэтапно. Первый этап – «усвоение норм поведения и ценностей» начинается с момента заключения договора. При поступлении к нам в колледж каждый из обучающихся подписывает договор, в котором принимает условия, прописанные в Уставе университета и Правилах внутреннего распорядка. В колледже есть традиция, мы приглашаем наших обучающихся на адаптационные мероприятия, которые проводятся 29 и 30 августа. Основной целью этого мероприятия является знакомство с учебным заведением с его правилами и условиями взаимодействия. Их знакомят с классными руководителями, которые на протяжении всего обучения будут их основными помощниками в процессе адаптации к учебной и внеучебной деятельности в колледже. 1 сентября обычно проводятся классные часы, где классные руководители знакомят обучающихся с Правилами внутреннего распорядка, в которых подробно прописаны права и обязанности обучающихся и педагогов. Обучающиеся подписываются в листах проведения инструктажа, тем самым подтверждают свое согласие на соблюдение прописанных в документе правил, то есть они принимают условия. Процесс адаптации обучающихся в колледже и является прямым показателем этапа усвоения норм поведений и ценностей. С этой же целью в колледже проводятся профилактические мероприятия и тренинговые занятия, которые тоже помогают в усвоении норм и ценностей данного учебного заведения.

Далее, они, постепенно привыкая к учебному процессу, включаются в систему отношений, межличностных связей, то есть начинается второй этап социализации. Опять же, начиная с классного часа и продолжая посещением учебных занятий, посещением студенческой столовой и библиотеки – происходит процесс включения в систему отношений внутри колледжа. Обучающиеся 1 курса совместно с наставниками со старших курсов начинают готовиться к традиционному творческому мероприятию – Дебюту первокурсника. Очень сложным и важным на этом этапе является возможность совмещения учебной и внеучебной деятельности. Они начинают активно взаимодействовать не только с педагогами-предметниками, но и с педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, некоторые, если есть необходимость, с педагогами-психологами. Важно наладить контакт со всеми, для того, что бы не начались проблемы из-за пропусков занятий, по причине репетиций. Если обучающимся удается наладить контакт со всеми, они становятся частью этого общества. Другие же, кому не удается влиться в коллектив по разным на то причинам, становятся отстраненными, у них начинаются проблемы. На этом этапе, взаимодействую с окружающими он приобретает опыт, который он сможет использовать в процессе обучения в колледже.

После выступления на Дебюте первокурсника, когда обучающийся получает первые награды за свою деятельность и общество и среда, в которой он находится, принимает его заслуги и его как личность. Он начинает себя чувствовать не просто частью этого общества, а кем-то значимым, на кого можно ровняться.

В университете есть еще несколько возможностей, для того, чтобы ощутить себя частью этой среды и этого общества. Обучающийся может вступить в Студенческий совет колледжа, а в последствии, и университета, и быть соучастным в принятии решений касаемых студенческой жизни. Еще одна из таких возможностей – это Объединенная первичная профсоюзная организация. Обучающиеся, вступив в нее, получают возможность не только участвовать в различного рода мероприятиях, но и организовывать их.

Потом, когда начинается сессия обучающийся сталкивается с первыми трудностями. Здесь впервые он может в полной мере использовать весь «багаж» приобретенного опыта межличностных взаимоотношений. Можно наблюдать третий этап социализации – «опыт самостоятельного воспроизведения деятельности в соответствии с усвоенными нормами и ценностями». Обучающиеся, зная, что их ждет, в случае большого количества пропусков учебных занятий, не сдачи обязательных заданий или не сдачи зачета или экзамена, стараются сделать все, что в их силах, чтобы избежать неприятных последствий. Если все предыдущие мероприятия были коллективными, ответственными были педагоги, то сдача сессии и, в целом, успеваемость – это ответственность самого обучающегося. В данном случае он должен принимать самостоятельные решения, выполнять определенные действия, опираясь на свои знания о нормах и ценностях данного учебного заведения и педагогического коллектива.

Очень яркими представителями нашего колледжа являются «активисты» - это те, кто стал старостой, кто вступил в Студенческий совет колледжа, кто активно участвует в организации и проведении мероприятий в колледже. Они наиболее ярко проявляют опыт активного отношения к фактам и событиям окружающего мира с позиции личной системы ценностей – четвертый этап социализации. Эти те люди, которые в отличие от остальных, не бояться иметь свою точку зрения, не принимают «слепо» условия, а размышляют и анализируют. Они, начинают участвовать в различных конкурсах и мероприятиях, проводимых в Многопрофильном колледже и в университете, разрабатывают и реализовывают социальные проекты, защищают их. Им предоставляется возможность не только иметь свое видение, но и представить его окружающим. Педагоги всячески поддерживают инициативу обучающихся, участвовать где-то, реализовывать себя и свои способности и возможности. С этой целью в нашем колледже организована работа кружков по интересам и различных секций. Студенческий совет колледжа может проводить самостоятельные собрания, принимать самостоятельные решения и только потом выносить их на обсуждение с педагогами.

Каждый обучающийся, так же как и педагогический состав колледжа нацелен на конкретный результат. Результат важен для того, чтобы можно было оценить деятельность. Для плодотворной деятельности важна эффективная по результатам и конструктивная по характеру модель поведения в обществе – пятый этап социализации. Педагоги совместно с обучающимися участвуют в научных конференциях, творческих конкурсах, социальных проектах все это учит их накапливать опыт, перерабатывать усвоенный материал и использовать знания для достижения поставленной цели. Навыки конструктивного взаимодействия приобретаются на учебных занятиях и в работе с педагогами-психологами, на тренинговых занятиях, кружковых занятиях и во время индивидуальных бесед.


Заключение

В процессе взаимодействия с окружающими нас людьми в социальной среде, мы приобретаем опыт. Хотим мы того или нет, мы усваиваем нормы, правила, привычки, традиции общества, в котором находимся.

Основной задачей коллежа является, демонстрация положительного примера поведения, конструктивного взаимодействия в социуме. Конечно, колледж – это не единственный социальный институт, в котором находится подросток и он попадает под воспитательное влияние семьи, друзей во дворе и на какой-нибудь секции. В таком случае воспитательный эффект колледжа должен быть максимальным, для достижения наилучшего результата.

Если рассматривать понятие воспитание как передачу, трансляцию опыта предыдущих поколений как фундамента собственного опыта, создаваемого человеком в данных условиях. Значит важно создать условия, которые будут способствовать становлению и развитию определенных качеств.

Проходя через все этапы социализации, усвоение норм поведения и ценностей, включенность в систему отношений, межличностных связей, опыт самостоятельного воспроизведения деятельности в соответствии с усвоенными нормами и ценностями, опыт активного отношения к фактам и событиям окружающего мира с позиции личной системы ценностей, эффективная по результатам и конструктивная по характеру модель поведения в обществе, подросток становится частью этого общества, он приобретает навыки определенной деяетльности.

Литература

1. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций /Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Академия, 2001. - 440 с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 200 с.

3. Мудрик А.В.Социальное воспитаниев учреждениях дополнительного С691 образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куп­риянов, Е.А.Салина, Н.Г.Крылова, О.В.Миновская; Под ред. А. В.Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.



2018-07-06 460 Обсуждений (0)
в Многопрофильном колледже 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в Многопрофильном колледже

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)