Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Особенности становления и развития музеологии



2018-07-06 1098 Обсуждений (0)
II. Особенности становления и развития музеологии 0.00 из 5.00 0 оценок




2.1 Протомузейный период развития музеологии как научной дисциплины

Возникновение музеев как публичных учреждений, хранивших коллекции в результате целенаправленного собирательства, восходит к эпохе Ренессанса (XV-XVI веков). Его предварял, однако, длительный процесс собирательства различных предметов природы и культуры, своими истоками уходящий еще в античность. Европейские протомузеи появляются за несколько столетий до новой эпохи и просуществуют вплоть до XVI века (эпоха Возрождения). Этот период в Европе был представлен следующими протомузейными формами: «мусейон», «студиоло», пинакотеки, глиптотеки, сокровищницы храмов. Причины возникновения протомузеев — сохранение реликвий и редких вещей в целях демонстрации, доказательства личного престижа и богатства (репрезентативная функция коллекций).
С античной культурой связана также этимология слова «музей» (что в переводе с греческого значит «храм муз»). В Древней Греции «музей» являлся философским учреждением. Примерно таким же было толкование этого термина и в Древнем Риме. Однако в эллинской и римской культурах широко были распространены и другие названия: академия, кабинет, ликей, союз, посвященный музам. Музеи были важным центром интеллектуальной жизни. Тут проходили философские диспуты, соревнования поэтов, состязания в ораторском искусстве, соревнования среди музыкантов, спортсменов. В музеях накапливались коллекции предметов.
Сокровищницы и храмы копили жертвования богам — умилостивительные, искупительные, благодарственные (первоначально – продукты питания, позже — вотивные предметы, статуи, вазы). Храмовые собрания пополнялись и трофеями, захваченными в ходе военных действий. В храме Эрехейон в афинском акрополе были выставлены военные доспехи одного из персидских полководцев; в Колоннаде, неподалеку от рыночной площади в Афинах, выставлялись картины, изображавшие победу над Троей. Об окаменелостях преобладало представление как об останках представителей расы титанов. Ликей в Афинах, мусейон в Александрии — образцы протомузейных форм.
В более позднее время происходит накопление и осмысление опыта практической работы с предметами. Собрания предметов получают этимологию в соответствии с особенностями их изготовления (пинакотеки, глиптотеки). Накапливается и практический опыт учета. В частности, в некоторых храмах есть инвентарные описи и даже подобие будущих путеводителей, а также первые схемы группировки предметов. Первые прецеденты экскурсионного обслуживания (к примеру, рассказы служителя храма гостям). Группировка предметов – зарождение инвентарных описей. Практика дарения личных коллекций храмам и городам, предоставления широкого публичного доступа не только к храмовым, но и к личным собраниям. Во дворцах и храмах древнего и средневекового обществ копились военные трофеи, скульптурные произведения, образцы декоративно-прикладного искусства и так далее. Предметы предмузейных коллекций в древности и в Средневековье широко использовались для культовых целей: во время массовых торжеств и празднеств, в погребальных процессиях; а в буддийской, индуистской и христианской традициях они продолжают использоваться и сегодня.
Средневековая русская культура выработала свои формы сохранения памятников. Ризницы храмов за каменной стеной сберегали (наподобие древлехранилищ) предметы церковного искусства и богословские книги, рукописи, вклады, редкости. Сокровищницы царских дворцов сохраняли царские реликвии, предметы для коронации, мемориальные предметы, посольские дары, драгоценности, оружие, библиотеки и так далее. С XIV века известны Кремлевская княжеская сокровищница, казна и мастерская по изготовлению оружия – Оружейная палата, созданная не как музей, предназначенная изначально для хранения реликвий (становится музеем в XIX веке). Арсеналы – военные учреждения, использовавшиеся для утилитарных целей производства и хранения оружия (Оружейная палата, Пушечный двор в Москве и так далее). Здесь скапливались военные раритеты, трофеи, коллекционное оружие музейного значения. Аптеки также можно отнести к протомузейным формам, так как там собирались и хранились ценные виды растений, минералов и так далее. 1581 год — Царева Аптека, создание Аптекарского приказа. Ботанические сады создаются на базе аптекарских огородов в Москве и Петербурге. Потешные дворцы и зверинцы с XVI века, созданные для развлечения (Львиный, Слоновый Дворы) — еще одни виды протомузейных форм

 

 

2.2 Появление первых музейных форм в России и Европе
Первый русский публичный музей – Кунсткамера (ныне Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого) – был открыт в Петербурге в 1719 году в Кикиных палатах – доме опального боярина Александра Кикина, неподалеку от Смольного Собора.

Основу собрания составили личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии. Основным источником поступления новых коллекций были знаменитые "академические экспедиции" первой половины XVIII века и покупка по распоряжению Петра I "редкостей" в различных странах Европы. В первые годы в Кунсткамере имелись и "живые" экспонаты – монстры, карлики, великаны.

Согласно указу Петра I музей был бесплатным для посетителей. Петр считал, что "надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать". На специально выделенные царем средства в Кунсткамере предлагали посетителям "кофе и цукерброды", закуски и венгерское вино. Посетителей встречали "суббиблиотекарь" или другие служители, которые водили по всем комнатам и показывали редкости с кратким объяснением.

С 1721 года собрание Кунсткамеры пополнилось картинами.

С 1724 года в Санкт-Петербурге была создана Академия наук, и Кунсткамера превратилась в научное учреждение. В 1718–1734 годах для Кунсткамеры было построено новое здание, куда в 1728 году была перенесена часть коллекций.

В 1820-1830-е годы на базе Кунсткамеры были созданы академические музеи: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Они располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, в том числе Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I - в здании Кунсткамеры.

В 1703 году по приказу Петра I был основан Цейхгауз – место хранения "достопамятных и курьезных" артиллерийских орудий, который в 1756 году был преобразован в Достопамятный зал (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Согласно специальному указу в Цейхгауз со всей России доставлялись наиболее ценные и интересные экземпляры артиллерийских орудий, а позже и других видов вооружения, униформы, знамен.

Музейная жизнь собрания началась в 1868 году, когда часть здания Кронверка в нижнем и антресольном этажах восточного крыла была отведена для размещения военно-исторических коллекций.

В 1709 году Петром I была создана "Модель-камора" при Главном адмиралтействе в Санкт-Петербурге – хранилище кораблестроительных моделей и чертежей, собрания которой позже были переданы в Морской музей, открывшийся в 1805 году (ныне – Центральный военно-морской музей). В экспозиции и собрании музея представлена вся история Российского флота. В 1908 году музею было присвоено имя его основателя – императора Петра Великого. Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939 году он переехал в здание бывшей Фондовой биржи.

В 1773 году был образован Горный музей при Горном корпусе в Санкт-Петербурге - хранитель уникальных коллекций минералов, руд, горных пород, палеонтологических остатков, собраний моделей и макетов по истории горной и горнозаводской техники, холодного оружия, изделий камнерезного и ювелирного искусства.

В 1791 году был создан Кабинет натуральной истории при Московском университете (ныне Зоологический музей Московского университета), все собрания которого, кроме части кораллов и раковин моллюсков, погибли в московском пожаре 1812 года. В настоящее время его научные фонды включают более 4,5 миллиона единиц – обширные коллекции жуков, млекопитающих и птиц.

В 1806 году указом императора Александра I в публичный музей была преобразована Оружейная палата - один самых ранних художественных и исторических музеев России. Оружейная палата, как хранилище наследственных сокровищ царского двора, упоминается со второй половины XVI века. Здесь были собраны регалии, оружие, предметы дворцового обихода, подарки иностранных послов. 1726 году Оружейная палата была объединена с Казенным двором и Конюшенной казной, Мастерской и другими палатами и стала называться Мастерской и Оружейной палатой.

Еще в 1718 году Петр I повелел устроить в Мастерской палате показ царских одежд и других реликвий, но из-за пожара (1737) собрание перевели в пустующие помещения Кремля.

После преобразования Оружейной палаты в публичный музей, в 1806–1809 годах на Сенатской площади в Кремле для нее было построено первое в Москве специальное музейное здание по проекту архитектора Еготова. Во время войны с Наполеоном коллекцию вывезли в Нижний Новгород. Летом 1813 года экспонаты были благополучно возвращены в Москву. Первая экспозиция музея была открыта в 1814 году, когда его возглавил один из известнейших и влиятельнейших вельмож своего времени князь Николай Юсупов.

В 1851 году по проекту архитектора Константина Тона было построено новое здание Оружейной палаты, в котором она размещается до сих пор.

В 1831 году во дворце Николая Румянцева, согласно его завещанию, на Английской набережной в Санкт-Петербурге открылся общедоступный музей (Румянцевский музей), где были представлены коллекции исторических и художественных ценностей канцлера: рукописные и печатные книги ХII-ХIХ веков, произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и нумизматики, а также минералы и археологическое и этнографическое собрание. По понедельникам музей был открыт для всех, в остальные дни – для ученых.

В 1861 году Румянцевский музей переехал из Санкт-Петербурга в Москву в Дом Пашкова. В Москве в музее было организовано "отделение изящных искусств", начало которому положил дар Александра II – картина Александра Иванова "Явление Христа народу". В 1862 году из Эрмитажа в Румянцевский музей поступила 201 картина, затем влились другие собрания. К 1867 году "отделение изящных искусств" состояло из картинной галереи, кабинета гравюр, кабинета древностей и отделения скульптуры.

После реорганизации 1924 года на базе книжной части собрания была сформирована Библиотека имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), остальные коллекции разошлись по разным музеям и архивам страны. После ликвидации музея фонды были распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Музеем народов СССР (впоследствии – Ленинградским этнографическим музеем).

В 1852 году раскрыл свои двери для публики Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, основанный в 1764 году как частное собрание Екатерины II.

Начало коллекции музея положила Екатерина II приобретением 255 картин мировых мастеров. Большая часть работ размещалась в обособленных помещениях Зимнего дворца, которым дали французское наименование "Эрмитаж" – определение уединения. Впоследствии Екатерина, а в дальнейшем и другие правители продолжили приобретение работ известных мастеров.

В 1839–1852 годах по распоряжению Николая I был построен Новый Эрмитаж – первое здание в России, созданное специально для музея.
Ныне коллекции Эрмитажа расположены в Зимнем дворце (1754–1762), Малом Эрмитаже (1764–1767), Старом Эрмитаже (1771–1787), Эрмитажном театре (1783–1787) и Новом Эрмитаже, а также в Меньшиковском дворце и здании Главного штаба.

Государственный Эрмитаж обладает более 2,7 миллиона экспонатов и отображает искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории – от Древнего Египта до начала XX века в Европе. Здесь можно увидеть бесценные произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, работы Ренуара, Сезанна, Мане, Моне и Писарро, полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и скульптуры Родена.

С конца XVIII века в губернских городах стали появляться краеведческие музеи – в Иркутске (1783, ныне Иркутский областной краеведческий музей), Оренбурге (1831, ныне Оренбургский областной краеведческий музей), Астрахани (1836, ныне Астраханский краеведческий музей) и других городах России.

В 1834 году в Екатеринбурге по инициативе Горного общества был создан первый в России публичный Геологический музей. Его устроители стремились показать геологическую уникальность Уральских гор и тем самым способствовать развитию горной промышленности в России. Новый музей сразу вызвал большой интерес, как у специалистов, так и у простых посетителей и уже к концу 1836 года стал одним из крупнейших минералогических собраний мира.

В XVIII веке публичные музеи стали неотъемлемой частью общественной жизни многих стран Европы. В 1750 году в Париже картины во дворце Palais de Luxembourg были два дня в неделю разрешены для показа публике (в первую очередь для студентов и деятелей искусства). Позже они были переданы в коллекцию Лувра, где находятся экспонаты из личного собрания короля Франциска I XVII века.

Первым музеем нового типа был Британский музей в Лондоне (открыт в 1753 году). Британский музей был создан в 1753 году на основе трёх коллекций — коллекции известного британского врача и натуралиста Хэнса Слоуна, коллекции графа Роберта Харли, а также библиотеки антиквара Роберта Коттона, которая стала основой Британской библиотеки. Создание музея было утверждено актом Британского парламента.

Первоначально музей разместился в Монтегю-хаусе — аристократическом особняке, расположенном в лондонском районе Блумсбери. Он открылся для посетителей в 1759 году. Собрание расширялось за счёт приобретения античных ваз Уильяма Гамильтона (1772), т. н. мраморов Таунли (1804, 1814), коллекции минералов Гревиля (1810). В 1814—1815 годы парламент выкупил у лорда Эльджина бесценные шедевры из афинского Парфенона. Многие из музейных приобретений (как, например, Розеттский камень) попали в Англию при тёмных обстоятельствах. Греция и Египет, из которых были вывезены древние памятники, до сих пор требуют их возвращения назад. В XIX веке Британский музей переживал особенно бурный период роста. Собрание было разделено на отделы, в т.ч. нумизматический, где собраны монеты и медали различных стран и эпох, включая древнегреческие, древнеримские и персидские, а также коллекцию короля Георга IV. Зоологический, ботанический, геологический и минералогический отделы были при королеве Виктории выделены в особый Музей естествознания и переведены в 1845 в Южный Кенсингтон. На месте Монтегю-хауса было в 1823—1847 гг. выстроено ныне существующее здание музея в стиле классицизма (архитектор Роберт Смёрк).

В первой половине XX века Британский музей расширил свои собрания ближневосточного искусства за счёт проведения британскими археологами многочисленных раскопок в Месопотамии. Раздел древневосточного искусства наиболее ценной частью своего собрания обязан А. Стейну и П. Дэвиду. С 1926 года Британский музей издаёт ежеквартальный журнал «British Museum Quarterly». В конце XX века была проведена перепланировка внутреннего пространства по проекту Нормана Фостера.

Во времена Французской революции и под её влиянием Лувр (открыт в 1793 году) стал первым большим публичным музеем. В основе Лувра лежит замок-крепость — Большая башня Лувра, — возведённая королём Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка было наблюдение низовий Сены, одного из традиционных путей вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 году, после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна переносится в Лувр. Карл V делает из замка королевскую резиденцию.

Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 году Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор дворца создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перрона восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, сооружена Колоннада Лувра.

В 1682 году работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль как новую королевскую резиденцию. Начиная с XVIII века растет количество предложений превратить здание Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.

После революции работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружение северного крыла вдоль улицы Риволи. Это крыло было достроено в 1852 году при Наполеоне III, и сооружение Лувра было завершено. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской коммуны в мае 1871 года, Лувр приобрел современный вид. В 1989 году в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида (архитектор Йо Минг Пей). Впервые двери музея были открыты для публики 10 августа 1793 г., во время Французской Революции. При Первой империи именовался музеем Наполеона. В начале своего существования Лувр пополнял фонды за счёт королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV (самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха (фр. Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен.

Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур пришли из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и после многочисленных конфискаций имущества в период революции.

В период наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями, тогда же в музей попадают археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего.

Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Знаменитейшие полотна Лувра — «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля — принадлежали ещё Франциску I, который приобрёл личное собрание Леонардо после его смерти в 1519 году. Многие полотна попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии, особенно после разграбления Венеции в 1798 году (напр., «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе). «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно.

Самые известные скульптуры музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (фр. Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Адрианополе.

 

2.2 Формирование и развитие музеологии как науки в конце XIX - начале

Впервые в 1883 году директор дрезденского музея «Зеленые своды» Грассе опубликовал статью — «Музеология как наука» — в которой сделал попытку утвердить музеологию в качестве новой научной дисциплины. Но даже в ХХ веке вопрос, является ли музееведение наукой, до конца не был решен. До последнего времени принято определять музееведение как научную дисциплину, которая находится в стадии развития. При этом она преподается в высших учебных заведениях, существуют музееведческие центры, издается масса литературы по этому предмету. Существуют различные схемы периодизации развития музеологии.

Большинство исследователей характеризуют первый этап как донаучный, но его временные границы определяют по разному. Возникновение и становление музейной науки происходит как результат обобщения практического опыта и методики работы с коллекциями. Зарождение «научного» коллекционирования и способов обработки натур-коллекций происходит в античности: Ветрувий в труде «Об архитектуре» рассматривает проблемы освещенности, осмотра, развески, композиции, размещения, сохранения, экспонирования, принцип декоративности.В эпоху Возрождения появляются первые представления о музейной науке как специфической области. В XVI веке появляются кунсткамеры, каталоги. 1565 — Самуэль Квигберг формирует критерий понятия «идеального колекционирования», говорит о систематизации, полноте собрания. В XVII веке создается дворец Уффици, универсет в Оксфорде (1683). В составе собраний музеев Возрождения были памятники античности, предметы искусства, естественно-исторические работы, описания крупных коллекций. Закладываются основы музеологической науки, как прикладной, основанные на междисциплинарном знании. Постепенно шло складывание науки.

Перелом в развитии науки – эпоха Просвещения: в эту пору происходит формирование методики, инструментария. Музееведение — сумма прикладных методик различных областей знания. Происходит дифференциация наук, становление музееведения как независимой области знаний о музеях. В 1727 Никелиус в книге, вышедшей в Лейпциге и называвшейся «Музеография, или руководство к правильному пониманию и полезному учреждению музеорума, или раритет-камеры», вводит в обращение термин «музеография» и делает попытку классифицировать сложившиеся к тому времени типы музеев, на основе музеев империи Габсбургов. У его получается 7 типов музеев; среди них: кунсткамера, галерея, натуркамера (содержание — природный материал).

В конце XVIII — начале XX века определяется место музея в обществе, появляется идея создания национального музея. Тогда же происходит становление научной методики основных направлений музейной деятельности. С 1870-х годов появляются периодические музееведческие издания. В России XIX — начале XX века создаются публикации с размышлениями о музеях, об их назначении. При теоретическом осмыслении очень популярна форма музейных проектов. В первой половине XIX века действует «румянцевский кружок», среди участников которого — Аделунг, Вихман, Свиньин.

В конце XIX века можно было уже говорить о музееведении, как сфере культурной жизни, о становлении музейной науки. Распространяется учение философа-утописта Н. Федорова, в учении которого рассматривается концепция музея. Основной труд — «Философия общего дела», здесь он часто обращается к концепции музея, а именно в статье «Музей, его смысл и назначение». Центральная идея учения Федорова — идея «патрификации», то есть мысленное, а затем и реальное воскрешение всех когда-либо живших поколений отцов. Музей есть «высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь». Музей занимается собиранием под видом старых вещей «душ отошедших». Это не собрание вещей, но собрание лиц; институт, хранящий память об ушедших отцах. Главное назначение музея по Федорову — гуманный смысл музея в антигуманном обществе. Идеальный музей должен находиться в деревне рядом со школой, храмом, кладбищем, обсерваторией. Следовательно, основная функция музея — воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов. Федоров значительно расширяет представление о музее.

В 1910-1920-ые годы музееведческие концепции носят преимущественно прикладной характер, обобщение практического опыта. После 1912 года, когда состоялся предварительный Съезд музейных деятелей, можно говорить о формировании музейной дисциплины. Теорию развивали — Малицкий, Грабарь, Ф.И.Шмит, Зеленко. Они заложили основу советской музееведческой школы. Велико значение работ Шмита — он впервые в отечественной музеологии сформулировал понятие типологии музеев, музейной экспозиции. Он предложил оригинальную классификацию музеев и принцип построения музейной сети. Романов занимался местными музеями, Грабарь — художественными, Зеленко — детскими. В 1920-ые вопросы музееведения были обсуждены на музейных и краеведческих конференциях, разработанных такими организациями, как Комиссия по музееведению при подотделе провинциальных музеев Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Отдел теоретического музееведения Исторического музея, Методическая комиссия музейного отдела Главнауки.

В 1920-ые начинает складываться система центров музееведения. Они издавали труды, пособия, методические рекомендации, что оказало огромное влияние на развитие музейного дела в стране, сформировали целостность музееведческой мысли. В конце 20-ых годов в музейном деле наступил жесткий идеологический диктат. Это видно из рассуждений участников Первого Всероссийского музейного съезда 1930 года, который, откровенно говоря, вряд ли способствовал развитию музееведческой мысли (профессионалы исчезли, музееведы подбирались по классовому принципу, были далеки от науки). В то время возобладал взгляд на музей как на политпросветкомбинат. В основном все исследования носили практический характер и в первую очередь решали не научные задачи, а разрабатывали методику практической музейной деятельности. Эти исследования становятся методическими указаниями и инструкциями. Многие музейные деятели позднее попали под каток сталинских репрессий (Малицкий, Шмит, Романов).

Новый этап советского музейного дела связан с НИИ краеведческой и музейной работы (позже НИИ музееведения и Российский Институт культурологии). 1955 год — вышел сборник «Основы советского музееведения», попытка сформировать целостную систему знаний.

После войны, в 1960-1980-ые годы, проходят международные дискуссии по вопросу признания музееведения как самостоятельной научной дисциплины, в результате которых оно приобретает этот статус (выходит работа И. Яна «Музееведение как научная и учебная дисциплина», другие музееведческие труды, вырабатывается язык музееведения, который закрепляется в словарях), получают определения понятия «объект», «предмет». Благодаря ЮНЕСКО музееведение обретает международное официальное признание. Складывается сеть особых музееведческих учреждений, музеологи объединяются в отдельное профессиональное сообщество. З. Странский из ЧССР впервые разработал развернутое определение музееведения и такое понятие как «музейная ценность». Благодаря деятельности Странского ЧССР стала первой страной, где музееведение было включено в круг научных дисциплин.

В СССР А. Разгону принадлежит заслуга утверждения музееведения как научной и учебной дисциплины. Он создал музееведческое учебное пособие, основал кафедру музейного дела при Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма. В 1960-80-ые музееведческую теорию и методологию разрабатывали А. Закс, Каспаринская, Д. А. Равикович. В 1980-90-ые их дело продолжили Гнедовский, Дукельский, Сундиева, Юхневич.

1977 — в России проходила Генеральная конференция ИКОМ. В том же году был создан «Международный комитет по музеологии» (ИКОФОМ), который координирует теоретические исследования в области музеологии. Печатным органом ИКОФОМ является журнал «Museological Working Papers». Первый свой номер журнал посвятил теме «Музееведение — наука или только практическая работа?» Сессии ИКОФОМ на протяжении 1980-ых годов шли ежегодно. В 1976-1986 годы идет работа над музееведческим словарем (20 язычный глоссарий). 1983 — на Генеральной конференции ИКОМ в Лондоне образововано движение «Новая музеология».

1988 — опубликована совместная работа ученых СССР и ГДР – учебник «Музееведение. Музеи исторического профиля». Современное понимание музееведения в разных странах различно. На западе — эмпирический подход, при котором музеология не считается наукой (Бернс — один из лидеров данного течения). Выдающиеся музеологи запада: Александер — США, Софка — Швеция, Льюис — Лестерская школа в Англии, Ривьер — Франция (теоретическое обоснование экомузеологии), Камерон — Канада (концепции «музея-форума», «музея без границ»). Кеннет Хадсон также является одним из наиболее уважаемых музеологов. В 1990-е годы в музей приходят IT-технологии.

На протяжении второй половины ХХ века шли споры о наличии у музееведения объекта, предмета, метода, языка и структуры (эти споры были обусловлены традициями национальных музееведческих школ и уровнем развития музейного дела). В 1950-е происходит разделение на специально музееведение и общее (подробнее про это можно прочесть у Странского в учебнике «Музееведение», 1988). Касательно предмета музееведения есть разные подходы. Предметный подход (Ян, Брун, Ланг) рассматривает функционирование музейных предметов в музее. Аксиологический (ценностный) поход: музейные ценности, «музейная потребность» (понятие Странского) — то есть желание сохранять культурное наследие. Институциональный подход (Бенеш, Винтер): музей как социальный институт. Коммуникационный подход: музей как особая коммуникационная система (параллельно с формированием в 1960-е годы понятия «музейная коммуникация»). Языковой подход (музейный предмет как знак, Никишин). Комплексный подход (Разгон и Странский): предмет изучения — все, что связано с музеем. В последнее время все больше преобладает интеграция подходов. Можно сказать, что предмет — совокупность закономерностей, возникающих в процессе сохранения, трансляции социально значимых образов с помощью музейных предметов в процессе развития музея.

Многие музейные специалисты не склонны признавать музеологию наукой – к примеру, И.Неуступны. С его точки зрения, у музееведения нет своего специфического предмета и метода. Музееведние заимствует их у других наук по причине своей молодости.

 

Заключение

 



2018-07-06 1098 Обсуждений (0)
II. Особенности становления и развития музеологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Особенности становления и развития музеологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1098)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)