Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: детали исторического образа



2018-07-06 540 Обсуждений (0)
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: детали исторического образа 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

Женщины никогда, ни в одной стране, не оставались безразличными и пассивными зрительницами во время переворотов и глубоких государственных потрясений, решавших судьбы стран и народов, в особенности в периоды борьбы за установление социального порядка, гарантирующего большую справедливость и свободу. Они составляли весомую часть человеческого общества и не могли остаться нечувствительными и беспристрастными зрительницами глубоких и продолжительных событий, вследствие которых жизнь их могла ухудшиться или улучшиться, так же, как и жизнь мужчин. Женщины эпохи Великой французской революции были вынуждены вмешиваться в общий ход революционных событий и способствовать своим энергичным содействием общему делу свободы и возрождения. Каждая отдельная личность в это неспокойное время играла особую роль. В связи с этим деятельность женщин в революционную эпоху заслуживают подробного изучения.

Также представляется, что данная тема, является актуальнойв связи со своей сравнительно малой изученностью. Вопросы об участии французских женщин в революционных, антиреволюционных, контрреволюционных движениях очень дискуссионные, однако в большинстве имеющихся научных работ наибольшее внимание уделяется отдельным эпизодам биографий женщин, конкретным событиям этого периода без четкой систематизации, комплексного подхода, причинно-следственных связей.

Проблемам роли женщин в период Великой французской революции посвящены различные статьи и монографии («Женское движение в годы Французской революции» (1921)[1]Е. Н Щепкиной, в которой исследовательница рассматривает деятельность и выступления женщин в годы французской революции, развитие феминистических идей; работа«Коллективное участие женщин в Великой французской революции»(2003)[2] А. Лассера, в которой автор старается передать в фактической точности составленный им обзор участия женщин в великой французской революции).

При рассмотрении историографии по данной теме я бы хотела выделить двух основных писателей-исследователей: Г. И. Серебрякова и Эмма Адлер.

«Женщины эпохи Французской революции»[3], книга Галины Серебряковой, выпущенная в 1958 году, представляет собой своего рода сборник биографий реальных исторических лиц в реальной исторической среде, показываемых через призму художественного изображения. Женщины, о которых рассказывает Серебрякова в своей книге, рассматриваются с разных сторон, но в связи с некоторой ограниченностью достоверных материалов, образам не хватает более точного исторического анализа. Однако портреты героинь привлекают внимание читателей своей живостью и органичностью.

Иностранная писательница Эмма Адлер свою работу «Знаменитые женщины Великой французской революции»[4] посвятила памяти женщин эпохи ВФР, которые проявили себя героинями, труды которых не должны быть забыты. Книга основана на биографиях женщин, описание жизни которых плотно вплетено в канву революции.

Целью данной работы является рассмотрение развития и освобождения женского самосознания, принятия слабым полом своей новой роли в обществе, постепенного «робкого» выхода женщин на политическую арену во времена Великой французской революции.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть развитие женского движения во Франции во второй половине восемнадцатого века, его конкретных представительниц, увидеть, как женщины уже перед революцией становились сравнительно более свободными членами общества.

- исследовать деятельность некоторых представительниц радикального революционного крыла, проанализировать ее мотивы и результаты.

-изучить некоторые особенности мышления и способов деятельности женщин, являвшихся соратницами видных деятель революции, их влияние и долю участия в событиях 1789-1794 гг.

-выделить наиболее яркие женские образы великой французской революции и проанализировать их отражение в литературе и живописи.

Разработка данной темы обеспечивается анализом доступных материалов источников. Среди них Декларация прав женщины и гражданки[5] Олимпии де Гуж, первый, по сути феминистический, манифест, монументальное произведение А. Ламартина «История жирондистов»[6], написанное в 1848 году на основании редких документов, к которым Ламартин имел доступ, а также его бесед с людьми — участниками и свидетелями тех событий.

ВВЕДЕНИЕ

Наполеон Бонапарт является одной из ключевых фигур мировой истории. Этот великий Корсиканец изменил и реформировал многие аспекты жизни, без которых современная Европа не представляет своей жизни. Вместе с социальными изменениями, менялось и искусство, которое как известно отражает эпоху,события,культуру.

Основная задача данной работы взглянуть на Наполеона через призму искусства,а конкретно живописи. Но целью ставится рассмотреть не только работы французских художников и современников,но и сквозь работы Российских мастеров,карикатуры континентальной блокады.

Именно в сравнении рождается истина. Это исследование полезно не только с точки зрения истории,но и с точки зрения искусствоведения. Ведь искусство у многих побуждало интерес к истории.

Таким образом,раскрытие темы позволяет получить объективный взгляд на образ Наполеона как с точки зрения истории так и с точки зрения искусствоведения.

 


 

НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: детали исторического образа

Перед тем как начатьАанализуисторического образа Наполеона как государственного деятеля и военачальника,должно предшествовать рассмотрение его прирожденных личностных качеств и влияние на формирование этой неординарной личности исторических событий того времени.я считаю,чтобудет справедливо рассказать о нем не как о великом правителе и военачальнике,но как о личности совершенно талантливой и одаренной.С самого детства он рос неспокойным и нетерпеливым ребенком.Однозначно,что на его характер не последнее влияние оказали события, происходившие на Корсике раздираемой клановой борьбой кровавой враждой и тщательно скрываемой,но безусловно присутствующей враждебности к Французам.

Когда он приехал в мае 1779 года в школу, ему ещё не исполнилось 10 лет. Его спросили: как тебя зовут, естественно. Он сказал "Napoleone Buonaparte". Но так как на тот момент он плохо знал Французский то всем ученикам послышалось - "Лапаёне" по-французски это солома на носу и поэтому тотчас же все мальчишки стали кричать солома в носу.Его ожидала непростая жизнь и учеба потому что действительно там учились дети из дворянских семей. Часть людей в Бриеннской школе - это были пансионеры короля, т.е. те люди, которые существуют за счёт короля, король оплачивает их обучение.Наполеон был в их числе.

Уже во времяприучебеучёбыв кадетском училище мальчик из Корсики начал демонстриропоказывать свой непростой характер. Когда один из преподавателей-священников сделал замечание Наполеону, а тот жестко отреагировал,священник спросил: -"Кто ты такой,чтобы так со мной разговаривать?" -"Я человек". Ответил ему десятилетний корсиканский мальчик.Там же у него сложилось отношение к религии,вот что он писал по этому поводу: "Я слушал проповедь, и проповедник сказал, что Катон и Цезарь прокляты. Мне было 11 лет. Я был потрясён, узнав, что самые лучшие люди античности осуждены на адские муки только потому, что они не исповедовали религию, о существовании которой они не могли знать. С этого момента для меня не было больше религии".

ГДЕ СНОСКИ?

Нельзя сказать, что он был совсем неверующий. Его лучший друг писал, что он не был ни католиком, ни протестантом, хотя и не был атеистом. Хотя какая-то вера, общая вера, может быть вера в Бога у него была. Именно поэтому позже в Египте он будет говорить, что интересуется магометанской религией, а на Мальте он покровительствовал православию, неоднократно православной религии. Для него религиозные вопросы были маловажны.Религию он рассматривал как важный социальный регулятор, но у самого у него не было пристрастия к какой-то конкретной религиозной системе и очень прохладное отношение к религии в целом.

Изначально, Наполеону не пророчили большого будущего и вот такую характеристику ему дал инспектор,который посещал его школу:"Господин Бонапарт родился 15 августа 1769 года, рост 4 фута 10 дюймов 10 линий (166 см). Закончил 4 класс, хорошо сложен, прекрасное здоровье, дисциплинирован, честен, уважает старших, хорошее поведение, отличается познаниями в области математики, неплохо знает историю и географию, очень слаб во всём, что касается светских манер, из него выйдет прекрасный моряк". СНОСКИ?

 

Учась там,он оставался патриотом своей родины и следует отметить,что учился он весьма превосходно.Уже там он заинтересовался математикой,историей и географией.Светским мероприятиям предпочитал работу с книгой. "Если, кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что раньше чем что-либо предпринять я долго размышлял уже прежде; я предвидел то, что может произойти. Вовсе не гений внезапно и таинственно открывает мне, что именно мне должно говорить и делать при обстоятельствах, кажущихся неожиданными для других, но мне открывает это мое размышление. Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать",- так говорил он неоднократно впоследствии.СНОСКИ?

 

После прекрасной характеристики и отличной учебы в Бриенне,Наполеон, как стипендиат короля поступил в Парижскую военную школу,которая очень сильно повлияла на него.Парижская военная школа - дворец, красивый, построен архитектором Габриэлем - одним из любимых архитекторов Людовика XV. И задача была сделать шикарную школу для лучшего французского дворянства. Поэтому в этой школе, он сам, например, вспоминает, что нас воспитывали, кормили и обслуживали с великолепием, во всём обходясь с нами, как если бы мы были офицерами, имевшими большой доход, то есть у всех были слуги, у всех была отдельная комната, расписание приёма пищи - обед, ужин, 3 десерта.

И поэтому он, когда стал императором и достроил знаменитую военную школу Сен-сир, которая и сейчас поныне существует и одно из самых престижных учебных военных заведений мира, он сделал так, что в Сен-Ссире было так строго и сурово.Вплоть до того он сделал, что они питаются как солдаты - не из тарелок, а из котла, т.е. Сен-сирцы должны были из одного котла по очереди черпать. Настолько было строго.

В Парижской школе он остается таким же замкнутым и нелюдимым, но прилежным учеником со сложным характером.Там его учили географии, рисунку, немецкому языку, фортификации, оружейным приёмам и строевому обучению, фехтованию и верховой езде. Однажды,когда Наполеон где-то ходил где-то задумчивый,один из курсантов Лажье толкнул его, все захохотали, этот парень тоже захохотал и убежал. Наполеон догнал его, схватил и хотел ему не очень сильно, но с бешеной силой этого Лажье ударил его о решетку. У того потекла кровь тут же прибежало начальство: "Что?, Кто это такой?" Наполеон только сказал одну фразу: "Я был оскорблён, я отомстил, мне больше нечего сказать".

В это время у него рождается понимание о том,что такое народ, нация, он начинает задумываться о государственном устройстве. И когда он высказывался пренебрежительно,например,он на одной из лекций позволил себе нелицеприятное высказывание в сторону короля, и один из преподавателей ему сказал: "Сударь, как Вы можете так говорить? Вы же воспитанник по милости короля". И когда он услышал слово "по милости",он так покраснел, так разволновался, что стал задыхаться от гнева. И потом, когда пришёл в себя, он крикнул: "Я воспитанник государства!" Т.е. это слово "по милости", у него постоянно вот это ощущение, что он беден, что над ним смеются, у него вызывало взрыв гнева.

За свою упорную учебу он удостоился блестящей характеристикой от известнейшего французского математика Гаспара Монжа:"Наполеон Бонапарт замкнут и трудолюбив, предпочитает учёбу всем развлечениям, любит читать книги хороших авторов, очень прилежен к абстрактным наукам, мало интересуется другими, прекрасно знает математику и географию, молчалив, любит одиночество, высокомерный, иногда эгоистичный, немногословен, много самолюбия и честолюбия, этот человек достоин того, чтобы ему помогли в его карьере".

Он был выпущен из академии 28 сентября 1785 года в чине второй лейтенант.В том же году умер его отец и Наполеон взял на себя всю заботу о своей семье.

Он говорил:"Я надел мундир офицера Ляферского артиллерийского полка - самый красивый мундир в Мире!" И действительно,он стал офицером и исполнилась мечта его детства.

С этого момента началось его настоящее образование.Он стал покупать книги. Главные - это античные авторы: Плутарх, Платон, Цицерон, Корнелий Непот, Тит Ливий. Потом философы, историки, мыслители XVI-XVII веков: Монтень, Монтескье, Риналь, Вольтер, Руссо, Рален, Мобли, Макиавелли. Затем французские литераторы XVII-XVIII веков: Росси, Лафонтен, Босье, Фенелон, Бернар Сен-Пьер. И, разумеется, как офицер, он очень много читал по математике, артиллерийскому делу, географии и в частности он тогда же написал пространные заметки, извлечённые из мемуара Маркиза де Вольера. Де Вольер - это реформатор артиллерии в середине XVIII века. И вот по поводу системы Вольера, потом он написал рукопись "Принципы артиллерии".

Уинстон Черчилль однажды произнес фразу:"Тот человек, который в 20 лет не революционер - у него нет сердца. Тот человек, который в 40 не консерватор - у него нет мозгов".C этой точки зрения Наполеон был абсолютно нормальным человеком. В 20 лет он был настоящим революционером.Он пишет, например, о социальных изменениях: "Допускаете ли вы, что без этих изменений столько людей терпели бы страдания, испытываемые от гнёта кучки крупных сеньоров, и люди, которым не хватает хлеба, мирились бы с великолепными дворцами". Дальше он пишет о корсиканском народе: "Если бы для освобождения своих соотечественников мне надо было бы сразить лишь одного человека, разве я немедленно не направился бы, чтобы вонзить в грудь тирана меч отмщения за Родину и попранные законы!" Т.е. вот если бы ему надо было бы погибнуть, он бы погиб, но освободил бы Корсику, он был тотчас же готов отправиться. Это всё искренне, потому что написано всё для себя.

Он был человеком конца 18 века и молодому человеку присущи мечтания, романтизм, сентиментализм. И вот он пишет 3 мая 1787 года: "Всегда одинокий среди людей я возвращаюсь к своим мечтам, лишные дни с самим собой. Что делать в этом Мире? Если я должен умереть, то не лучше ли самому убить себя. Если бы я уже перешагнул за 60 лет, я бы уважал предрассудки людей и терпеливо предоставил бы природе своё течение. Но так как я только начинаю постигать несчастья и ничто не приносит мне радости, зачем переносить мне долгие дни, не сулящие ничего доброго? О, как люди далеки от природы! Как они трусливы, подлы, раболепны! Что я вижу на своей Родине? (Родине - Корсике) Моих соотечественников, скованных цепями и с дрожью целующих руку, которая их угнетает. Жизнь для меня бремя , потому что ничего не доставляет удовольствия и всё мне в тягость. Она для меня бремя, потому что люди, с которыми я живу, и с которыми вероятно должен жить всегда, нравственно столь же далеки от меня, как свет Луны от света Солнца”.

Рассматривая Наполеона на разных этапах его карьеры,можно узнать многое о его темпераменте.

"Когда он был назначен командующим военными силами тыла во времявовремя вандемьеровского восстания в нём - угрюмом, хмуром молодом человеке и Баррасу и другим руководящим деятелям очень импонировала та полная бестрепетность и быстрая решимость, с которой Бонапарт пошел на такое до тех пор не употреблявшееся средство, как стрельба из пушек среди города в самую гущу толпы. Если дошло до битвы, подавай победу, чего бы это ни стоило. Этого правила Наполеон всегда без исключения придерживался. Он не любил попусту тратить артиллерийские снаряды, но там, где они могли принести пользу, Наполеон никогда на них не скупился. Полная беспощадность в борьбе была характерной чертой Бонапарта. «Во мне живут да разных человека: человек головы и человек сердца. Не думайте, что у меня нет чувствительного сердца, как у других людей. Я даже довольно добрый человек. Но с ранней моей юности я старался заставить молчать эту струну, которая теперь не издаёт у меня уже никакого звука»,- так в одну из редких минут откровения говорил он одному из людей, к которому благоволил,- Луи Редеру"

Этот день сделал его известным не только в военных,но и в политических кругах тогдашней Франции.На него стали смотреть как на жесткого человека,решительного и распорядительного.Политики полагали, что на него можно будет и впредь положиться в ситуации, когда может понадобиться пустить военную силу против народных волнений.

Но сам Наполеон мечтал о другом. Его тянуло на театр военных действий, он хотел самостоятельно командовать одной из французских армий.

В следующем этапе истории Бонапарта он получил командование войском. И во время приступов откровения называл своих солдат пушечным мясом. Не было любви, но была большая забота о солдате. Наполеон умел придавать ей такой оттенок, что солдаты понимали всё как именно внимание полководца к их персоне, в то время как он всего - лишь хотел иметь в руках исправный и боеспособный материал.

Конечной целью Наполеона во всех его политических предприятиях было установление полного своего владычества, и средства для достижения этой цели были самые разнообразные. « Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим»,-», - говорил Наполеон . «Правильно сказал о Наполеоне поэт Гёте: «для Наполеона власть то же самое, что и музыкальный инструмент для великого артиста. Он немедленно пустил в ход этот инструмент, едва успел завладеть им.» Во время властвования Бонапарта проявилась ещё одна его черта. Полнейшая беспощадность к преступникам. У него всегда всякая вина была виновата, смягчающих обстоятельств он не знал, и знать не хотел. Если можно так сказать он принципиально отвергал доброту, считал её качеством, которая для правителя вредно, недопустимо.» СНОСКИ?

Великие военные дарования Бонапарта достигли своего апогея в первый период его полководческой деятельности (1796-1809гг). Чего-то не возможного он не признавал. Энергия и деятельность его, казалось, не признавали границ.

Не стоит обманываться попытками, которые присутствуют в большом количестве литературы о Наполеоне,-Наполеоне, - попытками представить его «полуреволюционером». Никогда он им не был. На самом деле он был по натуре деспотом и самодержцем. Некоторые труды о Наполеоне написаны в духе идеализации и прославления, в других же только исторические факты.

ЧТО ИМЕННО И В КАКИХ ИМЕННО РАБОТАХ

Несмотря на то, что центром всех планов Бонапарта был он сам, его влияние на Францию нельзя преиуменьшать. Он хотел упорядочить внутренние отношения и умиротворить страну, при этом подавлял всяческие проявления общественной свободы. Желал полного господства над церковью. Можно сказать, что религией Наполеона была «вера свою счастливую звезду» Мнение, что хорошо можно править только «в ботфортах и со шпорами» рисует образ правителя-полководца.

Даже после его падения, во время пребывания на острове Эльба, о Наполеоне распространялись легенды, повсюду появлялись его портреты, медали и статуэтки.

Подытожив всё вышесказанное, можно констатировать одно - о Наполеоне невозможно говорить хладнокровно. О людях такого масштаба говорят либо плохо, либо хорошо, равнодушных не остаётся. Комбинация его личностных особенностей, амбиций, достижений породило немало стереотипов. И даже сформировало, так называемый, «комплекс Наполеона», объясняющий стремление низкорослых мужчин к славе, богатству и успеху.

 


ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РАБОТАХ ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Как известно Наполеон был личностью неординарной и неоднозначнойчеловеком не непостоянным. Противоречивость его образаЭто непостоянствонашла отражение прежде всего отражалось и в живописи. При написании портретов он требовал идеализации,а при написании батальных сцен четкости и правдивости деталей. Прижизненная иконография Наполеона более чем многочисленна. Все значимые художники того времени приняли участие в её создании. Понравившиеся ему работы очень быстро размножались мастерами и их учениками. Так, например, Робер Лефевртридцать семь раз повторил написанный им “Портрет Наполеона-императора”

Портреты Наполеона, датируемые 1812 годом немногочисленны, что обусловлено политической ситуацией в тот период.Именно тогда во время период войны 1812 года был развенчан образ богоподобного и несокрушимого правителя,отраженный в портретах кисти Энгра, Жироде де Руси-Триазон, Жерара.

Жак Луи Давид родился в 1784 году .году. Один из наиболее известных живописцев конца 18ВЕКА РИМСКИМИ ЦИФРАМИ начала 19 веков. Он был лидером «неоклассицизма» и кумиром начинающих художников того времени. С 1804 года был «первым художником» Наполеона. Так же как и в портретах многих других живописцев, в работах Давида всегда можно с большой точностью определить отношение автора к изображаемому герою. В заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей.

Говоря о знаменитой картине «Бонапарт на привале Сен-Бернар», написанной в 1801 году, стоит заметить, что до него Давидом в 1797 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью,но он остался незаконченным. Чтобы получить наиболее полное представление о том, как складывались отношения Наполеона и Давида, стоит отдельно остановиться на истории создания этого наброска. Живописец просил генерала подарить ему хотя бы одни сеанс, он должен написать портрет. Как скучала кисть Давида по возвышенному и героическому! «Сабинянки» не могли насытить его искусство, давно и накрепко сросшееся с реальной действительностью. Бонапарт согласился, хотя без особой радости. Обещал приехать в мастерскую в ближайшие дини. Давид вернулся к себе, воодушевленный мыслью о будущем портрете. Назавтра ученики по указанию Давида соорудили помост в ателье. Бонапарт, однако, не являлся. Художник послал ему несколько записок. Выяснилось, что генерал попросту забыл о данном обещании.

В конце концов, он вес же приехал, вызвав в Лувре чудовищный переполох: из всех мастерских выскочили художники, провожая глазами знаменитого гостя. Дюсеи, ученик Давида, вбежал и ателье, дрожа "от восторга, и провозгласил, словно актер, играющий трибуна во французском театре: «Вот он – генерал Бонапарт!»

ВОТ КАК ОПИСЫВАЕТ ТЕ СОБЫТИЯ…. (СНОСКА)Бонапарт вошел, не обратив внимания на всеобщее смятение, два офицера его сопровождали. Генерал был одет просто, как для обычной верховой прогулки: синий редингот поверх белого колета, высокий черный галстук. Пудреные волосы оттеняли загорелое лицо. Он бросил треуголку в кресло, раскланялся с Давидом. Пока Давид приготавливал краски и обсуждал с адъютантом детали костюма, в котором собирался писать генерала, Бонапарт внимательно разглядывал «Брута». Лицо его при этом оставалось совершенно бесстрастным. Потом он надел мундир и занял место на помосте.

Давид принялся за работу. Композиция портрета была готова вего воображении, он даже успел набросать ее на холсте. Художник решил изобразить генерала без шляпы, с развевающимися волосами, держащим в руке мирный договор с Австрией. Сделав быстрый рисунок, Давид начал писать. Проложил топ мундира, воротника, каштановых волос, на которых тускло серебрилась пудра, смуглого лица. Сходство появилось сразу: воспоминания о первом впечатлении в Люксембургском дворце, сделанный там набросок, размышления минувших дней помогли Давилу. С едва тронутого красками холста смотрело сухое властное лицо с презрительным ртом и острым, выступающим подбородком. Глаза внимательно вглядывались вдаль, словно озирая позиции неприятеля.

Сеанс продолжался около трех часов. Бонапарт. прервал его вежливо, но решительно. Почти не взглянув на холст, он стал прощаться с Давидом.

- Напрасно вы не согласились приехать о мою армию, - сказал он. – следует ли избегать живописцу современности? Ваш ученик Гро стал настоящим солдатом и видел войну. Быть может, меня ждут еще более чудесные места, Поедемте. Я отправляюсь в страну, которая славится своим чудесным небом и ценнейшими памятниками древности.

Давид ответил ни к чему не обязывающей фразой, он не понял, о какой стране идет речь, и не стал расспрашивать. Быть может, знай он, о чем говорит Бонапарт, он согласился бы ехать. Неведомо для самого себя Давид одним из первых во Франции услышал о намерении Бонапарта отправиться в Египет. СНОСКИ?

 

Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар. В это время Давид видел в Наполеоне только героя-победителя и принял заказ изобразить его спокойным на вздыбленном коне. Однако позировать Бонапарт отказался, мотивируя это тем, что мало кого интересует реальное сходство, достаточно выразить суть гения. Сходство Давид сохранил. У него остались наброски, да и без них он помнил генерала. Для фигуры позировали старший сын и художник Жерар. Портрет понравился зрителям, восхищаясь Бонапартом, восхищались Давидом. Труднее всего упрекнуть живописца за холодность, тем более, когда она скрыта блеском кисти лучшего мастера Франции. Давид выполнил пожелание и создал произведение, похожее в большей степени на памятник, а не на портрет полководца. [2] Давид представил серую в яблоках лошадь. Подобно изваянию высится она на фоне холодного серо-голубого неба и заснеженных гор. Движение ее кажется заторможенным, раз навсегда остановившимся. Образ Наполеона решен в героико-приподнятом плане. В картине нет благородной естественности. Давид сознательно «сгущает краски»: плечи Наполеона окутывает красный плащ и ветер поднимает его край, отчего плащ становится похожим на крыло огромной птицы. Рука театральным жестом направлена в небо, колени судорожно прижаты к коню.

Из-под надвинутой на лоб треуголки смотрят горящие глаза, пряди волос падают на бледное лицо, губы плотно сжаты. Перед зрителем поистине байронический герой. Созданный Давидом образ Наполеона предвосхищает те образы императора, которые будут варьировать на все лады художники романтической поры -- авторы живописной и графической «наполеоновской эпопеи». Как и в ряде других, более ранних портретов, Давид вводит в композицию надписи, только здесь это не распоряжения о благе народа или решения, свидетельствующие о борьбе с монархией, а сопоставление имени Наполеона с начертанными на камне именами Ганнибала и Карла Великого. Не только трактовкой образа, которую можно уподобить конному памятнику, но и надписью Давид вносит имя своего героя в историю. Показателен и такой композиционный прием, как сопоставление величественной фигуры полководца на коне с маленькими фигурками солдат, бредущих вдали. Первый консул был весьма удовлетворен портретом и сразу же заказал несколько повторений.

После того, как Давид стал живописцем Наполеона, тот в свою очередь изъявил желание, чтобы в произведении искусства было, прежде всего, отражено восхваление империи, и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г.» (1810). Получить заказ на такую большую и сложную работу было счастьем и честью для Давида. Он даже написал Наполеону письмо, которое начиналось с благодарственных строк: “Государь! С тех пор пан пито количество мне оказало честь избрать меня для написания картин, посвященных церемонии коронации, я намеревался отдать свою кисть всецело на службу вашему величеству и сделать свою семью счастливой тем, что принесет мне мое работа».

На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью; идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. И по просьбе императора в композицию была добавлена, на самом деле отказавшаяся присутствовать на коронации, мать Наполеона. «Коронование…» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой ( здесь(здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле, и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.[2] Приступая к основной работе, Давиду пришлось убедиться, что работа предстоит ешеещё более запутанная, чем можно было предположить. Чуть ли не все участники церемонии претендовали быть изображенными в картине не на том месте, где они действительно стояли, а в соответствии с иерархией чинов и званий. Обидам, уговорам, прямым приказаниям не было конца, композицию то и дело приходилось менять. Где тут думать о прекрасном беспорядке красочных нитей, непосредственности движений. Мелкие уколы самолюбия чередовались с прямыми унижениями. Пий VII категорически отказался позировать Давиду. «Праведное небо! Наместник бога на земле станет позировать богоотступнику и цареубийце, кровожадному монтаньяру. Да и вообще писать папу римского великая честь.» СНОСКИ?

Но в итоге Папа Римский позировал Давиду. Потом шли десятки других портретов: члены императорской фамилии, высшие сановники, маршалы, фрейлины, иностранные послы. Турецкого посла тоже пришлось уговаривать, чтобы он согласился позировать – коран запрещает изображение людей.

Картина была настолько велика, что не помещалась в ателье. Давиду предоставили часовню, кое-как оборудованную под мастерскую, С помощью своего ученика Руже Давид начал работать. Перспективное построение архитектурной части чертил декоратор Даготти – но оказалось настолько сложным, что при всей своей опытности Давид боялся ошибиться. Приказания и исправления продолжали тревожить Давида. Почти каждый раз, бывая в Париже, Наполеон находил время встретиться с Давидом и дать ему несколько советов относительно его работы над картиной. Если и в бытность свою консулом Бонапарт не стеснялся судить об искусстве без всякого смущения, то теперь и подавно он не стеснялся ничего. Впрочем, происходило это не потому, что Наполеон почитал себя знатоком живописи, просто он видел в картинах только удобное средство собственного возвеличивания и решительно ничем, кроме этого, не хотел интересоваться.Наполеоностался недоволен, что Давид изобразил Пия VII сидящим со сложенными на коленях руками. «Я не для того пригласил его сюда, чтобы он ничего не делал», – сказал император, и Давиду пришлось переписать фигуру папы: теперь, подняв руку, он благословлял императорскую чету. СНОСКИ?

Кажется, Давиду было труднее кончить «Коронацию», чем Наполеону покорить Пирону. Во всяком случае, он писал картину медленнее, чем император вел войны.

Только через три года после коронации, в 1807 году, окончил Давид полотно, равного которому по размеру не писал никогда. Он мог гордиться: груд, завершенный им, был велик, и ожидавшие почести тоже, вероятно, будут велики, но радости он не испытал.

Стоит отметить, что данное событие в ту пору вызвало очень много негодования и разногласий, ведь до Наполеона титул императора был получен впервые Карлом Великим после коронации его в 800 году. И в самый ответственный момент церемонии, когда Папа Римский Пий VII вознёс в руках корону над головой будущего императора, Наполеон выхватил её и собственноручно водрузил на свою голову, а затем взял вторую корону и короновал свою жену Жозефину. Это был очень символичный момент. Наполеон не хотел, чтобы папскому жесту было преданно уж очень большое значение в данном событии. Он не пожелал принимать корону из чьих-либо рук, кроме своих. Этот знаменательный момент и изобразил Давид на своём знаменитом полотне.

В работе «Наполеон в рабочем кабинете», написанной в 1812 году, Давид отходит от идеализации образа Бонапарта и изображает реального человека. По свидетельствам современников именно на этом полотне передан самый правдивый образ Наполеона. Он изображен в скромном синем костюме полковника гренадеров гвардейской пехоты, стоящим у позолоченных массивных стола и кресла, на фоне свитков и фолиантов, часов, показывающих раннее время, когда начинается работа императора французов. Давид не польстил модели: хотя образ выглядит эффектным, но художник подчеркнул маленький рост Бонапарта, редкие волосы, обрюзгшее лицо. Правы те исследователи, которые не отождествляют эту приземленность с ординарностью. Как никогда раньше, Давид передает в портрете напряженную работу мысли, ум Наполеона. В портрете «Наполеон в рабочем кабинете» Давид завершает традицию, сложившуюся во французском искусстве еще во времена Возрождения, когда в официальном портрете внешняя репрезентативность, представительность сочетались с правдивостью.

 

К знаменитым портретам Наполеона Бонапарта, и художественно, и исторически значимым, следует отнести произведения Франсуа Жерара.Франсуа Жерар был одним из старших учеников Давида.Учитель возлагал на своего ученика огромные надежды и его творчество, особенно портреты, исполненные в конце XVIII - начале XIX веков служили тому подтверждением.Вскоре он сделался излюбленным портретистом европейских монархов, аристократов, дипломатов, светских дам. Недаром его прозвали «живописцем королей и королем живописцев». Портреты фактически оттеснили на второй план историческую живопись, которой, особенно вначале, Жерар уделял большое внимание, умея приспособиться к вкусам времени.Естественно,талант этого мастер не мог не привлечь Наполеона.Выставленные в 1799 г. портреты матери Наполеона, графини Реньо де Сен-Жан д’Анжели и Жозефины Бонапарт окончательно подтвердили его портретное мастерство. «Портрет Жозефины» являл собой новый тип парадного портрета, в котором Жерар сочетал строгость классической композиции с простотой и естественностью передачи облика портретируемой. Годом позже Наполеон поручил Жерару украсить сценами из Оссиана дворец Мальмезон, в 1802 г. мастер стал кавалером ордена Почётного Легиона, а в 1806 г. – придворным живописцем императрицы Жозефины.

Одной из самых знаменитых работ мастера стала картина:"Наполеон в коронационном одеянии" На данном полотне художник передает величие Наполеона с помощью самого простого средства ,асредства, а именно с помощью одежды.Также на картине отсутствует какая-либо динамика,скорее целью мастера было запечатлеть императора после коронации,а не во время.В свою очередь правитель же одним своим взглядом показывает насколько он спокоен и решителен,что власть полностью сосредоточена в его руках.

Стоит также рассказать о таком небезызвестном художнике Франции конца 18- начала 19 века, как Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). В тот период в художественном мире у начинающих живописцев кумиром был Жак Луи Давид. В последствие обстоятельства складываются так что, Энгр уезжает во Францию и поступает в мастерскую Давида, который позже отзывается о нём, как о лучшем своём ученике. Через небольшой промежуток времени мастерство Энгра достигает того уровня, что он уже способен зарабатывать на жизнь своими портретами. Среди работ то



2018-07-06 540 Обсуждений (0)
НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: детали исторического образа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: детали исторического образа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)