Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РАБОТАХ В.В. ВЕРЕЩАГИНА



2018-07-06 525 Обсуждений (0)
ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РАБОТАХ В.В. ВЕРЕЩАГИНА 0.00 из 5.00 0 оценок




В российской живописи образ Наполеона в основном очень ярко представлен в картинах Верещагина,а конкретно в цикле работ посвященных столетию войны 1812 года.Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай - дай подойти!», «С оружием в руках - расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне - пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе - 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе - 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897-1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все - 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен - в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др.

Если мы взглянем на картину Верещагина "Наполеон I на Бородинских высотах"», то увидим,что Наполеон сидит, позади столпились лица свиты, обозревая поле сражения в подзорные трубы, еще дальше почетная гвардия; впечатление от этих великолепных фигур, золотого шитья мундиров, эполет, перевязей, белых лосин и султанов получается такое, как будто дело происходит на параде или на маневрах. Граф Сегюр в своих записках, рисует очень подробно печальную картину того морального состояния, в котором Наполеон пребывал в продолжении всего дня великой битвы. Поразительно это внезапное разложение гениальной энергии, до сих пор помогавшей Наполеону только выигрывать сражения. Нерешительность была на первом планена первом плане, и она убивала все. Известно также, что в день Бородинскоаго сражения Наполеон былъ нездоров, и это нездоровье помешало ему явиться в том ореоле полководца, в каком его привыкли видеть. Как бы там ни было, но этот вид сидящего на стуле полководца, в то время как его воины, переполненные доблестью, умирают тысячами, не видя своего императора, символичен: победоносному орлу Франции подрезали крылья, и в дальнейшем никто не увидит больше его горделиво парящего полета в выси.

В работе же "Перед Москвой – ожидание депутации бояр" Наполеон после своего победоносного захвата Москвы ожидает,что жители прославленного города выйдут к нему с депутацией,просить о пощаде,но ему докладывают,увы город опустел. Граф Сегюр по этому поводу пишет: «Он думал, что эти люди, охваченные гордостью или парализованные ужасом, неподвижно сидят у своих очагов, и он, который всюду встречал покорность со стороны побежденных, хотел возбудить их доверие.
«Потом Наполеон, пишет некий чиновник Кербелецкий, пришедши несколько в себя, садится на лошадь и въезжает сам в Москву, в которую последовала за ним и конница, стоявшая до того вне заставы; но, проехав Дорогомиловскую, Ямскую слободу и приближаясь к берегу Москвы реки, останавливается на правой стороне улицы, на береговом косогоре, сходит с лошади и опять расхаживает взад и вперед, но только уже покойнее. Сего числа Наполеон и его конвой ночевали в Дорогомиловской слободке, в обывательских домах, где жителей московских, кроме четырех человек дворников, никого не было замечено».СНОСКИ?

 

Среди всех бедствий Отечественной войны пожар Москвы как-то особенно привлекал внимание современников и возбуждал фантазию каждого, кто обращал свою мысль к той великой эпохе. В нем видели перст Божий, и в самом деле это было знаменательно.Он как раз представлен в работе "В Кремле - пожар!"

2-го сентября войска Наполеона вступили в Москву, а на другой день, 3-го, сам император, переночевав в Дорогомиловском предместье, въехал в Белокаменную и расположился со своей главной квартирой в Кремль. Но едва только совершилось это занятие древней русской столицы неприятельской армией, как в городе начались пожары один за другим, и никакие усилия, направленные к их прекращению, не могли ничего сделать.

Легко себе представить, что должен был переживать Наполеон, очутившись в такой обстановке. Великий полководец, не знавший страха, никогда ни перед чем не отступавший, баловень судьбы, слагавшей ему под ноги один трофей за другим, победитель целой Европы, завоеватель, мечтавший в своем могуществе сравняться с Александром Великим и уподобить свою державу древнему железному Риму, — вот он стоит в своей обычной позе на Кремлевской стене и между ее зубцов сосредоточенно вглядывается туда, где бушует огненная бездна. Кругом падают горящие куски дерева, сыплются раскаленные угли. Смятение отчетливо рисуется во всей фигуре одного из маршалов в группе стоящей поодаль свиты, а император все недвижим, не в силах оторвать взора от страшной картины. Впервые предстало здесь то, что нечто грозное, неотразимое, бороться с чем — выше сил человека, хотя бы он был во сто крат гениальнее самого Наполеона.

Картина Верещагина "Сквозь Пожар" производит странное впечатление. Эта масса огня и в середине ее Наполеон. Начинает казаться, что солдаты тот час же бросят императора в огонь. Наполеон был гений в своем ремесле, его трагическая судьба вызывает удивление, но в то же время, как забыть о том, сколько сотен тысяч человек лишились жизни по мановению его руки Ес.

В связи с этим следует вспомнитьтьработкартинуа бельгийского живописца Антония Вирца(НАЗВАНИЕ КАРТИНЫ). Художник , родилсявшегося в 1806 году, когда была знаменитая битва при Иене, и в дни своей молодости постоянно слышал вшего множество рассказов о кампаниях Наполеона. На этой картине Вирц изобразил Наполеона в аду посреди пламени и окруженного тенями, из которых одна предлагает ему поесть человеческого мяса. Жестокая фантастичность этой картины странным образом сплетается с символом, конечно не приходившим в голову Верещагину в то время, как он создавал свою картину «Сквозь пожар», но при взгляде на нее как токак-то невольно встает в воображении картина Вирца.

В то же времяА в работе (ЧЬЕЙ?)"В Петровском дворце.(дворце. (в ожидании мира)"Наполеон изображен задумчивым и сосредоточенным.Император, всегда отличавшийся необычайной быстротой мысли и действия, сейчас потерял бодрость духа и способность ясно определять ход событий.Она находил себя, после сожжения Москвы, уничтожившего все его надежды и планы, в плачевном состоянии нерешительности.

Одно время он почти подписал приказ, предписывающий армии держаться в готовности к маршу на Санкт-Петербург, но вскоре отклонил этот план. Он хотел атаковать Кутузова, захватить Тулу и Калугу - арсенал и кладовую России, и таким образом, проложить новый путь к зимним квартирам в Литве, - но опять изменил решение. В конце концов, он задумал атаковать Витгенштейна, но не смог решиться на это действие, так как оно могло быть расценено как отступление.

Мысль завладеть Петербургом и вынудить Императора Александра начать переговоры очень льстила Наполеону. Но предприятие могло быть осуществлено перед зимой: он перебирал идею за идеей, приводящие к миру. Александр сейчас уже получил, или через несколько дней получит, его любезное и дружеское письмо, отправленное из Москвы. Конечно, он полагал, что Император не сможет не воспользоваться этим удобным случаем для переговоров с ним, и таким образом, полный мучительного сомнения, ждал ответа от русского Императора.

Наполеон решает сделать мирное предложение русским,что показано на картине (ЧЬЕЙ?)"Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало". После неудачной попытки действовать через Коленкура, бывшего когда-то посланником в Петербурге, он поручает это Лористону. Верещагин ошибся, назвав Лористона маршалом: во время описываемых событий Лористон еще не был маршалом Франции, став им значительно позже. Тогда, в октябре 1812 года, Лористон с письмом был отправлен к Кутузову в лагерь при Тарутино. Искреннее желание мира Наполеоном, который уже почти поступился своими амбициями, выразилась в напутственных словах посланнику: "Я хочу мира, слышите, дайте мне его во что бы то ни стало! - только честь как-нибудь спасите!"

В.В. Верещагин позволил себе представить Наполеона, когда тот стремительно вынужден был бежать из России. Так и появилось это историческое полотно «На этапе - дурные вести из Франции». Говорят, что перед этим, Василий Васильевич глубоко исследовал все подробности, поэтому и картина выглядит так натурально. На ней изображен Наполеон, который явно чем-то расстроен. Что мучает такого смелого и решительного полководца? Могу ли я утверждать, что великому Французу в этот момент стал понятен его дальнейший жизненный путь?

Комнату, в которой находится Наполеон, никак не назвать гостиничным номером. Святотатство! Захватчик посягнул на святое для души русской! Сначала он напал на землю России, а вдобавок еще стал грабить церкви, не брезгуя даже надругательством над ликами их святых, и даже иконами с Господом Христом! Это ли не позор для человека его ранга? Не уважая людей, их религию, святыни, культуру и обычаи, полководец был обречен на поражение, несмотря даже на свое величие и дальновидность. Кстати, мне кажется, что именно это последнее качество и подвело этого ничтожно маленького человека. Именно этот эпизод, когда он понял это, и изображен на картине. Взгляд его отсутствующий, свидетельствует, что письмо, которое Наполеон держит в руках, очень его ошеломил. Даже больше, чем его вынужденное бегство из страны, которую он намеревался захватить всего лишь в несколько месяцев.

Что же случилось такого, что полководец, который славился твердостью характера и смелостью так поник в один момент, съежился и помрачнел, надломился? Он получил вести из родной Франции. Это были неспокойные, тревожные новости. И несмотря на то, что мятеж, описанный в весточке, потерпел неудачу, Наполеону есть о чем подумать. Думаю, что только сейчас он догадался, как дорого вынужден был заплатить за тщеславные свои планы.

Верещагин уловил то настроение, которое наверняка могло быть у Наполеона. Передал все с точностью ученого, что видно и через отрешенный взгляд, обмякшую позу. Теперь и само место, где он находится, показывает полководца унизительно и неприглядно, даже не смотря на выраженное мародерством свое отношение к этому неведомому народу.

Верещагин в итогетакжезамыкключает круг образпортретов великого корсиканца. Его «Наполеон в зимнем одеянии» удачно завершканчивает длиннейший список изображений французского императора, внося с собою совершенно особую ноту.Во всех портретах, где Бонапарт является центральной фигурой, всегда отмечается величие.Поставьте рядом с этими картинами портрет Верещагина и вы увидите две отправные точки, приводящие к совершенно различным результатам. «Наполеон в императорском одеянии», Наполеон Жерара и Давида — это громкое величие, покоящееся на бесчисленном ряде подвигов, это торжество великого человека. И «Наполеон в зимнем одеянии» — это начало конца, спуск вниз. Здесь на нас смотрит уже совершенно другое лицо. Все это одеяние, эта теплая шапка, эта широкая шуба, этот высоко поднятый воротник, свидетельствуют о немощи человека, который испугался холода.Некогда железный организм стал немощен, и император закутался в мех, сделавшийся прообразом могильного савана. В этой собольей шубе, в этой шапке и теплых сапогах он потерял сам себя, сидя в карете. Весь мир, который видел могучего императора в мундирном фраке, или в сером пальто и в исторической треуголке, не узнал бы Наполеона в этом столь несвойственном ему зимнем одеянии, поглотившем его фигуру и лишившем его подвижности. Лицо императора, плохо выбритое, со снегом на усах и бороде, лишенное и тени прежнего одушевления и мужественной решимости. По истине тут перед нами не Наполеон — победитель, но Наполеон уже почти побежденный, поверженный.

В работе Верещагина «С оружием в руках - расстрелять!» изображены, на снегу у разложенного костра, группа важных господ. И среди них человек, толстый, низенького роста, одетый в зеленую подбитую и опушенную мехом шубу и в такой же теплой шапке. Воротник поднят, шапка низко надвинута на уши, одни лишь глаза, нос и щеки выглядывают из-за меха. Это Наполеон. Сам Бонапарт, казавшийся наивному воображению русского народа каким-то антихристом. Но взятые в плен крестьяне даже не подозревали, кто стоит перед ними; никогда его не видавшие и не мыслившие представить себе Наполеона в образе этого толстого и маленького человека, закутанного в шубу, иззябшего и тщетно старавшегося согреться у разведенного костра, они в этот момент ничего не испытывали кроме смутного предчувствия готовившейся участи. Даже невольное чувство любопытства не могло родиться в их душе. ... Сцена разыгралась быстро. Наполеон, греясь у огня, был занят разговором с Мюратом и прочими приближенными. Внезапно послышался топот копыт совсем близко. Недовольный, что прервали его беседу, император повернулся. Что такое?Еготакое? Его собственные гвардейцы, а впереди на коленях какие-то бородатые фигуры в длиннополых кафтанах со связанными назади руками. Очевидно, пленные русские. В чем дело?.. Унтер-офицер слез с лошади и, приложив руку к козырьку, отрапортовал императору. Крестьяне ничего не понимали.

— С оружием в руках? - спросил Наполеон.

Последовал утвердительный ответ.

— Расстрелять!

Таким образом, можно сделать вывод о том,чтотом, что Верещагин в своих работах изображал Наполеона как обычного человека со своими трудностями и странностями,но никак не грозного Бога-императора и бича Европы.

ПОЧЕМУ ВЕРЕЩАГИН ИЗОБРАЖАЛ ЗАВОЕВАТЕЛЯ ИМЕННО ТАК И ИМЕННО В НАЧАЛЕ ВЕКА? В ЧЕМ КОНЦЕПЦИЯ? ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДОПЛЕКА?

ы

 



2018-07-06 525 Обсуждений (0)
ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РАБОТАХ В.В. ВЕРЕЩАГИНА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБРАЗ НАПОЛЕОНА В РАБОТАХ В.В. ВЕРЕЩАГИНА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (525)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)