Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАРИКАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА



2018-07-06 504 Обсуждений (0)
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАРИКАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Как однажды заметил Пушкин, "Англия есть отечество карикатуры и пародии". Как только Великобритания объявила Франции войну, Наполеон начал приготовления к высадке морского десанта. Британской нацией овладел страх перед французским вторжением. Карикатуристы стали наперебой выпускать патриотические листы, стремясь преуменьшить французскую угрозу в глазах обывателей. Гилрей, при помощи карикатуриста-любителя, гвардейского лейтенанта Томаса Бреддила (тому принадлежал первый эскиз), нашел простое и гениальное решение — «преуменьшить» надо самого французского предводителя Наполеона Бонапарта, тем более что образ Малыша Бони (Little Boney) разрабатывался Гилреем еще с начала года.

Герои карикатуры уподоблены персонажам «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта: Георг III в роли короля великанов рассматривает в подзорную трубу крошечного Гулливера-Наполеона — он его буквально «мелко видит». Реплика короля практически точно цитирует свифтовский текст: «Мой маленький друг Грильдриг, вы произнесли удивительнейший панегирик себе и вашему отечеству… <…> Но факты, отмеченные мной в вашем рассказе, а также ответы, которые мне с таким трудом удалось выжать и вытянуть из вас, не могут не привести меня к заключению, что вы — маленький отвратительный гад, самый зловредных из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности».(СНОСКА0

 

Гилрей удачно обыгрывает как достоинства Георга — он действительно превосходил Бонапарта в росте, — так и недостатки — монарх был очень близорук. Ранее в карикатурах Гилрея этот изъян был поводом для иронии, однако национальные интересы заставили отбросить любую неприязнь к собственному монарху. Облик Георга не подвергнут карикатурному искажению, а сам он уподоблен одному из немногих положительных героев свифтовской книги — умному и справедливому королю. Сравнение, пожалуй, слишком комплиментарное. Сам Георг не оценил стараний Гилрея: когда ему показали эту карикатуру, его единственным замечанием было: «Совсем неверно, совсем неверно. Такой парик с униформой не носят!»

Наполеону, напротив, было на что обижаться, ведь в действительности его рост — 168 см — по меркам того времени не был таким уж маленьким, даже немного выше среднего по Европе. Существует несколько версий происхождения стереотипа о низкорослости Наполеона, но можно уверенно утверждать, что прижился он во многом благодаря сотням карикатур, изображавшим его лилипутом, — их главным прототипом является данный лист Гилрея, ставший одной из наиболее известных карикатур в истории и породивший множество копий и подражаний.

Император изображался неряшливым и неуверенным в себе слабым человеком,чего стоит карикатура,приуроченная к восстановлению монархии во Франции,где он изображен сидящем на весовых качелях и перевешивающим всех остальных европейских монархов того времени.Очень часто англичане прибегали к изображению собирательного образа национального героя Англии Джонна Булла и противопоставлению английского героя неудачнику Наполеону,так например в одной из работ император изображается лежащим на земле и тот самый Джон Булл справляет на него естественные надобности,действительно,что может быть оскорбительнее. Эта карикатура говорит о презрительномтом отношении англичан к императору. О презрении его. Но и само англо-французское противостояние не обошло стороной искусство. На одной из работ как раз тот самый герой Джон Булл и Наполеон Бонапарт переглядываются через канал.Император же, стоит на деревянных ходулях,видимо это сатира над его низким ростом. Также на одной из карикатур его изобразили в профиль с длинным носом,что намекает на то,что Наполеон сует его не в свое дело.

 

Также,аАнглийские карикатуристычане не обошли стороной и иные события войныу 1812 года.Где казаки изображались пиратами пожирающимипиратами, пожирающими французскую армию,а сам Наполеон неуверенным и плохим командиром. Чего стоит карикатура где казак бьет императора ногой,а тот летит вв верху. Под этой карикатурой написано: "Здесь показано русское развлечение под названием "корсиканский футбол" " Очень полюбился англичанам образ казака и вот,на одной из карикатур изображено что, казаки во главе с генералом Платовым охотятся на лису Наполеона, п. Попутно разбивая его же армию.

 

Ссылку правителя на остров Святой Елены английские карикатуристы обыграликарикатуристы обыграли еще одной серией язвительных изображенийкарикатур.Например, на одной из них изображен улыбающийся Ннаполеон с лопатой в руках, рядом с центром сада, с ним лежат разные хозяйственные принадлежности. Работа так и называется "Садовник на Св.Елене".Здесь он изображается угрюмым и недовольным,простым человеком, а никак не императором всех французов.Но также есть и работы, изображающие его неординарным государственным деятелемимператором.Так, Нна одной из них ("Наполеон - новый Робинзон»)он изображен на острове в военной форме и принадлежностями для жизни на острове.Взгляд его задумчив и излучает горечь и сожаление.Над головой его пролетает хищный и агрессивный орел. Работа называется ; "Наполеон - новый Робинзон".

Когда Отечественная война пробудила национальное самосознание, когда все стали говорить о необходимости быть, прежде всего, русскими, то наши художники тоже стали выбирать темы из русской жизни. Первыми такими национальными художественными произведениями были у нас - карикатуры на Наполеона и французов. В эпоху Отечественной войны они появились у нас в огромном числе и пользовались у огромной популярностью. Вот именно на этих карикатурах и картинках для народа и появились впервые русский мужик, русский солдат, русская изба и русская природа. Кроме того знаменитая «академическая условность», которую так отличались наши картины в начале XIX века, на этих карикатурах не только уступила место реализму, но даже была вытеснена явлением противоположным - шаржем. Таким образом, карикатуры эпохи Отечественной войны имеют значение в истории русской живописи. Это, несомненно, и против этого спорить нельзя.

Однако этим карикатурам придавали еще другое - политическое значение. По мнению некоторых историков, они способствовали пробуждению ненависти к французам и к Наполеону, были своего рода художественными политическими памфлетами, чем и помогли тогдашнему нашему правительству в организации народных сил против гораздо более сильного врага.

Нет смысла анализировать все работы в виду их бесчисленного множества,так что позволимю себе остановиться на нескольких,наиболее колоритных,работах того времени. Например,знаменитая карикатурaкарикатура, C.Селиванова "Неудачная игра Наполеона в камешки", где Наполеон изображен жонглирующий камнями с названиями государств и огромный булыжник с надписью "Россия" падает ему на голову,сам же автор описал эту работу следующим четверостишием:

"Для честолюбия и воинской забавы

Он, словно в камешки, народами играл,

Но… грянул гром, взлетел орел двуглавый

И мощью русскою игру его прервал."

Также,показана роль простого народа.Например в карикатуре А.Венецианова изображен крестьянин держащий маленького наполеона вилами и убирающего его в стог сена,надпись под карикатурой гласит"Постой Мусье, не вдругЪ пройдешЪ! здесь хоть мужички да....да….Русские.ВотЪ и вилы тройчатки пригодились убирать да укладывать.ну Мусье!Полно вздрягивать!" Или же,например,работа И.Требетнева,

"Угощение Наполеона в России".Наполеон сидит в кадке с надписью: "Калужское тесто". Один солдат засовывает ему в рот коврижку "Вязьма", другой наливает сбитень "Вскипяченъ на Московскомъ пожарище", третий засовывает в сбитень перец.Под картиной написано четверостишие :
"Своё добро тебѣ приѣлось;

Гостинцовъ Русскихъ захотелось;

Вотъ сласти Русскiя! Поешь не подавись!

Вотъ с перцомъ збитенёкъ, попей, не обожгись!"

Чуть ли не каждый шаг Наполеона сопровождался карикатуамикарикатурами, начиная от его вторжения и кончая бегством туда, откуда пришел.

Стало, например, известно народу, что французская армия, по занятии Москвы, бросилась на грабежи, и сам Наполеон не прочь был поживиться чужим добром, и вот в народе появляется на этот счет картинка.

Потом проведали про голодовку французской армии, дошедшей до того, что стали есть ворон и всякую падаль, и тут пошли в ход картинки, в роде того, «Вороний суп» или «Кухня главной квартиры».

Все видели, как французы трусили перед казаками, которых они боялись хуже огня, и эту трусость народ отметил в нескольких картинах.

Особенно смешны и забавны картинки, изображающие разные сцены воображаемой жизни , по адресу Наполеона: то он пляшет под дудку мужика, то ему после малоярославского боя не по себе - его рвет; то парят его в бане; то делают ему полезную операцию - обрезают ногти.

Подшучивая над его бегством из России, народ тоже не поскупился на остроты: то его провожают с хлебом-солью мужички, с таким хлебом-солью, что, когда увидел Наполеон, что лежит на блюде, сконфуженный попятился, . Тто останавливается на теплых зимних квартирах, барахтаясь по шею в снегу, . Тто скачет домой на деревенских дровнях, либо в бочонке, то едет на раке, либо на свинье. На тачке везет его главный маршал в храм славы.

Попала на картинку и французская конница, поевшая с голоду своих лошадей, и потому пешком пробирается домой.

Было над чем развернуться художнику, изображая Наполеона с его несметной армией, осужденного гневом Божьим на поражение русским оружием.

В французских карикатурах яркое отражение получили знаменитые "100 дней Наполеона". Как писал историк Евгений Тарле:«Правительственная и близкая к правящим сферам парижская пресса от крайней самоуверенности перешла к полному упадку духа и нескрываемому страху. (СНОСКА)

Типичной для её поведения в эти дни была строгая последовательность эпитетов, прилагавшийся к Наполеону по мере его наступательного движения от юга к северу.

Первое известие: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан».

Второе известие: «Людоед идёт к Грассу».

Третье известие: «Узурпатор вошёл в Гренобль».

Четвертое известие: «Бонапарт занял Лион».

Пятое известие: «Наполеон приближается к Фонтенебло».

Шестое известие: «Его императорское величество ожидается сегодня в своём верном Париже».

В карикатурах этого времени Наполеон,в основном,изображается одерживающим победу над Людовиком XVIII,но одной из первых карикатур была "Дьявол платит или Боннино возвращение с острова Эльба".На ней Бонапарт плывет на лодке полной различных мифических существ из ада. Сам же держит в одной руке держит пистолет,апистолет, а в другой свою знаменитую треуголку.Эта работа показывает его дьяволом, готовым разжечь новую войну.

Так,далее,как было сказано ранее,он изображается победителем нынешнего императора.Например,Людовик изображается пытающимся надеть сапоги Бонапарта,символизирующие собой империю,но экс император подкрадывается сзади. А уже после,в работе: "Прыжок из Парижа в Лилль "несчастный король,хромая,бежит от Наполеона полного уверенности и сил. Также в карикатуре "Закат",вылезая наружу, Наполеон наклоняет колпак для гашения свечей, на котором восседает французский король. Людовик XVIII теряет равновесие, роняя Конституционную хартию, а его корону похищает императорский орёл.

Помимо этого,его показывали величественным. На карикатуре "Судьба Франции" изображены весы на одной стороне которых находится орден почетного легиона, а на другой все монархи Европы.Взвешивает их Наполеон. И орден почетного легиона для Бонапарта перевешивает их всех вместе взятых.

Также не обошли стороной французы и сам эпизод у ссылкиу на острове Эльба. Так,в работе "Большие маневры или Мошенник марширует на остров Эльба",корсиканец изображен привязанным на поводке,униженнымповодке, униженным и жалким. Или же на карикатуре "Робинзон с Острова Эльба".НаполеонЭльба». Наполеон изображен в походном снаряжении с пилой и топором в руках

НЕБОЛЬШОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ-ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО КАРИКАТУРЕ


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что на разных этапах своей жизни и даже после смерти Наполеон Бонапарт изображался по-разному. В начале политической карьеры четко прослеживается образ Императора-Бога и постепенно с убыванием его политического влиянияего политического влияния, и живописцы потихоньку отходили от божественности и приходили к Наполеону-человеку. Также нельзя не отметить роль карикатур,которые служили идеальным элементом политической борьбы. Подытоживая всю проделанную работу можно прийти к выводу, что данная тема практически неисчерпаема.И актуальность её не угаснет, потому что фигура Наполеона относится к личностям, чья известность достигает мирового масштаба, и является важной ступенью развития общества. Есть события и вещи в истории человечества, которые нельзя вычеркнуть или недооценить их значимость. А когда сталкиваются такие яркие явления, как искусство и история, создавая симбиоз сфер жизни общества, они представляют собой огромную важность, как для настоящих, так и для будущих поколений людей на планете. Это бесценное наследие нашего прошлого. К тому же, и Наполеон Бонапарт и художники, описываемые в данной работе, были гениальны и исключительны, а такие люди и их деяния навсегда остаются в истории и разумах людей.


 

Список литературы:

1. Герман М. Давид. - М.: ЦК ВЛКМС «молодая гвардия». 1964 выпуск (381)

2. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 19-20 веков. - Л.: изд-во Ленинградского университета. 1990

3. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт, 5-е изд. - М.: 1989

4. Тарле Е.В. Наполеон. - М.: Наука, 1991

5. История классического искусства. - М.: Искусство. 1980

6. Наполеон: Энциклопедия. - Екатеринбург.: У - фактория. 2004

7. Речи и письма живописца. Л. Давид - Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ Москва. 1933

8. Булгаковский Д. Г. Народные карикатуры-картинки, вышедшие в Отечественную войну. С их общей характеристикой. СПб., 1912 (Типо-лит. С.-Петерб. одиночной тюрьмы)

9. Верещагин В. А. Русская карикатура. [В 3 т.]. [Т. 2]. Отечественная война (Теребенев, Венецианов, Иванов). СПб.,1912

10. Артемьев К. «Карикатуры эпохи Отечественной войны» // Тысяча восемьсот двенадцатый год. - 1912. - № 1. - С. 40.
11.Казаков, Н. И. Наполеон глазами его русских современников. // Новая и новейшая история. 1970. № 3 С.31-47.№ 4 С.42-52
12.http://vv1812.shpl.ru/karikatur.html
13. http://www.art-catalog.ru

14. http://www.artclassic.edu.ru

15. http://www.art-data.ru

16. http://www.artfrance.ru

17. http://www.art-spb.ru

18. http://www.museums.in.ua

19. http://www.smirnova.net

 

 


[1] Щепкина Е.Н., Женское движение в годы Французской революции. Спб., 1921.

[2]Лассер А., Коллективное участие женщин в Великой французской революции. Спб., 2003.

[3]Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. М., 1958.

[4]Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. Перевод К.К Богдзевича., М., 1907.

[5]Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[6]Ламартин А. История жирондистов., т.2. Перевод Н. С. Кутейникова (1872)



2018-07-06 504 Обсуждений (0)
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАРИКАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ КАРИКАТУРЫ КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)