Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психические состояния.



2018-07-06 370 Обсуждений (0)
Психические состояния. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Тема курсовой работы актуальна по следующим причинам. Именно в среднем школьном возрасте происходит активное формирование психических и физических способностей учащихся.

Уроки по физической культуре составляют немаловажную часть для развития и становления этих процессов у школьников. Физическая культура должна иметь направленность на развитие личности школьников в соответствии с возрастно-половыми особенностями ,на основе индивидуализации учебно-педагогического процесса, деятельный подход, дающий возможность определить формы и способы активного включения школьников в образовательный процесс по освоению ценностей физической культуры, обосновывать направленность развития интересов и творческого отношения учащихся к своему телесному и духовному совершенствованию, познанию индивидуальных физических возможностей и способностей. Возможность формировать мировоззрение школьников в области физической культуры на основе отбора учебного материала в соответствии с общественно, предметно и личностно ориентированными ценностями физической культуры.

Многое из того, что человек как самостоятельная личность, приобретает в школьные годы ,остается с ним на всю жизнь и в частности определяет его судьбу .От приобретенных умений зависит личный и профессиональный успех .Поэтому следует уделять максимальное внимание этому вопросу .

 

Цель данной работы: изучить методики совершенствования физических и психологических (духовных) способностей учащихся 5-9 классов в процессе занятий физической культурой.

 

В рамках поставленной деятельности решаются задачи:

-классифицировать психические и физические процессы

-изучить процессы совершенствования психического и физического состояния учащихся средней школы (5-9 класс) в ходе занятий физической культурой

-выяснить и охарактеризовать методики по данной теме

 

Для достижения этих задач и поставленной цели были проанализированы положения теории и методики совершенствования физических и психических (духовных) качеств учащихся, исследована специфика и эффективность реализации этих положений, на основе которых сделаны выводы.

 

Предметом исследования работы явились особенности развития физических и психических особенностей.

 

Объект исследования: учащиеся средней школы (5-9 класс)

 

 

Глава 1.Классификация психических и физических процессов.

Виды психических явлений.

 

Благодаря психическим процессам человек узнает мир и познает себя. Они способствуют ориентироваться в окружающей действительности. Происходит это формирование в основном в юношеском возрасте. Все психические процессы тесно связаны между собой и существование одного не может быть без функционирования другого.

Виды психических явлений:

 

Психические процессы.

Психические процессы помогают отражать действительность в сознании человека. Они составляют основу для дальнейшего формирования психологических образов. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые
Объединяются они в такое понятие, как психическая деятельность.

Психические процессы являются быстро меняющимися психическими явлениями и к тому же имеют, как начальную стадию развития, пик своего проявления, так и упадок, угасание. Данные процессы состоят из ступеней, в которые входят представление, мышление, ощущение. Они регулируют человеческое поведение посредством воли, концентрации внимания.

 

Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Ощущения – объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей

1) экстерорецептивные – возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) интерорецептивные – сигнализируют о том, что происходит в организме (голод, жажда, боль);

3) проприорецептивные – расположены в мышцах и сухожилиях.

Выявил общую схему ощущений Шерингтон.

Процесс формирования образов называется восприятием («перцепция»). К основным качествам восприятия относят следующие:

1) Вос­приятие зависит от прошлого опыта, от содержания психической дея­тельности человека. Эта особенность называется аперцепцией. Когда мозг получает неполные, неоднозначные или противоречивые данные, он обычно интерпретирует их в соответствии с уже сложившейся сис­темой образов, знаний, индивидуально-психологических различий .(по потребностям, склонностям, мотивам, эмоциональным состояниям).

2) За сложившимися образами предметов воспри­ятие сохраняет их размеры и цвет независимо от того, с какого расстоя­ния мы на них смотрим и под каким углом видим. Эта особенность восприятия называется константностью.

3)Человек воспринимает мир в форме отдельных предметов, независимо от него существующих, противостоящих ему, то есть восприятие носит предметный характер.

4)Восприятие как бы «достраивает» образы воспринимаемых им предметов, дополняя данные ощущений необходимыми элементами. В этом заключается целостность восприятия.

5)Восприятие не сводится только к образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позво­ляет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия.

 

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1.Концентрированность. Это показатель степени сосредоточен­ности сознания на определенном объекте.

2.Интенсивность. Характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

3.Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания.

4.Объем — количество однородных стимулов, находя­щихся в фокусе внимания взрослого человека - от 4 до 6 объектов, у ре­бенка - не более 2-3.

5.Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно.

6. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида дея­тельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания.

Память – познавательное качество, механизмы и процессы, обеспечивающие запоминание человеком, сохранение и воспроизведение опыта и значимой информации. Запоминание, сохранение, узнавание, припоминание и воспроизведение – основные процессы памяти.

Принято различать механическое и смысловое запоминание.

Память развивается в борьбе с забыванием. Забывание — про­цесс, обратный запоминанию.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять.

Мышление - психический позна­вательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и слож­ных связях и отношениях. Мышление невозможно без языка.

Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существен­ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — уст­ной или письменной, вслух или про себя.

Суждение — это отражение связей между предметами и яв­лениями действительности или между их свойствами и призна­ками. Суждения бывают истинными или ложными.

Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) умозаключение от частных случаев к общему положению и 2) дедуктивные (дедукция) - от общего положения (суждения) к частному случаю.

Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, син­теза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации, классификации. Анализ - разложение целого на состав­ные части.

Наглядно-действенное мышление проявляется непосредствен­но в процессе деятельности человека. Образное мышление протекает на основе образов, представле­ний, которые человек воспринимал и усвоил раньше. Отвлеченное, абстрактное мышление осуществляется на осно­ве понятий, категорий, которые имеют словесное оформление и образно не представляются.

Мышление каждого человека характеризуется определенными качествами: глубина, гибкость, широта, быстрота, целеустремленность, самостоятельность и не­которые другие.

Речь — это психический процесс использования языка с це­лью обмена информацией, общения и решения других задач. Речь человека развивается и проявляется в единстве с мышлением. Со­держание и форма речи человека зависят от его профессии, опы­та, темперамента, характера, способностей, интересов, состоя­ний и т. д. С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, оказывают влияние друг на друга, воздействуют на себя. Речь в профессиональной деятельности является носителем информации и средством взаимовоздействия.

Воображение — это психический процесс создания новых обра­зов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате слож­ной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Воображение бывает активным и пассивным. В психологии раз­личают два вида активного воображения: воссоздающее и твор­ческое.

*http://adaptive_physical_education.academic.ru

Психические состояния.

 

Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния .При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д
Психические состояния также относят к основному виду психических явлений. Их определяет именно ваше отношение к событиями. В психологии они бывают:

-мотивационного характера (основаны на желании человека добиться чего-то);

-эмоционального;

-волевыми (проявление инициативы).

К психическим относят и состояния пограничного типа (неврозы, задержки психического развития, психопатии и пр.). В психической деятельности они являются устойчивыми явлениями. Могут, как навредить (к примеру, утомление), так и посодействовать(работоспособность) вашей активной деятельности.

Психические состояния делят:

-по уровню интенсивности (активационные);

-по уровню психофизиологическому ресурсу (тонические);

-по психическому напряжению (тензионные);

-по продолжительности (временные);

-по знаку состояния (благоприятные или неблагоприятные).

 

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут воз­никать и отрицательные (астенические) психические состояния. На­пример, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверен­ности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической на­пряженности.

Степень стрессовости реакций человека зависит не только от ситуации и длительности внешнего эмоционального воздействия, но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от про­шлого опыта, тренированности.

Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как «беспокойство», «тревога», «тре­вожность».

Тревожность — это психологическое состояние, которое вы­зывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданно­стью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических пережи­ваниях и реакциях. Но состояние тревожности не всегда препятствует успешной деятельности. Здесь все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тре­вожности, а с другой — от адекватности этого состояния вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» данного состояния.

Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определен­ных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фруст­рации..

Фрустрация проявляется тогда, когда лично значимый мотив ос­тается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а воз­никшее при этом чувство неудовлетворенности достигает степени вы­раженности, превышающей «порог терпимости» конкретного человека, и проявляет тенденцию к стабилизации.

 

Психические свойства.

Психическими свойствами личности являются характеристики, которые наделены устойчивостью и постоянным проявлением. Именно эти характеристики обуславливают деятельность личности и ее поведения. Причем, доказано, что свойства типичны для человека в течение длительного периода, а во многих случаях они являются постоянными всю его жизнь.

Психические личностные свойства включают способности индивида, его темперамент, характер, индивидуальные особенности эмоционального типа (вспыльчивость), творческого (мечтательность и пр.). Они зависят от жизнедеятельности человека, его развития, от того, как он расставляет приоритеты, какое у него мировоззрение. Мало того, в мире психических явлений они считаются наиболее долговременными (длятся не только десятилетиями, но и всю жизнь). На протяжении всего личностного развития эти свойства способны меняться, как в результате перевоспитания, так и обучения.

Психические свойства классифицируют на три группы: интеллектуальные(познавательные), эмоциональные, волевые.


Характером называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, ат­рибутов, данных.

Черты характера определяются по особенностям поведения чело­века, причем именно на этом основании проводятся различные класси­фикации (типологии) характеров.

Существуют различные типы классификаций характеров. Напри­мер, одна из наиболее ранних классификаций связывала тип характера с типом физического сложения человека. В её рамках определялись та­кие типы характера, как астенический, свойственный худым, высоким людям; пикнический, свойственный полным людям, и т.д. Более раз­виты классификации, основанные на оценке стиля общения человека с другими людьми и на отношении человека к трудовой деятельности. Одна из таких классификаций, разработанная немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом, включает 12 типов характера.

1.Гипертимный тип. Люди оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто имеют «приподнятое настроение». Однако любят «перескакивать» с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно пере­носят дисциплину, одиночество, упорную работу.

2.Демонстративный тип. Характер, проявляющий легкость установления межличностных контак­тов, стремление к лидерству, одобрению и похвалам. Свойственны властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание не столько работать, сколько руководить.

3. Экстравертный тип. Люди с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены во внешний мир.

4.Дистимный тип. Такие люди отличаются низкой контактностью с окружающими, склонны к пессимизму, домоседству, замкнутому об­разу жизни, отличются серьезностью, добросовестно­стью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством спра­ведливости.

5.Интравертный тип. Люди-интраверты «погружены в себя», замкнуты, не нуждаются в общении, сдержанны, часто производят впечатление людей «оторванных от жизни».

6.Циклоидный тип. Отличительная черта — частая смена настрое­ния и, как следствие этого, манеры поведения. Эти люди ведут себя как гипертимики в периоды душевного подъема и как дистимики — в пе­риоды плохого настроения.

7.Застревающий тип. Отличительной чертой является определен­ная занудливость, «застревание» на часто незначимых участках рабо­ты. Такие люди стремятся к достижению высоких результатов, требо­вательны к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного переключения с одних вопросов на другие.

8.Педантичный тип. Люди с таким характером часто проявляет себя как бюрократы, они обладают чрезмерной аккуратностью, стремлением к абсолютному порядку, хо­тя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.

9.Тревожный тип. Людям с таким характером свойственны неуве­ренность, робость, низкая контактность с окружающими. Однако та­кие люди серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.

10.Эмотивный тип. Люди с таким характером предпочитают общение только с узким кругом избранных, они часто тщательно скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим, обладают обостренным чувством долга, они со­страдательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.

11.Экзальтированный тип. Основные черты — повышенная вос­торженность, часто не имеющая достаточных оснований, переменчивость настроения при яркости и искренности чувств.

12.Возбудимый тип. Основные черты — импульсивность, ослаб­ление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость.

Темперамент определяется как часть черт свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Другими словами, темперамент определяет динамические черты характера и психики человека. На сегодняшний день вслед за Гиппократом в психологии выделяют 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной психикой, легко реагирующий на изменения ситуации, подвижный и в физическом, и в психическом плане, человек нормально реагирующий на удачи и неприятности. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям внешнего миpa.

Меланхолик — человек с легко ранимой психикой, склонный глубоко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначитель­ные неудачи. Вяло реагируют на ок­ружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нервной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию реше­ний. Наиболее типичными реакциями на внешний мир являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне.

Флегматик—тип человека, который и внешне, и внутренне невозмутим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведе­ния люди этого типа схожи с меланхоликами. Но флегматик принципиально отличается своим устойчивым внутренним миром. Он обладает сильным типом нервной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выра­женных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спо­койном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

Холерик — тип людей, обладающих неуравновешенным характе­ром и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отлича­ются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Холерик всег­да погружен в свои дела, о таких людях говорят: «Горит на работе и не замечает ничего, кроме своих целей». Эти люди весьма эмоционально возбудимы. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой че­ловек легко впадает в ярость, проявляет гнев, агрессию.

По многим чертам типы темпераментов и типы харак­теров пересекаются. В определенном смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классифика­ции по типам характера.

Способности личности – свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью. Различают частные способности и способности к определенной профессии. К частным относят интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные и др. Они обусловлены особым развитием отдельных качеств. Способности к определенному виду деятельности – это всегда личностный комплекс. Они включают отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру. Работа не по способностям – малопродуктивна, трудна, в тягость.

Направленность личности – ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. Ее микроструктура включает в себя мировоззрение, потребности человека, его идеалы и жизненные цели, а также интересы, социальные установки, склонности и мотивы.

 



2018-07-06 370 Обсуждений (0)
Психические состояния. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психические состояния.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)