Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность понятий «духовность», «нравственность» в педагогической литературе.



2018-07-06 1347 Обсуждений (0)
Сущность понятий «духовность», «нравственность» в педагогической литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Курсовая работа

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Работу выполнила:

студентка Zs421 группы

факультета ПиМНО

Байрашева Елена Александровна

____________________

(подпись)

«Допущена к защите» Руководитель: ____________________ (подпись) «____»___________20___г. Дата защиты: «___» _________20___г. Оценка:__________________________ Руководитель:_____________________ (подпись) Руководитель: доцент, кандидат психологических наук кафедры педагогики Иванова Елена Владимировна

ПЕРМЬ

20__

Оглавление

Введение  
Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
1.1. Сущность понятий «духовность», «нравственность» в педагогической литературе.
1.2 Духовно-нравственное воспитание младших школьников на современном этапе.
1.3 Анализ опыта работы учителей по формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников.
Глава 2.  
2.1  
2.2  
Заключение
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Современную обстановку в российском обществе нельзя назвать благоприятной для воспитания гармоничной личности, которая действует на основе общепринятых норм. Наоборот, серьезно обостряется проблема, которая заключается в духовном разрушении человеческой личности.

Во все времена духовно-нравственная воспитанность была высоким показателем человечности, духовной культурности. Но сегодня нравственные ценности смяты, а молодежь обвиняют в бездуховности, безнравственности. Алкоголизм, наркомания, преступность стали острыми проблемами, которые ведут к утрате «человеческого в человеке», разрушению российского общества и государства в целом.

Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления духовной нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности способной созидать, а не только потреблять [5]. Так, высшую цель воспитания П.Ф. Каптерев видел в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, а все прочее, по его мнению, должно подчиняться этой цели. Аналогичные взгляды высказывал В.П. Вахтеров, считавший, что только осознанные нравственные установки определяют поведение человека. [Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3127. Дата обращения: 10.09.17].Взращивание духовности в человеке одна из главных задач сов ременной государственной политики и образования, которая говорит о недопустимости разрушения личности ребенка [3]. Приобщение к истокам нравственности и человечности. Эти истоки – область общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. [Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с.]

Все вышесказанное говорит о неотложной необходимости и важности формирования, нравственных качеств младших школьников, о гармоничном развитии личности ребенка в стенах образовательных учреждений с привлечением инновационных подходов и технологий для динамичного, прогрессивного развития российского государства, общества и человечества в целом, во всем его поликультурном многообразии.

Цель: изучение педагогических возможностей в формировании духовно-нравственных качеств младших школьников.

Задачи:

1. изучить научно-педагогическую литературу по данной тематике,

2. рассмотреть возрастные особенности младших школьников,

3. проанализировать опыт отечественных и зарубежных педагогов по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Сущность понятий «духовность», «нравственность» в педагогической литературе.

Проблемами нравственности, нравственного воспитания, духовности общества озабочено современное общество и государство. Все сферы жизнедеятельности: политика, экономика, социальная сфера, образование – так или иначе работают на формирование таких качеств личности человека. В каждой из этих ячеек существуют свои трактовки этих понятий и однозначно сказать о их сущности не получается. Так и в педагогической литературе, ученым не удалось дать четкого определения понятия «духовность», каждым педагогом оно рассматривается по-разному. В педагогическом словаре под понятием «духовность» понимается: 1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. [Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с.].В толковом словаре Ожегова «духовность» – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. [словарь Ожегова]. Ефремова толкует понятие «духовность» как, духовную, интеллектуальную природу, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности, стремление к совершенствованию, высоте духа. [словарь Ефремовой].

Видные отечественные педагоги (П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.В. Шелгунов и др.) по-разному понимают такую категорию, как «нравственность».

Так, Л.Н. Толстой, рассматривая сущность «нравственности» человека, выдвинул «идею самосовершенствования каждого человека»; К.Д. Ушинский считал главным в нравственном человеке - его «стремление к проявлению доброй воли к борьбе со злом»; Н.В. Шелгунов подчеркивает необходимость «создать в ребенке безошибочное сознание, дать ему такие факты, из которых он мог бы вывести руководящие принципы своего поведения»; П.Ф. Лесгафт утверждал, что нужно содействовать выработке в ребенке «нравственного человека со стремлением руководствоваться в жизни этим идеалом»; В.П. Острогорский говорил о необходимости привить ребенку стремление к нравственному идеалу, потребность самому всегда поступать «прекрасно, гуманно, в духе любви». [Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3127. Дата обращения: 12.09.17].

Из педагогического словаря «нравственность» – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2) система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь. [Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с.].Таким образом, многие педагоги говорят о формировании нравственности человека, хотя о людях судят по их действиям и поступкам, но определяющее значение в поведении играют элементы сознания и чувства, то есть цели, намерения и стремления человека. Именно в сознании человека проявляется его нравственность.

 



2018-07-06 1347 Обсуждений (0)
Сущность понятий «духовность», «нравственность» в педагогической литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность понятий «духовность», «нравственность» в педагогической литературе.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)