· способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3);
профессиональные компетенции (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
· способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
· готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2).
Планируемые результаты обучения
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
Дисциплина: Курсовая работа (проект), 2 курс
Конкретизированные цели освоения дисциплины
Конкретизация трудовых функций в рамках изучаемой дисциплины/модуля
Наименование(я) оценочного(ых) средства(в)
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3)
Знать
З.1 – общие методические аспекты дошкольной специальной педагогики: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы, закономерности психического развития детей с ОВЗ;
З.2 – сущность коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, ее основные положения
Необходимые знания
1. Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, современные тенденции развития образования детей дошкольного возраста с ОВЗ
2. Специальные технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий детей с ОВЗ
Трудовая функция:Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.1 – анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития;
У.2 – обосновывать необходимость использования специальных методов, приемов и средств при организации коррекционно-образовательного процесса
Необходимые умения
1. Формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ
2. Использовать тифлопедагогические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с ОВЗ Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.1 – осуществлять анализ психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения
Трудовые действия
1. Организация основных видов деятельности детей с ОВЗ в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
Знать
З.3 – особенности организации и содержания обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО;
З.4 – общие методические аспекты обучения детей с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность
Необходимые знания
3. Федеральные государственные образовательные стандарты
Пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями зренияТрудовая функция:Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
4. Задачи, содержание и технологии разработки и реализации программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, а также их компонентов с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Трудовая функция:Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.3 – определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
У.4 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, осуществления коррекционной работы на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Необходимые умения
3. Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогической диагностики нарушений развития, особенностей психофизического развития, выявления особенностей общего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом их возраста и индивидуальных особых образовательных потребностей
4. Разрабатывать рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту, реабилитации детей с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и социально-коммуникативных ограничений, выявленных в процессе комплексной диагностикиТрудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.2 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений, навыками отбора специальных приемов воспитания и обучения детей с учетом структуры дефекта;
Д.3 – навыками анализа и выбора коррекционно-образовательных программ для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Трудовые действия
2. Выбор методик и адаптация стимульного материала для обследования детей с ОВЗ с учетом специфики их психофизического развития и структуры дефекта.
Трудовая функция: Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для детей с ОВЗ
3. Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Трудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2)
Знать
З.5 – клинико-педагогические основы воспитания и обучения детей с ОВЗ
З.6 – специфику использования методов психологической диагностики, обучения и воспитания детей с ОВЗ
Необходимые знания
5. Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
6. Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Трудовая функция:Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для детей с ОВЗ
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.5 – определять условия воспитания и обучения детей с ОВЗ;
У.6 – проектировать коррекционно-развивающую среду с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Необходимые умения
5. Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации
6. Организовывать деятельность детей с ОВЗ по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме), проектировать коррекционно-развивающую среду в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.4 – навыками отбора и использования дидактического, методического и технического обеспечения коррекционно-образовательного процесса
Трудовые действия
4. Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
1. 1
Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ (ПК-3)
Знать
З.1 – знать структуру дефекта при различных нарушениях развития;
З.2 – современные коррекционно-образовательные технологии
Необходимые знания
1. Клинико-психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе со сложными дефектами, включая обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, расстройствами аутистического спектра.
2. Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ
Трудовая функция:Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.1 – использовать данные об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ при планировании коррекционной работы
Необходимые умения
1. Определять целевую направленность образовательных программ, а также их компонентов с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ
Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации
Трудовая функция:Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для детей с ОВЗ
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.1 – системой знаний о структуре дефекта ребенка с ОВЗ
Трудовые действия
для детей с ОВЗ
1. Определение целей, задач, содержания образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ
Трудовая функция:Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи
защита курсовой работы (проекта)
Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития (ПК-5)
Знать
З.3 – специфику использования методов психологической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ
Необходимые знания
3. Современные методики выявления нарушений развития, особенностей общего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Трудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.2 – отбирать и адаптировать диагностические методики с учетом структуры нарушений
Необходимые умения
2. Определять формы, методы, приемы и средства психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ, выявления особенностей психофизического развития детей с ОВЗ с учетом их возраста и индивидуальных особенностей
Трудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.2 – отбирать методики для диагностики особенностей развития детей с ОВЗ с учетом теоретических и практических знаний об особенностях развития психических процессов (в норме и патологии)
Трудовые действия
2. Выбор методик для диагностики особенностей развития лиц с нарушениями слуха с учетом состояния их речи, слуха и индивидуальных особенностей
Составление психолого-педагогической характеристики детей с ОВЗ
Трудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности (ПК-8)
Знать
З.4 – научную и методологическую основу специальной психологии и педагогики
Необходимые знания
Трудовая функция:Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
4. Федеральные государственные образовательные стандарты
Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, современные тенденции развития образования детей дошкольного возраста с ОВЗ
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.3 – реализовывать дефектологические знания для постановки и решения задач в оказании коррекционной помощи детям с ОВЗ
Необходимые умения
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
3. Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.3 – осуществлять анализ психолого-педагогической и специальной литературы с учетом дефектологических, психолого-педагогических и медико-биологических знаний
Трудовые действия
Трудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
3. Анализ документов лиц с нарушениями зрения, оформленных организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, спорта, правоохранительными органами
Составление психолого-педагогической характеристики детей с ОВЗ
защита курсовой работы (проекта)
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
Дисциплина: Курсовая работа (проект), 3 курс
Конкретизированные цели освоения дисциплины
Конкретизация трудовых функций в рамках изучаемой дисциплины/модуля
Наименование(я) оценочного(ых) средства(в)
Способность осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (ОПК-3)
Знать
З.1 – общие методические аспекты дошкольной специальной педагогики: цели, задачи, методологические основы, принципы, методы, закономерности психического развития детей с ОВЗ;
З.2 – сущность коррекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, ее основные положения
Необходимые знания
1. Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования детей дошкольного возраста с ОВЗ, современные тенденции развития образования детей дошкольного возраста с ОВЗ
2. Специальные технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий детей с ОВЗ
Трудовая функция:Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.1 – анализировать структуру дефекта при различных нарушениях развития;
У.2 – обосновывать необходимость использования специальных методов, приемов и средств при организации коррекционно-образовательного процесса
Необходимые умения
1. Формулировать задачи обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ
2. Использовать тифлопедагогические технологии реализации коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных категорий детей с ОВЗ Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.1 – осуществлять анализ психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения
Трудовые действия
1. Организация основных видов деятельности детей с ОВЗ в процессе освоения ими образовательных программ разного уровня с учетом их возраста, особенностей развития и психофизического состояния
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
способность к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
Знать
З.3 – особенности организации и содержания обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО;
З.4 – общие методические аспекты обучения детей с ОВЗ: цели, задачи, принципы, методы, приемы организационные формы, коррекционную направленность
Необходимые знания
3. Федеральные государственные образовательные стандарты
Пути достижения образовательных результатов, способы контроля и оценки планируемых результатов образования детей с нарушениями зренияТрудовая функция:Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
4. Задачи, содержание и технологии разработки и реализации программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации, а также их компонентов с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Трудовая функция:Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для слепых, слабовидящих обучающихся
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.3 – определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
У.4 – определять условия проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, осуществления коррекционной работы на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Необходимые умения
3. Анализировать и оценивать результаты психолого-педагогической диагностики нарушений развития, особенностей психофизического развития, выявления особенностей общего развития детей дошкольного возраста с ОВЗ с учетом их возраста и индивидуальных особых образовательных потребностей
4. Разрабатывать рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту, реабилитации детей с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и социально-коммуникативных ограничений, выявленных в процессе комплексной диагностикиТрудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.2 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений, навыками отбора специальных приемов воспитания и обучения детей с учетом структуры дефекта;
Д.3 – навыками анализа и выбора коррекционно-образовательных программ для детей дошкольного возраста с ОВЗ
Трудовые действия
2. Выбор методик и адаптация стимульного материала для обследования детей с ОВЗ с учетом специфики их психофизического развития и структуры дефекта.
Трудовая функция: Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для детей с ОВЗ
3. Планирование процесса реализации образовательных программ обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Трудовая функция: Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
защита курсовой работы (проекта)
готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты (ПК-2)
Знать
З.5 – клинико-педагогические основы воспитания и обучения детей с ОВЗ
З.6 – специфику использования методов психологической диагностики, обучения и воспитания детей с ОВЗ
Необходимые знания
5. Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
6. Специальные условия, необходимые для обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ
Трудовая функция:Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для детей с ОВЗ
защита курсовой работы (проекта)
Уметь
У.5 – определять условия воспитания и обучения детей с ОВЗ;
У.6 – проектировать коррекционно-развивающую среду с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.
Необходимые умения
5. Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с нарушениями зрения по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации
6. Организовывать деятельность детей с ОВЗ по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме), проектировать коррекционно-развивающую среду в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
защита курсовой работы (проекта)
Действовать
Д.4 – навыками отбора и использования дидактического, методического и технического обеспечения коррекционно-образовательного процесса
Трудовые действия
4. Организация специальной образовательной среды для реализации особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Трудовая функция: Организация деятельности детей с ОВЗ по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию