Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль эстетического воспитания при обучении школьников на современномэтапе



2018-07-06 632 Обсуждений (0)
Роль эстетического воспитания при обучении школьников на современномэтапе 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется на уроке изобразительного искусства, как основной формы обучения в школе. Воспитание как развитие природных и духовных сил человека является важнейшим видом социальной деятельности, проводимой в интересах личности и общества. Очевидно, что деятельность этого рода должна пронизывать весь процесс общения педагога с учащимися.

Воспитание средствами прекрасного осуществлялось всегда. От поколения к поколению, словно священный сосуд жизненной силы, бережно хранит человечество завоевания эстетической культуры.

Наша эпоха характеризуется важнейшими преобразованиями в политической, экономической и духовной сферах жизни. Место, роль эстетического наследия в условиях научно-технического прогресса и современных социальных изменений требует своего осмысления - нуждается ли вышедший в космос человек в «ветке сирени» музыке Моцарта и творениях Леонардо да Винчи? Сохраняют ли своё значение нормы этикета, эстетика? Ответ на эти вопросы один. Если человек хочет остаться человеком, а не машиной, то чувства прекрасного эстетического должны быть у него на первом плане. Красоту, прекрасное, высшие человеческое чувства нужно нести к детям бережно и с великой гордостью за человечество, за то, что, пройдя через века, они сохранились. Долг каждого учителя передать клад прекрасного следующему поколению - детям.

Как бы ни продвинулся человек в своём познании Вселенной, как бы дерзновенны ни были его мечты и деяния - ему всегда нужна будет Красота. Если установятся связи с внеземными цивилизациями, осуществится практическое освоение иных планет, тои тогда не исчезнет спутница человеческой жизни - Красота, ибо она - часть самого человечества, его духовным потенциал.

Учитель может гордиться великим доверием, предоставленной ему возможностью активного участия в сохранении и приумножении эстетической и художественной культуры человечества.

Именно поэтому так важно на уроках изобразительного искусства уделять ведущую роль эстетическому воспитанию школьников.

изобразительное искусство школьник эстетическое

Глава 1. Изобразительное искусство-потенциал эстетического воспитанияучащихся

Роль эстетического воспитания при обучении школьников на современномэтапе

Обратимся к Концепции эстетического воспитания детей и молодёжи Республики Беларусь, которая является результатом работы отдела культурологии Национального института образования и содержит в себе самые значимые теоретические выводы по эстетическому воспитанию детей, которые проявили себя до середины 2000 года.

Эстетическое воспитание является фундаментальным основанием, решающим фактором, на основе которого осуществляется формирование эстетической культуры ребенка, одной из основополагающих частей духовной куль туры человека.

Оно представляет собой своеобразную модель воспитания," в нем много специфических черт и признаков.

В то же время формирование эстетической культуры личности (высшая цель эстетического воспитания) строится и на общих закономерностях педагогического воспитательного процесса, который, согласно современным требованиям, трактуется как единство двух составляющих начал:, социализации (усвоение воспитанником ценностей, норм, установок, образцов поведения, культурной традиции) и индивидуализации (развития духовного мира индивида, формирование у него субъектности его жизнедеятельности, становления его самосознания).

При этом, имея в виду современные тенденции бытия человечества, уже начавшего отсчет нового столетия и нового, 3-го тысячелетия, акцент может и должен ста виться на индивидуальном становлении и развитии духовного мира личности, на фоне, разумеется, ее взаимодействия со сферой социума.

Речь идет таким образом о самобытности и неповторимости индивидуального бытия человека, тем более что в центре внимания оказывается прежде всего ребенок, мир Детства и Юности, сам по себе неповторимый и уникальный. Самоценность этого мира - источник становления свободной и самостоятельной творческой личности, носителя эстетического начала и созидателя эстетических ценностей.

Закономерно: именно ребенок ставится в позицию субъекта 'эстетического воспитания; человек с точки зрения современной гуманитарной науки представляет собой прежде всего концентрат духовного, где наличествует синтез мысли и чувства, где на основе этого синтеза сотворяется единый, целостный уникальный мир, в котором исключительно велика роль эмоциональной сферы.

Предлагаемая Концепция является как бы резюмирующим программным документом, в котором уже учтены достижения и издержки концепций эстетического воспитания и художественного образования, выработанных на протяжении 90-х гг. Кроме того, данная концепция согласуется с Концепцией воспитания, детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Минск, 1998), утвержденной Министерством образования в качестве основополагающего документа, корректируя в некоторых местах ее разделы (прежде всего касающиеся проблем эстетической культуры и-эстетического).

Рассмотрим цели, задачи и принципы эстетического воспитания.

Целью эстетического воспитания, проецированной на ХХ1 век, является гармоничное духовно-эстетическое формирование личности, формирование ее эстетической куль туры. Предполагается, что это -полнокровно развивающаяся личность в системе демократического общества, основополагающими основаниями которого являются гуманистическая направленность и общечеловеческие ценности.

Глобальной задачей современного эстетического воспитания в связи с провозглашенной целью эстетического воспитания является качественное развитие эмоционально-об разной сферы личности человека (ребенка), которая стимулирует его эмоционально-творческую активность.

Более конкретными и непосредственными задачами со временногоэстетического воспитания выступают

* формирование полноценного эстетического опыта ре бенка;

* развитие его эстетического "ощущения и сознания;

* освоение ребенком основополагающих духовных (в том числе - эстетических и художественных) ценностей; '

* оснащение ребенка основами эстетических и худо жественных знаний;

* . выработка оптимальных возможностей эстетико-художественного самовыражения ребенка;

* реализация способностей ребенка в области эмоционально-эстетической отзывчивости, стремлении к гармонии, эстетизации в разных видах человеческой деятельности и отношений с окружающей средой и людьми.

Основными принципами новейшей системы эстетичес кого воспитания можносчитать

* принцип толерантности, предполагающий ценностно-смысловое равенство воспитателя и воспитуемого, от крытость воспитательных методов и приемов, их демократичность, соотносимость воспитательных моделей с реальным жизненным опытом личности;

* принцип кулътуросообразности, опоры на культуру как совокупность всех форм духовного бытия человека и общества;

* принцип природосообразности с опорой на природные задатки индивида в соотношении с природой в глобальном значении этого понятия;

* принцип креативности, творческого начала в воспитании, тесно связанный с принципом саморазвития личности;

* принцип социальной соотносимое,предполагающий связь" воспитательной системы с реалиями социума,, в рамках которого реализуется воспитательная деятельность;

* принцип научности и психологической адекватности, предполагающий учет возрастных и иных особенностей воспитуемых и опору на имеющиеся достижения науки, психологии и педагогической практики;

*принципцелостности педагогика-воспитательных процессов, предполагающий, кроме учета реальных возможностей педагога и воспитуемого, органичное соотношение социализации и индивидуализации в эстетико-воспитательном процессе.

В чём проявляется сущность эстетического воспитания?

Построение фундаментальной системы эстетического воспитания, как уже отмечалось выше, возможно только в тесной связи с современной трактовкой человека как отрытой, созидательной системы и на основе использования глубоких национальных традиций культуры.

Отходя от дефиниции последнего в качестве "социального целенаправленного формирования и развития ощущения, понимания и потребности в прекрасном, а также стремление жить и творить по законам красоты" (коммунистическое воспитание: Словарь- / Под общ. ред.-, Л.М. Понамарева и Ж.У. Тощенко. - М., 1984. - С. 293), опираясь на понимание человека как носителя духовности, имеющего права и возможности творца, а также исходя из природы эстетического, которое представляет собой наиболее характерное проявление эмоционально-чувственного на чала вообще, необходимо предпринять попытку по-новому определить сущность эстетического воспитания.

Его понимание невозможно без современной интерпретации сущности эстетического.'

Следует еще раз вспомнить, что "крестный отец" эсте тики Александр Г.Баумгартен ввел в середине XVIII в. термин новой науки -- "эстетика", ,исходя из древнегреческого "эстетикос" - чувствующий, чувственный. В соответствии с этим она трактовалась у него в качестве науки о "чувственном познании".

Сущность самого эстетического долгое время не находи ла адекватного решения в отечественной, науке в силу нормативистского (с сильным идеологическим акцентом) подхода, в котором философский дискурс всегда считался при оритетным по отношению к эстетическому (чувственно-эмоциональному, по природе своей) опыту. Поэтому высшими ступенями эстетического сознания человека объявлялись его "верхние", рациональные: звенья --эстетический идеал, эстетические взгляды, эстетические теории.; Нетрудно: заметить, что при таком подходе, оттесняющем на второй план чувственную основу эстетического, теряется большая часть его специфики.

Из достижений отечественной школы мы оставляем в качестве основополагающего понимание эстетического в качестве совершенного, совершенного в своем роде, предполагающего полноту бытия (Е.Г. Яковлев, 1987 ). Это положе ние, сквозь призму которого достигается целостное восприятие мира, требует важного акцентированного добавления. Речь идет, о чувственной природе совершенства,: в качестве определения специфики эстетического (В.А.Салеев, 1992).

Таким образом, если эстетическое определяется в качестве чувственного совершенства, то сущностью эстетического воспитания выступаетформирование и развитие способности человека к эстетическому восприятию ипере живанию эстетических объектов,несущих в себе эстетические ценности.

В более объемном и более точном понятии - эстетическое воспитание- это формирование и развитие эстетического потенциала человека, составляющего основу его личностной эстетической культуры.

Ядро этого потенциала составляют

* эстетическая потребность (как исходная тяга к эстетическому);

* эстетическое чувство (вырабатывающееся на фоне эстетического переживания в процессе эстетического восприятия);

* эстетический вкус (воспитание которого, по мнению Э.В.Ильенкова, и составляло суть эстетического воспитания) и эстетический идеал.

Новое современное понимание сущности эстетического воспитания открывает пути для разнообразного человеческого творчества, более того, оно оказывается в состоянии непротиворечиво объяснить его природу. Ведь творчество рождается при целостном восприятии мира с использованием двух универсальных способностей человека - понятийно мыслить и обладать качественным "чувствованием", образным воображением. Поэтому можно утверждать, что творчество в основе своей эстетично, оно возникает на чувственно-совершенной основе при концентрате духовных сил и способностей человека и выражает его духовные и социальные потенции. Результат творчества тоже, как правило, оценивается при помощи эстетических критериев.

В эстетической культуре современного общества выделяют эстетическую деятельность и эстетическое сознание. В связи с этим в ней необходимо различать следующие эле менты:

* эстетические потребности и интересы, которые составляют эстетическую, направленность личности и являются фундаментом ее эстетической культуры;

* эстетический вкус как способность к эстетическому восприятию и эстетической оценке;

* эстетическое воззрение и идеал как представление о совершенстве и цели деятельности, критерии ее оценки и самооценки личности.

В эстетико-деятельностном плане можно еще выделить такт и мастерство (А.Пирадов, 1978):

* такткак талант общения, высший уровень "куль туры общения";

* мастерство - "талант делания", созидания.

Научно-организованный процесс эстетического развития личности должен обеспечить естественную гармонию ее чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной и во левой жизни. Это требует духовно-практического, активно-действенного подхода к эстетическому воспитанию! В.современной, теории его стало общепризнанным, что эстетическая потребность не может удовлетворяться только в созерцательной форме деятельности человека, она наиболее пол но проявляется и создается в творчестве. Самая большая трудность эстетического воспитания заключается в том, что бы формируемые свойства и качества личности стали не только достоянием ее сознания, но прежде всего воплотились в деятельность по эстетическому преобразованию мира. Однако школа сегодня в большинстве случаев (как правило) осуществляет весь процесс эстетического воспитания в русле просветительства.

Вступая в жизнь, молодой человек получает в наследство от истории колоссальный мир духовных ценностей культуры. Само движение истории невозможно без актив ной передачи новым поколениям всех достижений человечества, без активного воспитания, поскольку воспитание есть душа всякого действительного наследия. "Воспитать человека - значит "пропустить сквозь него", на сколько возможно полно, главнейшее содержание миро вой культуры так, чтобы это содержание стало его собственным достоянием, внутренним содержанием личности, претворенным в соответствии с индивидуальными особенностями, темпераментом, способностями.

Сфера науки об эстетическом воспитании рассматривается как пограничная область научных исследований, интегрирующих педагогику и эстетику, а также опирающихся на основы культурологии, искусствознания, ли тературоведения, психологии. Этим определяются и обосновываются модели, пути, средства эстетического разви тия личности, различные способы художественно-эсте тического воздействия.

Сегодня процесс эстетического воспитания развивается в русле новаций, открывающихся перед современной школой. Если на протяжении многих лет в центре содержания образования выделялись два элемента - передача знаний и опыта осуществления известных способов деятельности, то в настоящее время выделено еще два содержательных элемента: формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, действительности и развитие творческой деятельности учащихся. В свете этих требований, как уже отмечалось выше, следует обратить, особое внимание педагогической практики на развивающуюся роль искусства в формировании эмоциональной сферы учащихся.

Прежде всего сущность эстетического воспитания заключается в развитии эмоциональной сферы личности растущего человека. Сама сенсорная природа эстетического побуждает искать специфику данного воспитательного направления в "воспитании чувств, эмоций" (В.В.Алексеева, Б.М.Неменский, А.А.Мелик-Пашаев).

Роль чувств в эстетическом воспитании действительно велика. Во-первых, она является самостоятельной формой закрепления художественных эстетических норм в сознании личности, во-вторых, выступает как эмоциональное подкрепление нравственных привычек, в-третьих, только в единстве с чувствами знания общественных требований становятся убеждением. Ведь основное воспитательное воздействие основано на способности затрагивать эмоциональную сферу личности.

Долгое время в педагогике недостаточно внимания уделялось формированию эмоций как сущности эстетического в воспитательном процессе. Следует отметить, что усиление в человеке эмоционального начала, столь важно го для реализации лучших возможностей его личности, для ее гармонического развития, психологи и педагоги связывают также с культивированием в нем гуманного отношения к людям. Находясь в сложной зависимости от интересов, потребностей личности, чувства и эмоции выполняют важную роль в регулировании отношений индивида со средой. Вместе с тем, оснащение человека опытом эмоционального отношения к действительности - одна из социальных функций искусства.

Развитие эмоциональной сферы личности в процессе эстетического воспитания средствами искусства стимулирует образное мышление и. готовность к творческой самореализации: человек неотступно стремится сохранить, объективировать, поделиться с другими людьми видением одушевленного мира, открывающегося благодаря непосредственному переживанию. А для этого необходимо создать чувственно воспринимаемый образ, адекватный данному содержанию (живописный или словесный, музыкальный или пластический). Это задает особый характер всем психическим процессам: побуждает и стимулирует работу воображения, придает избирательную направленность восприятию, наполняет творческим содержанием те специальные знания, умения и навыки, которыми человек обладает, побуждает вырабатывать новые. Опыт самосознания и самоощущения (что особенно характерно для юношеского возраста) порождает глубокую личностную потребность в повторении, обогащении и осмыслении подобных переживаний. Главное в искусстве, по словам известного педагога и художника Б.М.Йеменского, - это воспитание "активной доброты", "сердечности", понимания. "Через любование к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям" (Б. М. Неменский). Искусство дает понимание добра и зла, а без этого знания мы не сможем воспитать настоящего гражданина.

Л.С.Выготский писал: "Недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения - необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется вполне".

Следует выделить то обстоятельство, что искусство г способно возбуждать у человека сильную эмоциональную реакцию, доставлять удовольствие. Еще древние отмечали, что искусство "поучает, развлекая". Л.Н.Толстой отмечал: "Я полагаю, что потребность наслаждения искусством служения искусству лежат в каждой человеческой личности, к какой бы породе и среде они не принадлежали, и что эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена" А выдающийся советский педагог П.П.Блонский в книге "Трудовая школа" обращал внимание на гедонистический интерес к прекрасному как на определенного рода цель художественного воспитания, который - замечал он, "должен исходить из собственной радости человека к красоте и пробуждать в нем общее стремление к искусству".

При организации эстетического воспитания средства ми искусства следует учитывать ту особенность психики учащихся, которая настроена на систему впечатлений, предполагающую получение удовольствия.

Через радость, воздействие и наслаждение, получаемые человеком от искусства, идет воспитательное влияние, информация, познание, передача опыта и анализ состояния мира, выливающиеся в творческую деятельность индивида.

Мы подошли к другому сущностному аспекту эстетического воспитания - реализации творческого потенциала детей и юношества.

Обращая методологию к практике эстетической деятельности человека, белорусский эстетик В.А.Салеев утверждает, что "сущностью эстетического воспитания выступает только полнокровное, созидательное человеческое творчество и максимальное преобразование мира и человека в связи с его органичным, полнокровным же "самовыражением". Нетрудно заметить, что такое определение существенно отличается от "преобразования жизни по законам красоты". Можно согласиться с авторами, которые утверждают, что творчество по природа своей эстетично, ибо оно предполагает активизацию и концентрацию лучших человеческих чувств, без чего не совершается интенсивная работа интеллекта. Творчество и эстетично именно потому, что всегда устремлено к достижению высшего результата, выражающегося в совершенной вещи, идее, мысли.

Вместе с тем созидательный творческий потенциал; личности "созревает" параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и реализуется как результат органического слияния эмоциональной активности с функциональной деятельностью человека.

"Художественная творческая деятельность - это практическая или теоретическая работа, благодаря которой создается нечто новое, неповторимое и оригинальное, соответствующее художественным критериям. Но данную категорию не следует оценивать и измерять лишь конкретными результатами, т.е. полученным продуктом. Творческой является и сама деятельность, развивающая личность, в результате которой формируется более способный, с богатым внутренним миром и потенциалом человек.

Вся художественная деятельность школьников должна быть обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и ее гуманной значимостью.

Итак, три сущностных аспекта эстетического воспитания - развитие эмоциональной сферы личности, передача учащимся художественных и искусствоведческих знаний и развитие творческого потенциала, - как три тесно взаимосвязанных направления, протекают одновременно "по спирали", давая на каждом определенном витке, связанном с возрастным периодом личности, новый качественный уровень в формировании эстетического отношения к окружающей действительности.

Прежде, чем дать окончательное определение понятию "эстетическое воспитание", необходимо также рассмотреть основной способ его осуществления.

Сущность процесса искателям сегодня определяется как создание чело веком своей личности и индивидуальности собственными усилиями. Внешние педагогические воздействия выступают как" побудительный стимул его внутренней активности. В силу этого процесс воспитания в современной педагогике рассматривается как межличностное педагогическое взаимодействие между ребенком и взрослым, диалог, в котором обе стороны имеют равные права, но различные возможности их осуществления. А.Н. Леонтьев безусловно прав, утверждая, что "процессы усвоения ребенком специфически человеческих действий отчетли во обнаруживают свою главную особенность - то, что они происходят в общении". Что же касается духовного общения, то оно призвано являться тем инструментом культуры, который приспособлен для воспитания человека, то есть для формирования его ценностного сознания, эстетического восприятия, его мироощущения и мировоззрения, отношения к другим людям и самому себе. Такая "специфика" духовного общения объясняется тем, что ни передачей сообщений, ни прямым материальным взаимодействием нельзя сформировать личностные смыслы, системы ценностей индивида. В общении особенно явно обнаруживается связь воспитательного воздействия на субъект со стороны и его самовоспитания.

Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику и свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка - чуткость и открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое, непривычное. Необходимо отвечать полной искренностью на искренность ученика.

В процессе воспитания личности средствами искусства особенно уместно утверждение М.С.Кагана о том, что концепция воспитания должна основываться на выявле нии его прямой связи с человеческим общением. Подобный тезис нашел свое отражение и в современном рассмотрении данного процесса в национальной школе Беларуси.

Французский ученый А.Моль, кибернетик по специальности, много лет изучавший искусство аппаратом точных наук, дал, на наш взгляд, довольно верное определение искусства как "универсального средства связи людей".

Эстетическое воспитание происходит исключительно в процессе общения, как единственного механизма взаимодействия воспитателя и воспитуемого. Культура чувств, высокий уровень эмоционально-психологической деятельности личности формируются только в процессе человеческого общения.

Опираясь на рассмотренные выше аспекты, которые современные исследователи видят в "развитии эмоциональной сферы личности" и "человеческом творчестве", а также на концепцию о воспитании - общении, подкрепленную многочисленными исследованиях, и психологов и педагогов, определение эстетического воспитания сводится к следующему.

Эстетическое воспитание - это формирование у учащихся средствами природы и искусства в процессе духовного общения воспитуемого и воспитателя эстетического отношения к жизни, высшим проявлением которого выступает созидательное творчество.

Эстетическое воспитание детей и юношества включает в себя развитие эмоционально-чувственной сферы, навыков восприятия различных видов искусства, красоты природы и реальной действительности в широком смысле слова, умение дать правильную эстетическую оценку, воспитание единства чувств и понимания в освоении эстетического объекта. Вместе с тем, эти аспекты эстетического воспитания личности остаются во многом малоргзработанными, а отдельное их рассмотрение дискуссионным.

В педагогике эстетическое воспитание средствами искусства принято называть художественным воспитанием. В чем же различие эстетического и художественного воспитания?

Эстетическое воспитание неразрывно связано с художественным. Связь эта диалектична. Если эстетическое воспитание - это формирование отношения человека ко всей действительности, то художественнее - становлеие отношения к искусству как к носителю высшей эстетической ценности. Это воспитание любви к искусству, понимания его высокого смысла и значения специфики образного воздействия. Следовательно, если художественное воспитание имеет свой особый предмет и свои конкретные задачи, то эстетическому воспитанию такие ограничения не свойственны. Его средствами могут быть не только виды искусства, но и все области практической деятельности человека (быт, труд, спорт и пр.), а также мир природы. В то же время, поскольку искусство есть одна из форм творчества по законам красоты, свойственного вообще, человеку, и нельзя любить и понимать искусство, не воспринимая его эстетических качеств, - эстетическое воспитание немыслимо без художественных ценностей, и весь круг его вопросов теснейшим образом связан с вопросами искусства, общение с которым должно стать внутренней потребностью молодых людей. Результаты художественного воспитания призваны распространяться к оказывать воздействие на всю сложную структуру эстетического. Поэтому в дальнейшем мы будем пользоваться понятием "эстетическое воспитание", не сужая его до художественного, поскольку последнее выступает в педагогике ядром эстетического воспитания.

Уровень эстетической воспитанности человека определяется прежде всего уровнем развития его эстетического сознания личности. И работа в этом направлении должна быть направлена прямо или косвенно на возможное формирование педагогическим ин струментарием основных компонентов эстетического со знания.

Что же такое эстетическое сознание? И в чем заключается важность формирования его компонентов в процессе воспитания?

Эстетическое сознание личности - это сложное системное образование, которое управляет эстетическими проявлениями во всех сферах жизнедеятельности и определяет культуру человека. Эстетическое сознание чело века целостно по своей природе, в нем органично сочетаются рациональный и эмоциональный уровни. Его основными компонентами являются: эстетический идеал, восприятие, чувства, интерес, вкус, оценка, взгляды. Его функция как целостного механизма - ориентация личности в эстетических ценностях окружающего мира, в деятельности и поведении относительно эстетической и художественной сферы. Степень развития каждого компонента определяется воздействием процессов формирования на разных возрастных этапах, а также самовоспитанием и его результатами.

Понимание искусства требует овладения его "языком" - без этого даже самое великое произведение окажется, не доступным. Это происходит зачастую незаметно, в процессе постоянного общения с прекрасным (музыкой, при кладным искусством, танцами и т.п.), но все же в этом акте важную роль играет понимание принципов художе ственной речи. Последняя неразрывно связана с основа ми художественно-образного мышления. Богатым воображением должен обладать не только творец, но и тот, кто воспринимает его творчество. В противном случае пение и танец на сцене, монтажная перебивка в фильме, необычное цветовое решение картины вызовут утех, кто не понимает языка искусства, только недоумение. Вместе с тем суждения об искусстве свидетельствуют: немногие из людей, вступающие в контакт с искусством, задумываются о своей компетентности, так свободно и легко протекает их приобщение к нему.

Говоря о художественно-образном мышлении в кон тексте эстетического восприятия необходимо остановиться на понятии художественного образа.

Художественный образ - это не сама действительность, но ее отражение и преображение сначала в сознании художника, в произведении искусства, а затем в уме и чувствах воспринимающих это искусство людей и представляет собой некое эстетическое общение объективно го и субъективного.

Понимание условного языка и художественно-образ ное мышление зрителя, слушателя, читателя, призвавших на помощь ассоциации, свой жизненный и духовный опыт, помогают названным адресатам наиболее глубоко постигнуть объективное содержание произведения

искусства.

Эстетическое чувство как исходный эмоционально-интеллектуальный компонент эстетического сознания личности реализуется в умении воспринимающего осваивать явления действительности в произведении искусства в диалектике их жизненного содержания и художествен ной формы. Это и способность человека переживать получаемые им впечатления и сами эти переживания: волнение, радость, наслаждение прекрасным, эмоции, вызываемые трагическим и комическим в жизни, в искусстве.

Глубина эстетического чувства зависит от наличия и развитости эстетическоговкуса, который можно определить как культуру выбора человеком художественных ценностей.

Эстетический идеал - это представление личности о прекрасном в обществе, природе и в самом искусстве, которое выступает как побудительный стимул к деятельности. В эстетическом идеале своеобразно сочетаются .индивидуальные и общественные черты. Без развитого! представления о прекрасном личность будет неизбежно обеднена. Поэтому формирование полноценного эстетического идеала имеет важное общественное значение.

Опираясь на исследования последних лет, можно выделить три основные функции эстетического идеала: идеал как норма, идеал как образ совершенства, идеал как цель человеческой деятельности. Свойственная идеалу нормативность обусловливает его особую роль как образца для подражания. Если у человека идеала нет, он не может обладать и высоким художественным вкусом.

Если эстетическое восприятие произведения искусства вызывает у человека эстетическое переживание, то он способен высказать эстетическое суждение. Эта связь эстетического суждения с чувством является необходимым условием возникновения первого. Основой эстетического суждения является способность через чувство оценить произведение искусства.

Эстетическая оценка или точнее эстетическое оценивание можно понимать как процесс сопоставления, сравнения эстетического объекта с основой. Это вербальное, позитивное, негативное или в форме сравнительной степени суждение о мере соответствия данного объекта основе (в конечной степени за основу принимается идеал, хотя промежуточным может быть образец, эталон, другая менее развернутая эстетическая категория). Про водимые ранее исследования показывают, что эстети ческая оценка юношей и девушек имеет следующие при знаки: она может быть рационально-эмоциональной, ассоциативно-образной, целостной.

Делая попытку дать определение различным катего риям эстетического воспитания нельзя обойти внимани ем и понятие художественные взгляды.

Художественные взгляды - это элемент эстетическо го сознания, определяющий позиции, при помощи .которых личность осуществляет свое отношение к искус ству. Они синтезируют в себе обще эстетические и искус ствоведческие знания о сущности и специфике искусства, убежденность в их правильности, умение применять их в процессе общения с искусством.

Такой компонент эстетического сознания, как инте рес, определяющий отношение к действительности, рассматривается нами с педагогических позиций в гл. 3.

Все компоненты эстетического сознания поддаются прямому или чаще всего опосредованному формированию педагогическим инструментарием. Большую роль в формировании эстетического сознания играют социальная среда, семья, природные задатки личности. И все же умело построенный педагогический процесс призван помочь учащемуся обрести радость общения с искусством, радость творческой самореализации.



2018-07-06 632 Обсуждений (0)
Роль эстетического воспитания при обучении школьников на современномэтапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль эстетического воспитания при обучении школьников на современномэтапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (632)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)