Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства приобучении детей



2018-07-06 419 Обсуждений (0)
Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства приобучении детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Отправной точкой в эстетическом воспитании детей является их эстетическая информированность, усвоение знаний из области эстетики" и искусство ведения, а также навыков их практической реализации. Преподаватели дисциплин эстетического цикла обычно исходят из дидактического положения, согласно которому на уроках у учащихся формируется два вида знаний: искусствоведческие (литературоведческие) и художественные. Считается, что первые возникают в процессе усвоения с помощью логического мышления и запоминания искусствоведческих концепций, различной информации об искусстве. Первоначальные же художественные знания появляются в результате непосредственного самостоятельного восприятия конкретно-чувственного содержания произведения искусства.

Урок, являясь мощным средством эстетического воспитания, все же недостаточен для удовлетворения художественных потребностей школьника по формированию художественных знаний. Теоретические знания, полученные на лекциях по дисциплинам эстетического цикла должны успешно дополняться и применяться практически в сети кружков и факультативов, во : внеклассной работе.

Следует отметить, что художественные знания формируются одновременно с искусствоведческими и на их базе. Художественное образование является основой эстетического воспитания. Соответственно, рассматривая методические особенности последнего, следует особенно помнить о неразделимости учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование личности учащегося.

Б.М.Неменский отмечал, что на современном этапе в основе всей школы наравне с научностью должна быть и другая основа - художественность. Именно переживание заложенного в искусстве опыта позволяет реализовать цель эстетического воспитания, сформировать у учащихся "эстетическое отношение к жизни.

Обогащение сознания системой посильных искусствоведческих знаний и формирование на их базе художественных знаний направлено прежде всего на взаимосвязь эмоционального и рационального в эстетическом развитии. Необходимо такое поступательное развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного, обогащаясь необходимыми знаниями, переходит со временем в осознанное эстетическое отношение к искусству и жизни. Способность понимать, чувствовать и любить искусство является не только критерием уровня эстетического развития, но выступает и стимулом реализации творческого потенциала, в определенной степени предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близ кими, одноклассниками.

Отсутствие желаемых результатов эстетического воспитания объясняется в первую очередь тем, что в практике работы школы его задачи решаются порой примитивно и поверхностно. Потенциальные воспитательные возможности искусства огромны. Нельзя мимоходом, поверхностно-примитивно говорить со школьниками о великих произведениях музыкального, изобразительного и других видов искусства. Уровень воспитательной работы, на материале художественного произведения должен соответствовать его сложности, глубине идей, мастерству исполнения. Иначе, содержание художественного данного произведения окажется потерянным, стало быть проблематичным будет и его воздействие на чувства, ум школьника.

Во все времена эффективность воспитательного процесса зависела от мастерства педагога, его знаний, педагогической восприимчивости, творческого подхода и любви к своему делу.

Согласно Е.П. Крупнику, активизировать деятельность эстетического сознания школьников можно путем стимулирования педагогического процесса по трем основным направлениям1:

1) использование проблемных и творческих заданий на уроке и на внеклассном занятии. Педагог должен при близиться в своих заданиях к типу художественных задач, над которыми надо "поломать голову", которые следует решать, используя материал произведения искусства и каждый раз отыскивая новое, оригинальное решение;

2) творческие формы работы самих учащихся, представляющие совместный поиск решения учеником и учителем в процессе сотрудничества, равноправного отношения воспитуемого и воспитателя, а также самих школьников друг с другом. Наиболее адекватной педагогиче кой формой являются игры;

3) комплексное воздействие различных средств искусства на учащегося (синтезирование на уроках произведений литературы, кино, музыки и изобразительного искусства). Сравнительный анализ, отмечает Е.П.Крупник, и сопоставление их специфических и общих, "иновариантных" свойств и особенностей позволяют формировать у школьника способность воспринимать художественный образ в его основных ведущих параметрах, а значит, формировать эстетическое сознание учащихся.

За основу при отборе, определении и дозировке соответствующих средств искусства можно принять положения, предложенные исследователем В.Г.Бутенко и доработанные автором. Материал, включенный в программу курса эстетического цикла, должен в той или иной форме отражать следующую эстетическую информацию, при званную помочь активизации эмоциональной активности учащихся и сформировать основы художественных знаний:

- сведения об эстетических свойствах художествен ной формы. В произведениях различных видов и жанров искусства форма несет значительную информационную нагрузку, способствующую образованию логических связей, выступает организационным началом;

- сведения о законах красоты, характеризующих идей но-эстетическое содержание, смысловые линии, ценностные ориентации искусства. Эстетические закономерности, проявляющиеся в художественно-образной ткани, свойственны всем видам и жанрам искусства. Овладение ими позволяет учащимся понимать эстетическое содержание, адекватно определять ценность произведения;

- знания об эстетическом совершенстве произведения искусства, позволяющие видеть результаты художествен но-творческой деятельности в целостном и завершенном виде, что способствует восприятию искусства во взаимосвязи содержания и формы.

Включенный в программу учебный материал, направленный на повышение уровня эстетической информированности учащихся, развитие их эмоциональной сферы, должен в то же время способствовать обогащению социального опыта личности. В связи с этим все программные темы дисциплин эстетического цикла должны в процессе учебного рассмотрения освещать ряд вопросов, имеющих воспитательную направленность и сгруппированных следующим образом:

первая группа вопросов характеризует взаимообусловленность искусства и общественной практики, роль художественных средств в освещении проблем отношения человека к природе, труду, творчеству, другим людям, духовному самосовершенствованию. Организуемый кон такт с миром искусства должен быть сопряжен с социально значимыми идеями, осмыслением мировоззренческих, нравственных и других сторон жизни, связано с реальностями нашего времени, охраной природы, ценностей истории и культуры;

вторая группа связана с осмыслением природы художественного творчества, оценкой его эстетических функ ий; Необходимо сформировать у учащихся представление о выразительности формы, художественном материале, идейно-эстетическом замысле произведения искусства. Освещение этого круга вопросов предполагает подготовить школьников к оценке взаимосвязи содержания и формы;

третья группа вопросов должна способствовать развитию представлений учащихся об образной природе искусства. Они должны учиться-видеть художественную реальность со свойственной ей динамикой, поворотами событий, логикой смысловых связей, воспринимать художественный образ, созданный фантазией и талантом художников разных эпох, наложивших свой историчес кий отпечаток на их творчество.

Обратимся к краткой характеристике форм и методов проведения занятий в процессе преподавания дисциплин эстетического цикла. Обучение желательно строить с использованием игровых форм работы, которые вовлекают учащихся в процесс творчества, благоприятствуют общей заинтересованности школьников к пред мету. Если педагогическая "скука" всегда вредна, то в искусстве она просто недопустима, т. к. притупляет художественные задатки, заложенные в каждом нормальном человеке, порождает у него стойкую неприязнь к музыке, рисунку, живописи. Учитывая, что приобщение школьников к искусству заметно не влияет на пробуждение интереса к каким-либо иным профессиям, кроме художественных, необходимо так строить методы эстетического воспитания, чтобы учащиеся видели смысл своих занятий не в подготовке к профессии, связанной с искусством, а в приобретении знаний и умений, способных духовно обогащать личность и найти применение и дальней шее развитие во всех сферах их жизнедеятельности.

Вот некоторые рекомендуемые формы проведения занятий:

1) лекции с применением различных форм активизации внимания учащихся, этапа "эпизодического интереса" (интересные факты, связанные с созданием какого-либо произведения искусства, жизнью и творчеством известного художника и пр.), диапозитивов, диафильмов, различного рода раздаточного материала, просмотр альбомов, репродукций;

2) викторина - форма проведения занятий в виде интеллектуального соревнования, построенного на мате риале с использованием "фактора удивления" (способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно редко замечаемо, над чем никто на задумывается). Такие уроки повышают эстетическую и интеллектуальную информированность учащихся, интерес к изучаемому материалу;

3) творческие задания по определению стиля, художественного направления, обоснованию личностного восприятия произведения искусства, .включение в различную творческую деятельность и др., развивающие образное мышление, художественную активность;

4) письменные задания. Школьникам предлагается написать отзыв-рецензию на просмотренный спектакль, кинофильм или по предложенной преподавателем схеме дать собственную аргументированную оценку произведению изобразительного искусства. Подобная форма работы с учащимися -формирует их зрительскую культуру, способность дать эстетическую оценку;

5) игровая форма. Например, .многопозиционное освоение произведения искусства как вид распределенной коллективной деятельности - школьники воспринимают, переживают и оценивают произведение искусства С' позиции зрителя, критика, историка искусства, режиссера и пр., осваивая специфику диалогических отношений в художественной культуре;

6) экскурсии в художественный музей, на выставку, к местам расположения архитектурных памятников с последующим обсуждением, являются одним из основных путей развития эстетической и эмоциональной отзывчивости учащихся через непосредственный контакт с оригинальным произведением искусства;

7) культпоход в театр, кинотеатр, посещение кино лектория по теме, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением в различной форме;

8) занятия в форме общения школьников с деятеля ми культуры, художниками, дизайнерами, народными умельцами, режиссерами, способствующие развитию умения понимать и ценить художественное творчество;

9) занятие-представление. Например, в виде тематического художественного салона;

10) занятие-семинар. Учащиеся самостоятельно готовят доклады по определенной тематике, высказывают свою точку зрения, устраивают дискуссию на предмет интересующего их художественного объекта.

В процессе проведения занятий следует учитывать важность обучающей дискуссии. Научное наследие Л.С.Выготского, которое разрабатывалось и распространялось во всем мире на протяжении последних десятилетий, породило новую парадигму, состоящую в том, что массовое дискуссионное обучение в учебных заведениях может быть успешным только в том случае, если учащиеся развиваются путем социального взаимодействия.

"Дело в том, что-основные источники формирования жизненных установок заложены в личном опыте индивида: в оценках и отношениях окружающих, родителей, в сопоставлении этих критериев. Несомненно, что наиболее эффективно развивающее обучение осуществляется путем общения, взаимодействия школьников в игровых формах творчества (школьный театр, драмкружок, музыкальный клуб, студийные методы работы и пр.). На внеклассных занятиях работы мы остановимся более подробно ниже.

Вместе с тем дискуссионное обучение может проходить как игра и на уроках эстетического цикла, где педагог является таким же ее участником или ведущим. Свою положительную роль играют здесь и видеофильмы, иллюстрирующие эстетическую информацию, и высказывания, например, современных музыкальных или кинематографических кумиров молодежи. Развивающее обучение необходимо строить так, чтобы поначалу примитивные высказывания учащихся со временем приобретали осмысленность и аргументированность.

Педагогу необходимо изучать эстетические интересы воспитанников, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Определив стержневые интересы, он может найти возможность их развития и удовлетворения в социально значимом аспекте.

Если педагог, организуя учебно-воспитательный процесс, будет заботиться лишь о реализации программных целей и не станет принимать во внимание уже сформированные интересы своих учеников, он не сможет достичь желаемой цели в области эстетического воспитания.

Следует более детально остановиться на некоторых дидактических приемах при проведении занятий по дисциплинам эстетического цикла.

Диагностирующее упражнение "Вспомни слово".

Учащимся предлагается вставить пропущенные буквы/ при этом оговаривается, что слово представляет собой название какого-либо объекта, вещи, связанной с искусством, эстетическое понятие, с которым школьники знакомились на предыдущих занятиях. Сложность задания должна идти по нарастающей, начиная с одного пропущенного знака до трех и более, при условии, что начальные и конечные буквы в слове должны сохраняться.

Примерный набор слов.

Ж-нр (жанр) 2. О-р-з (образ) 3. Ж-в-п-сь (живопись)

С-иль (стиль) П-с-ель (пастель) К-л-р-т (колорит)

К-сть (кисть) Гр-ф-ка (графика) Р-с-н-к (рисунок)

Г-пс (гипс) Р-а-изм (реализм) А-в-р-ль (акварель)

Г-ашь (гуашь) М-с-о (масло) Т-м-е-а (темпера)

Ц-ет (цвет) Х-л-т (холст) С-н-и-ал (сангина)

Т-шь (тушь) И-о-а (икона) О-и-и-ал (оригинал)

Преподавателю необходимо выявить среднее время выполнения задания определенного объема. Время меньше среднего обнаруживает гибкое мышление учащихся; время, значительно превышающее среднее, говорит о том, что у выполнивших задание мыслительный процесс затруднен. Эти показатели определяют индивидуальный подход при построении учебно-воспитательного процесса. Такое недолговременное упражнение можно использовать в начале урока.

Упражнение "Продолжи перечень".

Эту разработку можно проводить при использовании раздаточного материала или как разминку в начале урока. Преподаватель обращается к учащемуся со словами: "Про должи перечень!" Затем называет (или дает карточку задание), где написан неполный перечень понятий, объединенных одним ключевым понятием, например, направление живописи "Классицизм, реализм, конструктивизм...", или жанры изобразительного искусства "Пейзаж, натюрморт, портрет...".

Учащийся должен продолжить перечень, классификацию по возможности полнее.

Эстетическую информированность учащихся повышает также закрепление изучаемой информации при помо щи раздаточного материала (карточки-задания, кроссворды и пр.) по теме.

Можно привести несколько простых примеров таких карточек-заданий по теме "Русская живопись XIX века", ориентированных на проверку усвоенной информации и способствующих активизации памяти:

 
Фамилии Очередность показа репродукций художников  
   
И. Е. Репин     +            
И. К. Айвазовский           +      
И. И. Левитан               +  
В. Г. Перов +                
А. И. Куинджи   +              
В. М. Васнецов         +        
П. А. Федотов             +    
В. В. Пукирев       +          
                   

Преподаватель показывает учащимся в строгой очередности репродукции художников, указанных в карточке. Школьникам необходимо найти в списке фамилию автора произведения и сделать* пометку в пустом квадратике, соответствующем очередности показанной репродукции. Список живописцев может быть заменен на название художественных течений. Выполнение задания легко проверяется при помощи накладной карточки с зафиксированными правильными ответами (так называемого ключа).

Карточка-задание может содержать краткую информацию, о ком-либо из художников, но не называя его имени и фамилии. Учащимся предлагается, прочитав карточку, назвать художника. Например: этот художник бил истинным самородком. Его биография бедна внешними событиями, но удивительна и необычайна, как! его картины. Родился он в 1842 г. на окраине Мариуполя в семье бедного сапожника. Работал подрядчиков по приемки кирпича, домашним слугой у хлеботорговца, ретушером у фотографа. Страсть к рисованию привела его к Айвазовскому в Феодосию, который преподал ему первые уроки живописи. Вообще написано им немного. По целостности впечатления, производимого картинами - напоминает Айвазовского, подобно которому он также пренебрегает околичностями, но более однороден в тонах каждой картины. В выбранных тонах этот художник представлял удивительные градации полутонами, чем достигал иногда полной оптической иллюзии. Его картины "Ночь на Днепре", "Закат солнца в лесу", "Березовая роща" и др. сделали его известным русским, пейзажистом. Картину "Березовая! роща" вы можете увидеть в Национальном художественном музее Минска.

Соответственно-учащиеся должны узнать приведенные факты биографии и творчества Архипа Ивановича Куинджи.

Информация для определения направления живописи, содержащаяся в карточке, может быть следующей.

Представители этого направления как будто имитируют рисунки нецивилизованных племен или детские рисунки. Их картины характеризует неправильная перспектива, плоскости изображение предметов. К этому направлению относятся "наивные художники", которые никогда не учились писать картины, но тем не менее ощутили потребность выразить свои чувства трогательных произведениях. Их творчество, несмотря на дате кую неловкость в технике, подкупает своей искренностью. Среди представителей этого направления наиболее известны - Руссо, Пиросмани.

Прочитав эти строки, учащемуся нетрудно будет догадаться, что речь идет о примитивизме.

Несомненно, на подготовку подобных карточек-заданий уходит время, но зато школьник имеет возможность более надежно усвоить информацию и, активизируя свою память, если не догадаться сразу о правильном ответе, то хотя бы запомнить приведенные факты надолго.

Кстати и карточки-задания, и кроссворды при правильном педагогическом руководстве и организации учащиеся могут готовить сами.

Нельзя не сказать пару слов о такой популярной, как показывает опыт, форме дидактической игры, как кроссворды, к разработке которой могут активно привлекаться школьники.

При их составлении у учащихся развиваются навыки j работы, со словарями, различного рода справочной литературой. Процесс Создания и разгадывания кроссвордов способствует овладению содержанием основных понятий. Тематические кроссворды широко используются в школь ной практике и выполняют ряд функций:

1. Обучающая. Активно проявляется при самостоятельном создании учащимися кроссвордов и ребусов.

2. Контролирующая. Использование кроссвордов позволяет преподавателю выявить уровень информированности ученика, осуществить контроль за подготовкой к занятиям и усвоением основных понятий.

3. Творческая, эвристическая. Работая над составлением кроссворда, школьник наряду с новыми знаниями приобретает опыт творческой деятельности по созданию : различных геометрических сеток и фигур.

При начертании геометрических фигур у учащихся так же развивается пространственное образное мышление.

Пример наиболее простого кроссворда по теме "Русское изобразительное искусство XIX - нач. XX вв." может быть следующим:

По горизонтали:

1. Художник-портретист, автор картин "Молодой садовник", "Гробница Анакреона", "Портрет Крылова". 2. Художник, автор картины "Боярыня Морозова". 3. Художник, автор картин "Аленушка", "Витязь". 4. Скульптор, автор монумента Минину и кн. Пожарскому в Москве. 5. Художник, автор картины "Явления Христа на роду". 6. Скульптор, автор скульптурной композиции "Кони" на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. 7. Художник-пейзажист, автор картины "Березовая роща". 8. Художник, автор картин "Сватовство майора", "Свежий кавалер". 9. Художник, автор картин "На пашне", "Гумно".

По вертикали:

1. Художник, автор картин "Купчиха", "Масленица".

Ответы

По горизонтали: 1.Кипренский. 2. Суриков. 3. Васнецов. 4.Мартос. 5. Иванов. 6. Клодт. 7. Куиндкси. 8. Федотов. 9. Венецианов.

По вертикали:1. Кустодиев.

Для формирования эстетической восприимчивости важно развивать способности наблюдать и отмечать многообразие не только красивых, но и выразительных оттенков цвета, освещенности, форм, размеров и других зрительных, осязательных свойств наблюдаемых объектов и явлений окружающей среды. Эта способность нужна и зрителю, и читателю, творчески осмысливающему искусство или природу. Тренировка на занятиях способности восприятия объективных эстетических свойств и получение специальных знаний об этом вовлекает детей в постоянную творческую работу над своим видением мира, в котором не менее ценным, чем красота, выступает своеобразие каждого природного творения, выразительность его форм.

В японской школе все ученики осваивают десятки оттенков каждого цвета, тем самым обеспечивая себе успех, в будущем профессиональной деятельности. Многие молодые люди способны научиться этому через развитие мыслительной деятельности, эмоциональной реакции, воображения.

Целесообразным также представляется включение в воспитательную деятельность в процессе занятий "эстетической ситуации".

"Эстетическая ситуация" - это совокупность условий и факторов, которые приводят к возникновению воспитательного момента или эффекта, выражающегося в своеобразном порыве человека к новым смыслам через напряжение и разрешение определенного жизненно-художественного противоречия. Развитие таких свойств личности происходит; условиях последовательного и систематического включения учащихся в "эстетические ситуации".

Например, при созерцании оригинального живописного полотна может звучать подходящая классическая музыка или стихи, помогающие глубже понять художественный образ. В некоторых случаях для создания эстетической ситуации педагогу нужно быть артистом, чтобы необыкновенно образно и эмоционально рассказать о чудесном произведении искусства, иллюстрируя свой рассказ интересными историческими фактами или высказываниями художников, поэтов, музыкальными произведениями. Все это должно строго рассчитываться на сформированный интерес учащихся и уровень их развития. Иначе не произойдет взаимопонимания, и желаемая польза обратиться во вред.

В некоторой степени эстетическую ситуацию можно рассматривать на примере игры, способствующей развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства.

Игра "Музыкальный и живописный образ".

На классную доску вывешиваются репродукции пейзажей разных времен года. Преподаватель рассказывает учащимся о том, что художник при помощи изобрази тельных средств (красок, оттенков, светотеней и пр.), а музыкант при помощи выразительных средств (музыки) создают образ, в котором передают настроение от запечатленного объекта.

Звучат, например, "Времена года" А.Вивальди или П.И.Чайковского. Учащиеся должны определить к какой репродукции наиболее подходит тот или иной музыкальный фрагмент. Объяснить, почему» например, "Осенняя песнь" Чайковского созвучна по настроению "Золотой осени" И.Левитана или белорусского художника И.Карасева. Когда музыка к репродукции будет определена, можно предложить школьникам еще раз вглядеться в репродукции, оставляя по очереди на доске только один пейзаж, и на музыкальном фоне к нему прочитать стихи q| разных порах года Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета. А.Блока, В.Жуковского, А.Пушкина, Е.Баратынского и« др. Могут звучать стихи как русских поэтических классиков, так и белорусских (Я.Купалы, Я.Коласа, М. Багдановича, П.Панченко, А.Лойки и др.). Если есть воз можность, учащимся можно предложить послушать из вестную ораторию Ф.Й.Гайдна "Времена года", после чего порассуждать на тему музыки и живописи.

Наиболее распространенным видом интеллектуального соревнования является викторина.

Основная работа педагога при подготовке викторины -это создание вопросов.

Организатору викторины следует помнить, что вопросы должны отвечать всем необходимым требованиям.

Во-первых, вопрос должен быть точным и корректным. Он должен содержать интересные, научно доказанные факты, которые можно найти в соответствующей литературе, рекомендованной педагогом для углубления полученных на занятиях знаний.

Во-вторых, вопросы, рассчитанные на "чистые" энциклопедические знания, исключаются, поскольку в викторине с большим или меньшим успехом должен иметь возможность участвовать каждый учащийся.

В-третьих, на предлагаемый вопрос не должно быть нескольких правильных ответов. Если такая ситуация возникает, необходимо согласиться с определением участника, даже если он не совпадает с тем ответом, который *Ј , авторы вопроса указали в качестве желаемого, правильного.

Интересной и увлекательной делает викторину использование "фактора удивления", т. е. способность увидеть в привычном, общеизвестном то, что обычно никто не 1 замечает, или такие художественные факты, которые 1 вызывают удивление. Например:

1. Всем известна картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" I (Джоконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, | изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека?

Скажем честно, редко кто замечал, что у Джоконды отсутствуют брови.

2. Гробы, изготавливавшиеся из этого известняка, были украшены резьбой и росписью, являя собой произведения искусства. По словам Плиния, этот известняк добывался вблизи Ассоса, в Троаде, он имел свойство в течение сорока дней уничтожать - без остатка погребенное в нем тело. Точный перевод названия этого известняка означает "пожиратель мяса". Как первоначально назывался этот известняк?

Имея определенные знания об упомянутой эпохе и немного логически осмыслив, учащийся вполне может выдвинуть в качестве версии правильный ответ. Этот известняк назывался capкофаг.

3. Что объединяет картины "Девочка с персиками" А.Серова и "Абрамцевская богиня" В.Васнецова, написанные в подмосковной усадьбе Абрамцево?

Несложно догадаться, что на обеих картинах изображена дочь хозяина усадьбы С.Мамонтова.

4. Великий музыкант и композитор, дирижируя исполнителем своего знаменитого произведения, так увлекся, что продолжал дирижировать, когда музыка уже стихла и зрители начали аплодировать. Назовите имя этого музыканта.

Умение мобилизовать свой мыслительный процесс на поиски ответа поможет учащимся вспомнить прискорбный факт, что 'великий композитор Л.Бетховен со временем потерял слух. Он дирижировал исполнением своего произведения, будучи глухим.

Организационная основа викторины заложена в таких формах внеурочной работы как конкурсы эстетзрудитов, стилизованные по типу популярных телепередач "Поле

чудес", "Что? Где? Когда?", "Умницы и умники", "Мультиклуб" и пр.

Эстетическое, как и другие виды воспитания, должно происходить на занятиях как бы незаметно. Это пред полагает создание в классе атмосферы доброжелательности, эмоционально-образное объяснение научных истин, : ненавязчивый показ приемов работы, поощрение учащихся за подмеченные ими художественные стороны изучаемых явлений, .эстетическая организация предмет ной среды в кабинете и мастерской, постоянное внимание к культуре речи, одежды, движений, мимике, умению красиво писать, чертить, выполнять изделия и т.п.

Школьный цикл по искусству, объединяя учебные и факультативные дисциплины с кружковыми занятиями, представляет собой органическую часть учебно-воспитательного процесса. Стимулируя художественно-продуктивную деятельность учащихся, элементы эстетизации развивают потребность творческих исканий, помогающих активной самореализации личности.

Учащиеся делятся на три группы: две - противники, третья -эксперты (3-5 человек). Школьникам предлагают написать на 1 доске три-четыре проблемы. Одна группа предлагает свое доказательство и решение, другая - оппоненты опровергают предложенное.

Эксперты подводят итоги, кто победил по первой, второй,

третьей проблемам. В споре между противниками достаточно жесткие требования:

- уважает соперника, не повышает тона;

- не начинается слов: "Вы не правы...", "Я не согласен...";

- в основе спора должны лежать факты и логика, а не эмоции и цитаты (порой несуществующих авторов);

- не рекомендуются категорические оценки типа: "Глупости!", "Чушь!";

- неуместно огульное охаивание;

- запрещаются высокомерные ответы: "Ну, конечно! Вы специалист!";

- не желательна игра на самолюбии: "Вам, конечно, известно, что наукой установлено..,";

- нельзя перебивать оппонента;

- исключается психологическое давление на противника -

громко унижающий тон;

- поощряется использование интересных сравнений, эпитетов.

Предлагается также тематика общения в компании. Например, считается неприличным на вечеринке говорить об учебе или работе, о непроверенных событиях и фактах, о семье и близких, о сугубо личном (своем или друзей), о снах, о слухах. Тематикой общения предпочтительнее выбрать погоду, искусство, хобби, книги, фильмы, талантливые проявления друзей.

Основными элементами эстетизации являются: повышение удельного веса дисциплин эстетического цикла; I направленность учебно-воспитательного процесса на формирование "ассоциативного поля" и образного мышления учащихся, развитие навыков импровизации и творческого освоения окружающей действительности; создание учебно-воспитательной среды, отвечающей требованиям эстетичности.

Рассмотренные методические основы эстетического воспитания учащихся направлены, в первую очередь, на повышение информированности учащихся в этой области, как необходимой базы формирования эстетического отношения к жизни, что является целью воспитания.



2018-07-06 419 Обсуждений (0)
Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства приобучении детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разнообразие средств, форм и методов изобразительного искусства приобучении детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)