Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность досрочных страховых пенсий



2018-07-06 888 Обсуждений (0)
Сущность досрочных страховых пенсий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Право на досрочный выход на пенсию (так называемую льготную пенсию) предусмотрено Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [2] .

Законом установлено, что страховая пенсия по старости назначается досрочно при наличии величины пенсионных баллов в размере не менее 30 следующим лицам:

1. женщинам (многодетным матерям), родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

2. одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

3. опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

4. женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

5. инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6. инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

7. гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам, достигшим возраста 45 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

8. мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах;

9. мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

10. мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы;

11. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

12. женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

13. женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

14. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

15. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

16. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

17. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

18. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

19. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

20. лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

21. мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

22. мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

23. мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.

24. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

25. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

26. лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

27. мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

28. мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

29. лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (учителям, педагогам школ, воспитателям детских садов и т.д.);

30. лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

31. лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Для назначения пенсии лицам, выработавшим необходимый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, необходимо обращаться в территориальные подразделения пенсионного фонда РФ.

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает исключительную важность института защиты пенсионных прав граждан в условиях демократического, социального, правового государства, что подтверждено их закреплением основополагающих нормативно-правовых актах. При этом в массиве таких пенсионных гарантий право на пенсию на льготных условиях занимает одно из главных мест.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , введенного в действие с 1 января 2015 г.), страховая пенсия по старости назначается досрочно при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет [4].

Кроме того, опекуну инвалида с детства или лицу, являющемуся опеку-ном инвалида с детства, воспитавшему его до достижения им возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 1 год и 6 месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины [19, с.62].

Право на пенсию по возрасту в России имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, а женщины – 55 лет.

Поскольку новое законодательство о страховых пенсиях разрабатывалось по принципу преемственности, основные его постулаты заимствованы из ранее действующего ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе и касаемо права на пенсию на льготных условиях одного из родителей инвалида с детства.

Однако длительное время в Российской Федерации право на досрочное назначение пенсии имела только мать ребенка-инвалида, воспитывавшая его до восьмилетнего возраста.

Такая практика изменилась после принятия Конституционным Судом РФ определения от 27 июня 2005 г. № 231-О. В данном судебном акте Конституционный Суд РФ разъяснил, что поскольку право на досрочное назначение пенсии не обусловлено фактом рождения ребенка, а взаимосвязано с воспитательной функцией, отец не может лишаться права на нее по признаку половой принадлежности.

Немаловажной нормой российского пенсионного закона является то, что факт смерти ребенка не лишает родителей или лиц, их замещающих, права на пенсию на льготных условиях.

Согласно подп. 6 п.1 статьи 12 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 этого ФЗ, засчитывается и период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом.

Таким образом, федеральный закон ФЗ «О страховых пенсиях» сохранил права на получение досрочной пенсии с введением дополнительной ставки тарифа страховых взносов, что можно оценивать как шаг в сторону более жесткого реформирования данной части пенсионной системы.

Сравним российскую систему начисления досрочных страховых пенсий в связи с выполнением функций по воспитанию детей с ее аналогами в странах СНГ [28, с.37.

В Республике Азербайджан в соответствии со ст. 8 Закона Азербайджанской Республики от 07.02.2006 № 54-IIIГ «О трудовых пенсиях» допускается назначение пенсии по возрасту матери инвалида с детства, при достижении ею возраста 50 лет и наличии стажа не менее 5 лет, если она такого ребенка воспитывала до восьмилетнего возраста .

При этом время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет засчитывается в страховой стаж (ст. 21 Закона Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях»).

В то же время в Республике Беларусь право на пенсию по возрасту при достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет имеют матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия . Факт работы матери в период воспитания детей-инвалидов значения не имеет.

Право на пенсию предоставляется за воспитание (в течение 8 и более лет) не только одного ребенка-инвалида (инвалида с детства), но и нескольких. Если воспитание детей-инвалидов осуществлялось в различные периоды времени, то для определения права на пенсию может производиться суммирование периодов их воспитания [32, с.25].

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, в Республике Беларусь имеют право на досрочную пенсию при достижении возраста 55 лет и наличии работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала такого права и отказалась от него в пользу отца или не использовала его в связи со смертью.

Право на пенсию по возрасту в Республике Беларусь предоставляется так же, как и в России, – мужчинам при достижении 60 лет, а женщинам – при достижении 55 лет. Таким образом, представляется, что формулировка белорусского закона в части указания на возможность получения права на досрочную пенсию в случае воспитания ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до его совершеннолетия является более корректной. Безусловно, воспитание ребенка-инвалида до восьмилетнего возраста весьма важно, так как именно в этот период ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе. Но, на наш взгляд, не менее важен и так называемый «подростковый возраст», когда у ребенка происходит половое созревание и физические изменения, формируются навыки межличностного общения, система ценностей и ребенок самоопределяется в области образования и профессии. В этот период (с 8 до 18 лет) забота родителей и лиц, их замещающих, не менее важна для ребенка-инвалида, а порой и более значима, чем до достижения 8 лет.

Обращает на себя внимание позиция узбекского законодателя при формулировании норм, закрепляющих право на льготную пенсию. В соответствии с нормами пенсионного законодательства Республики Узбекистан право на пенсию на льготных условиях имеют матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста [25, с.107]. Право выхода на пенсию на пять лет ранее определенного в законе возраста – 55 лет – имеют матери при наличии стажа работы не менее 20 лет. Между тем правовые нормы Республики Узбекистан допускают возможность при назначении такой пенсии наравне с родными детьми учитывать воспитание женщиной пасынков и падчериц, если она их воспитывала не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет. В соответствии со ст. 37 Закона Республики Узбекистан от 03.09.1993 г. № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, нуждающимся в постороннем уходе (по заключению лечебного учреждения), засчитывается в стаж работы.

С практической точки зрения важным является подход законодателя Республики Таджикистан к формулировке права на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида. С 1999 г. в Республике Таджикистан сформирована пенсионная система, основанная на страховых принципах, и с 1 января 2013 г. в этом государстве назначаются страховые и государственные пенсии. В ст. 13 Закона Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» определено, что женщины, имеющие детей-инвалидов и воспитавшие их до 8 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет, имеют право досрочного выхода на пенсию в 53 года (на общих основаниях женщина имеет право выхода на пенсию в 58 лет) . Согласно ст. 15 Закона Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» матери инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет, имеют право на пенсию по возрасту при достижении 50 лет и стаже работы не менее 20 лет с зачетом в стаж времени ухода за детьми или при стаже работы не менее 15 лет без зачета в стаж указанного времени ухода за детьми. При этом к числу инвалидов с детства относятся также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, имеющие право на получение социальной пенсии .В силу ст. 63 этого закона в стаж работы засчитывается время ухода за инвалидом I группы или ребёнком-инвалидом до 18 лет, нуждающихся в постороннем уходе. При этом нуждаемость в постороннем уходе определяется в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан.

В соответствии со ст. 9 Закона Кыргызской Республики от 21 июля 1997 г. № 57 «О государственном пенсионном социальном страховании» женщины, имеющие детей-инвалидов и воспитавшие их до 8 лет, при наличии страхового стажа не менее 20 лет имеют право досрочного выхода на пенсию в 53 года (на общих основаниях женщина имеет право выхода на пенсию в 58 лет) [30, с.62]. При этом согласно ст. 8 названного выше закона в страховой стаж засчитывается время ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет.

В Республике Казахстан право выхода на досрочную пенсию в связи с воспитанием ребенка-инвалида не предусмотрено. Однако в соответствии со ст. 13 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» при исчислении трудового стажа для назначения пенсионных выплат время ухода за инвалидом в возрасте до 16 лет, пострадавшим от последствий атомных испытаний, экологических бедствий или зараженным вирусом иммунодефицита человека либо больным СПИДом, засчитывается в трудовой стаж .

В Республике Туркменистан право на досрочный выход на пенсию гарантировано женщинам, достигшим 54 лет, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста ребёнка-инвалида, при условии ее участия в обязательном пенсионном страховании в течение не менее чем 15 лет . В то же время в стаж работы в соответствии со ст. 29 Кодекса при условии уплаты за них в соответствии с Законом Туркменистана «О государственном пенсионном страховании» пенсионных взносов по обязательным видам государственного пенсионного страхования засчитываются периоды ухода со стороны неработающих лиц за ребёнком-инвалидом в возрасте до 16 лет – не более 6 лет и нахождения лица в отпуске по уходу за ребёнком – не более 6 лет.

Таким образом, в большинстве стран СНГ законодатель, допуская досрочную пенсию для лиц, воспитавших ребенка-инвалида, в их числе называет только мать ребенка. Позиция узбекского законодателя наделила правом на досрочную пенсию мачеху ребенка-инвалида, воспитывавшую его не менее 5 лет до достижения восьмилетнего возраста. Следует отметить, что в ряде стран СНГ не закреплено в пенсионных законах право выхода на досрочную пенсию по причине воспитания ребенка-инвалида. К таким странам относится Армения, Казахстан, Молдова.

Таким образом, закрепление пенсионных прав граждан в странах СНГ в целом соответствует международным стандартам и принятым на себя государствами обязательствам по обеспечению достойных пенсий. Большинство стран СНГ имеет примерно одинаковое регулирование пенсионных прав граждан, характерное для всех постсоциалистических государств бывшего СССР. В то же время законодательство Российской Федерации, регулирующее вопрос об обеспечении права на досрочную пенсию родителей ребенка-инвалида, аккумулирует в себе все лучшее, что есть в практике пенсионного развития государств – членов Содружества.

 




2018-07-06 888 Обсуждений (0)
Сущность досрочных страховых пенсий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность досрочных страховых пенсий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)