РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ВВЕДЕНИЕ Экономика железнодорожного транспорта – ветвь экономики транспорта и научная дисциплина, изучающая: - производственные отношения и экономические интересы при ж.-д. перевозках грузов и пассажиров, - экономическую природу и особенности ж.-д. транспорта как сферы материального производства; - характер взаимосвязей ж.-д. транспорта с другими отраслями народного хозяйства. Задачами экономики ж.-д. транспорта являются: • разработка проблем учета, планирования и управления на жд транспорте; • разработка методов получения максимальных результатов при заданных затратах или требуемых результатов при минимальных затратах; • формирование тарифной политики; • проведение маркетинговых исследований, выработка практических рекомендаций, цель которых – полное, своевременное и надежное удовлетворение потребностей пользователей в перевозках и услугах при наиболее экономичном использовании всех ресурсов ж.-д. транспорта; • разработка научно-обоснованных рекомендаций по установлению темпов развития материально-технической базы ж.-д. транспорта. Экономика ж.-д. транспорта занимается также проблемами: организации и планирования труда; заработной платы; совершенствования механизма управления отраслью в целом, ее подразделениями, службами, хозяйствами, линейными производственными структурами; формирования доходов ж. д. и др. Как научная дисциплина экономика изучает ж.-д. транспорт с точки зрения отношений вещественной (техника и технология) и невещественной (организация, планирование, управление и др.) сторон его деятельности, конкретизирует проявление общих законов и закономерностей экономики применительно к условиям транспорта. Методологической основой экономики ж.-д. транспорта является системный подход к транспорту как сложной и динамичной отрасли, развивающейся в тесной взаимосвязи с другими отраслями и видами транспорта в соответствии с перспективными целями и потребностями текущего момента. Пути развития ж.-д. транспорта и повышения его эффективности определяют не отдельные, изолированные факторы, а комплекс требований экономического, социального и политического характера к спросу на транспортные услуги. Зарождение экономики ж.-д. транспорта как относительно самостоятельной отрасли знаний приходится на 20-е гг. 19 в., когда потребности развития производительных сил вызвали к жизни многочисленные проекты строительства ж. д. и других путей сообщения. Основные направления экономических исследований и разработок экономики ж.-д. транспорта: выбор наиболее эффективных путей и способов внедрения новой техники и прогрессивной технологии во всех службах многоотраслевого ж.-д. хозяйства, улучшение использования существующих производственных мощностей ж. д., повышение их конкурентоспособности и, как следствие, - экономия материальных и финансовых ресурсов, повышение производительности труда; организация систем формирования спроса на транспортные услуги, обеспечение сохранности и своевременной доставки грузов; улучшение качества транспортного обслуживания; совершенствование планирования, маркетинга и управления, обеспечение безопасных и здоровых условий труда железнодорожников; разработка и внедрение наиболее эффективных мероприятий по защите окружающей среды от вредных воздействий на нее транспортных средств. Ж. д. взаимодействуют с морскими и речными портами, автохозяйствами, подъездными путями предприятий, электростанций, снабженческих и заготовительных организаций, где выполняются трудоемкие погрузочно-разгрузочные работы, начинается и заканчивается перевозочный процесс. Одновременно они конкурируют на многих направлениях с другими видами транспорта. Одним из важных требований к экономике ж.-д. транспорта становится комплексность исследований и разработок. В рыночных условиях особое значение приобретают проблемы управления затратами и повышения конкурентоспособности ж. д. на транспортном рынке.
СОДЕРЖАНИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1.СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Эксплуатация железных дорог– это производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией иосуществлением перевозочного процесса. Эксплуатация железных дорог объединяет и реализует деятельность всех элементов и подсистем железнодорожного транспорта. В основу организации перевозочного процесса и движения поездов на железных дорогах положены следующие важнейшие принципы: - высокопроизводительное и экономичное использование технических средств; - внедрение прогрессивных технологий; - научная организация труда и управления вовсех звеньях и четкое взаимодействие их на основе единого плана-прогноза; - удобное для пассажиров обслуживание; - увязка с работой других видов транспорта. При четкой организации эксплуатации железных дорог обеспечиваетсяполное удовлетворение потребностей страны в перевозке грузов и пассажиров снаименьшими затратами средств, а также повышается конкурентоспособностьперевозок, экономическая устойчивость отрасли. К эксплуатационной работев широком понимании относится вся работажелезных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работ, связанныес организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта. В более узком смысле слова под эксплуатационной работой понимаюттолько работу подвижного состава. Главной особенностью эксплуатационной работы железнодорожноготранспорта является то, что она осуществляется совместно различными подразделениями: дорогами, отделениями, станциями, депо и т.п. Очень небольшое число технологических циклов, связанных с перевозкойгрузов и пассажиров, начинаются и заканчиваются в пределах одной дороги, атем более одного отделения дороги. Как правило, в выполнении перевозки участвуют несколько отделений и дорог. Различают техническую эксплуатацию, включающую в себя организациюдвижения поездов, эксплуатацию и проектирование железнодорожных станцийи узлов, организацию пассажирских перевозок, а также коммерческую эксплуатацию, к которой относятся организация грузовой и коммерческой работы,фирменное обслуживание клиентуры. В связи с этим эксплуатационная работа регламентируется рядом важнейших документов, имеющих единое для всей железнодорожной сети значение. Кэтим документам относятся: • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – законодательный акт, регулирующий взаимодействие железных дорог и клиентуры повыполнению перевозок. Он определяет порядок выполнения перевозок, права,обязанности и ответственность железных дорог, организаций и лиц, пользующихся железнодорожным транспортом; • правила технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог, устанавливающие систему организации движения поездов, требования к подвижному составу, сооружениям и устройствам, порядок работы железных дорог и работников железнодорожного транспорта; • график движения поездов, увязывающий работу и определяющий загрузку всех подразделений железнодорожного транспорта, занятых эксплуатационной работой; • план формирования поездов, представляющий собой систему организации вагонопотоков. Он определяет объем работы станций по формированию ирасформированию поездов, формирование поездов маршрутами без переработки на технических станциях и распределение маневровой работы между сортировочными станциями; • система комплексного регулирования парка грузовых вагонов, которая определяет задания по ежесуточной сдаче груженых и порожних вагонов по стыковым пунктам дороги и своевременный подвод порожних вагонов к местам погрузки по кратчайшим маршрутам. В настоящее время введены также соглашения,регламентирующие использование парка грузовых вагонов странами СНГ.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности вматериальных, денежных и трудовых ресурсах, расчета потребных парков вагонови локомотивов применяют объемные (количественные) и качественные показатели. Объемные показатели эксплуатационной работыможно подразделитьна три группы: - показатели, отражающие выполненные циклы работы; - пробегиподвижного состава; - затраты времени вагонами и локомотивами. К показателям первой группы относят: количество погруженных вагонов, количество принятых вагонов от соседних дорог (отделений) и сданных надругие дороги (отделения). Сумма погруженных и принятых от соседних дорогили отделений груженых вагонов характеризует работу дороги или отделения. Работа станций определяется количеством не только погруженных, но и выгруженных и переработанных транзитных вагонов. К показателям второй группы относят пробеги вагонов и локомотивов. Пробег вагонов измеряется вагоно-километрами и подразделяется по видамдвижения, типам вагонов и состоянию (груженое, порожнее). Это один из важнейших показателей, определяющих расходы вагонного хозяйства на перевозки. Пробег локомотивов исчисляют в локомотиво-километрах. Подразделяетсяон по роду тяги, виду движения и выполняемой работе. Для характеристики работы локомотивов применяют показатель «тонно-километры брутто», определяемый по виду движения и роду тяги. Как самостоятельный количественныйпоказатель рассчитывают поездо-километры. К показателям третьей группы относят вагоно-часы и локомотиво-часы, по которым определяют потребные парки вагонов и локомотивов. Рассчитывают эти показатели по виду движения, роду тяги и элементам перевозочного процесса. На объемные показатели эксплуатационной работы влияют размеры и характер перевозочной работы, а также уровень эксплуатационной работы, характеризующийся качественными показателями использования подвижного состава. Качественные показатели эксплуатационной работыотражают уровеньорганизации труда коллективов, технологические параметры производства, атакже технические и управленческие характеристики, степень освоения научно-технического прогресса. Их можно подразделить на следующие группы. 1. Показатели использования подвижного состава по мощности и грузоподъемности вагонов и силе тяги локомотивов: • средний вес поезда (брутто и нетто); • средняя нагрузка вагонов (статическая и динамическая). 2. Показатели использования подвижного состава во времени: • скорости движения поездов, локомотивов (участковая, техническая); • среднее время простоя вагонов на грузовых и технических станциях; • среднее время простоя локомотивов в депо; • среднесуточные пробеги вагонов и локомотивов. 3. Показатели, отражающие долю непроизводительной работы подвижногосостава: • коэффициенты порожнего пробега вагонов; • ряд коэффициентов вспомогательного пробега локомотивов (одиночноеследование, простои). 4. Обобщающие, или синтетические качественные показатели: • полное время оборота вагонов, локомотивов; • среднесуточная выработка (производительность грузового вагона и поездного локомотива). Эти показатели отражают качество всей эксплуатационной работы. Следует отметить, что качественные и количественные показатели использованияподвижного состава образуют единую систему и могут быть рассчитаны и проверены с помощью формул и соотношений. Различают два вида формул:объемные, в которых уровень качества оценивается через объемы работыс использованием норм эксплуатации;аналитические, где показатель рассчитывается с помощью других качественных показателей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |