Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фигурационные вариации



2018-07-06 1513 Обсуждений (0)
Фигурационные вариации 0.00 из 5.00 0 оценок




Определение. Применение. Фигурационными вариациями называется вариационная форма, где преобладающий метод варьирования — это гармоническая или мелодическая фигурация.

Фигурационные вариации представляют форму прежде всего инструментальной музыки. Сам фигурационный метод варьирования (о нем ниже) развивался параллельно со становлением инструментария и утверждался в профессиональном искусстве вместе с музыкой для инструментов, постепенно теснившей вокальную с конца XVI в. В вокальной музыке форма встречается редко, в основном в инструктивных пьесах типа вокализа. Фигурационные вариации преобладают в музыке венских классиков (поэтому их еще называют «классическими»); позже их роль оставалась значительной, хотя чаще они соседствуют в цикле с иными видами вариаций. Фигурационные вариации существуют как форма самостоятельного произведения (см. многочисленные вариационные циклы Моцарта, Бетховена), в том числе в виде пьесы с иным жанровым обозначением: концерт-рондо (Моцарт), экспромт (Шуберт), этюд (Лист), колыбельная (Шопен), а также входят в сонатно-симфонический цикл в качестве медленной, финальной, а иногда и первой части; изредка фигурационные вариации включены в состав сложной трехчастной или сонатной форм.

Тема вариаций. Тема фигурационных вариаций может быть оригинальной (авторской) или заимствованной. Очень часто это песня, романс, ария, то есть музыка вокального происхождения; нередки также темы танцевальные, маршевые, а бывает — и чисто инструментальные (знаменитый каприс а-moll Паганини, послуживший темой вариаций Листа, Брамса, Рахманинова, Лютоcлавского).

Тема фигурационных вариаций — это многоголосное целое, ее важное слагаемое — гармония (в отличие от вариаций на выдержанную мелодию). Гомофонный склад в темах фигурационных вариаций обычно бывает без малейшей примеси полифонии. Фактурное оформление, как правило, достаточно скромное: простое аккордовое изложение, мелодия с элементарной фигурацией в сопровождении, кое-где, возможно, дублировки. Тема экономит для будущих вариаций не только фактурные средства, но и регистровое пространство: она редко выходит за пределы умеренного, среднего диапазона. Гармония темы обычно не слишком подвижна и детализирована, хотя и включает подчас приметные гармонические обороты, проясняющие рельеф формы. Мелодия нередко под­черкнуто проста, но не исключается и фигуративная выработанность инструментального характера.

Форма темы чаще всего простая двухчастная — безрепризная или репризная, а также простая трехчастная (Моцарт. Вариации «Ah! Vous dirai-je, Маdаme», C-dur KV 265), значительно реже — период (Рахманинов. Вариации на тему Корелли), большое предложение (Бетховен. 32 вариации); в случаях старинной темы возможна форма бар (Брамс. Соната № 1 op. 1, II ч., где тема — старонемецкая «Minnelied»). Вполне обычно повторение частей формы, иногда — уже в пределах темы — варьированное (Гайдн. Симфония №55 «Школьный учитель» Es-dur, II ч.). Краткие темы, подобные четырехтакту в Колыбельной Шопена, в фигурационных вариациях редкое исключение.

Метод фигурационного варьирования. В фигурационных вариациях преобразуется сама тема (а не ее окружение, как в вариациях на выдержанную мелодию), то есть осуществляется прямое (а не косвенное) варьирование.

Само наименование метода варьирования — фигурационный — указывает на применение типовых фигур — арпеджированных, трелевидных, гаммообразных и др. Благодаря общеупотребительным рисункам в фигурации характер экспрессии в вариациях этого вида скорее обобщенный, чем индивидуально-неповторимый (как это обычно бывает в характерных вариациях). Фигурационное варьирование по своей природе инструмен­тально (то есть ориентировано на технические возможности того или иного инструмента), и в случаях песенной (и шире — вокальной) темы она как бы погружается в стихию инструментализма, раскрывая благодаря тому неведомые прежде черты. Типичное при фигурационном варьировании сохранение избранной фигуры на про­тяжении всей вариации напоминает идею орнамента, в котором повторяется изначально заданный рисунок; поэтому вариации этого вида называют также орнаментальными.

Техника фигурационного варьирования в основном сводится к следующему.

От мелодии темы сохраняются главнейшие опорные точки (тогда как мелодические детали снимаются), и они обрабатываются посредством мелодического и гармонического фигурирования.

Мелодическая фигурация возникает в результате приложения к опорным точкам разного рода неаккордовых звуков: вспомогательных, которые в случае обильного применения могут «размывать» опорный звук трелью; проходящих, гаммообразно заполняющих пространство между опорными точками; задержаний, вынуждающих запаздывать ожидаемые звуки темы.

Гармоническая фигурация есть следствие движения по звукам аккорда, в частности, арпеджированного. Опорные точки мелодии при этом оказываются либо основанием арпеджио, либо появляются на его вер­шинах, либо скрываются внутрь фигуры. В результате фигурации сохранившиеся звуки темы могут менять свое метрическое положение, смещаясь на иные доли такта. Разумеется, это затрудняет их восприятие, особенно в случаях неравномерного смещения, когда утрачивается первоначальные ритмические пропорции. Помимо того звуки темы могут менять свое регистровое положение, попадая в другую октаву или даже в разные октавы. В процессе фигурирования мелодия темы постепенно затуманивается и даже вовсе исчезает, закрытая новым ор­наментом на старом гармоническом и формальном основании.

Фигурационные вариации строгие и свободные. Фигурационное варьирование больше всего затра­гивает «поверхностный» фактурный слой темы и, конечно, мелодию. На гармонию оно влияет гораздо меньше и если вносит какие-либо коррективы, то чаще всего в направлении большей гармонической детализации. Неиз­менная в своей основе гармония помогает сохранить форму. Вот почему большинство фигурационных вариаций принадлежит к разряду строгих.

Однако существуют и свободные фигурационные вариации, то есть такие, в которых при фигурационном ме­тоде варьирования меняется гармонический план и форма. С искусными образцами такого рода можно позна­комиться в вариациях на тему Корелли Рахманинова. Хотя по определению форма во всех вариациях не отсту­пает от темы (период), внутренние изменения в ней подчас велики. Совершенно непривычный для фигурационных вариаций подход обнаруживается в 5-й вариации: сохранив общее число мотивов, композитор варьирует их протяженность (3/4 2/4 3/4 2/4 3/4 2/4 2/4 3/4); в результате подхлестываемая непредсказуемыми акцентами форма наполняется неведомой ей прежде метрической динамикой. В 10-й вариации варьируется структура предложений: двутакты (из которых складывалась тема) здесь превращены в трехтакты, и симметрия темы благодаря этому оказывается нарушенной. В 8-й вариации первое предложение сжимается до семитакта, а в 9-й, напротив, к каждому предложению пристроено дополнение (существенны и гармонические новшества внутри предложений). Эта игра с формой (неизменной, повторим, лишь по названию) протекает на фоне традиционных в своей основе фигурационных преобразований, что позволяет квалифицировать данные вариации как свобод­ные фигурационные.



2018-07-06 1513 Обсуждений (0)
Фигурационные вариации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фигурационные вариации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1513)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)