Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси



2018-07-06 4757 Обсуждений (0)
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси 4.80 из 5.00 5 оценок




ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра ТиМФК и педагогики

История ФК и С

Лекция №5

«ФКиС в России с древнейших времён до второй половины 19 века»

 

План:

1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.

3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).

5. Введение ФВ в учебные заведения.

 

 

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жив­шие на территории европейской части нашей страны, прошли при­сущий всем другим народам путь от первобытного состояния до раз­ложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабов­ладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они за­нимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, борт­ничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.

Говоря о физическом и нравственном характере древних славян, Н.М.Карамзин в «Историй государства российского» писал: «Думая без сомнения, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях, славяне мало пеклися о своей наруж­ности». И далее: «Мать, воспитывая детей, готовила их быть воина­ми и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили ее ближ­них, ибо славяне, подобно другим народам языческим, стыдились забывать обиду». «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, — остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы».

Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общи­ной. Девочек и девушек воспитывали женщины, а мальчиков и юно­шей — мужчины. Каждый славянский мальчик знал, что он должен вырасти воином. Военная подготовка славянина начиналась с двух лет, в четыре года его сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному оружию. В 10 лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать все приемы фехтования. К 12 годам мальчик овладевал основными приемами борьбы — бросковой и ударной техникой. В 12 лет подросток начи­нал овладевать боевым оружием. В 16 лет он проходил посвящение в воина.

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.

Очень популярными у славян были отряды легко вооруженной молодежи, которые умело наступали на врага врассыпную из засад, вооруженные легкими копьями и луками с острыми стрелами. Со­временники высоко оценивали военное искусство, физическую под­готовку славян. Византийский император Маврикий (VI в.) так оценивал воинское умение славян: «Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недоста­ток в пище. Сражаться со своими врагами они любят в местах, по­росших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются внезапными атаками, хитростью, и днем и ночью изоб­ретая много разнообразных способов. Опытны они также и в пере­праве через реки, превосходя в этом всех людей».

В воспитательной системе славян важное место занимали игри­ща, связанные с культовыми обрядами. Они посвящались матери - земле, богу солнца Яриле, богу войны и оружия Перуну. Игрища состояли из плясок, песен, хороводов и разнообразных игр и физи­ческих упражнений, носящих состязательный характер. На игрищах молодежь стремилась показать свое умение в стрельбе из лука, мета­нии камней в цель и на дальность, в разных играх и забавах (город­ки, бабки, «чур» — подобие хоккея, взятие города, кулачный бой «стенка на стенку», медвежьи бои, культовые игры с быком, охот­ничьи игры и др.). В VII в. в жизни восточных славян игрища имели большое воспитательное значение: молодые люди приобретали на них требуемые в труде и военном деле навыки и умения.

В связи с разложением родового общества у древних славян со­здались необходимые предпосылки к возникновению древнерусской государственности. В 862 г., как сообщает летопись «Повести вре­менных лет», и образовалось древнерусское государство, что опреде­лило дальнейшее развитие русской культуры и ее составной части — культуры физической.

Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать само­бытные формы физического воспитания, которые служили ему сред­ством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.

Народные формы физического воспитания играли важную роль в подготовке княжеских дружин. Эти упражнения часто сопровожда­лись состязаниями в силе, ловкости, в воинском умении. В древнерусской литературе («Слово о полку Игореве»), в летописях и были­нах отражены многие подвиги воинов-богатырей. Ипатьевская лето­пись упоминает, что в 962 г. из осажденного печенегами Киева вы­шел русский воин, переплыл Днепр и призвал на помощь дружины князя Святослава, стоявшие на другом берегу. Летопись «Повести временных лет» сообщает, что в 992 г. русский богатырь победил в борьбе печенежского, чем и решил исход сражения в пользу дружи­ны князя Владимира.

Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, вер­ховая езда, стрельба из лука, поднятие и метание камней и мно­гочисленные игры, связанные с трудовой и военной деятельностью. Повсеместное распространение получили кулачные бои — группо­вые (стенка на стенку) и одиночные (один на один). В групповых кулачных боях сходились улица на улицу, слобода на слободу, дерев­ня на деревню с соблюдением возрастного деления участников. Бои устраивались обычно по праздникам — летом на площадках, а зимой на льду замерзших прудов, озер, рек. Во время боя участники долж­ны были придерживаться неписанных, но выработанных народом правил: лежачего не бить, заначку в рукавицу не класть, биться лицом к лицу, грудь с грудью, подножек не ставить и др. Одиночные бои нередко применялись как способ решения спорных вопросов, конф­ликтов. Классический пример такого боя описан М.Ю.Лермонто­вым в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

К другим видам упражнений, распространенным среди нашего народа, относятся плавание, гребля, передвижение на лыжах. На­роды, жившие по берегам водоемов, использовали плавание как сред­ство личной гигиены. Гребля, как способ передвижения по воде, широко применялась в военной и трудовой жизни многих народов России. Так, в войске Степана Разина хорошо была поставлена пред­варительная подготовка гребцов. Об этом пишет С.Злобин в своем историческом романе «Степан Разин». Разинцев «учили грести вес­лами, когда судно идет «снаветру» — на откос и «сподветру» — в кручу волны. В каждом струге разделяли гребцов на загребных, ря­довых и крючных, учили владеть кормовым веслом, травить и вытас­кивать якоря, латать паруса и накидывать свальные крючья, цепля­ясь в бою за края вражеских кораблей». Сам Степан Разин неплохо плавал саженками.

Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен при­меняли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хо­рошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по сво­ей конструкции близкие к совре­менным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземп­ляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сооб­щает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полко­водец М.В.Скопин-Шуйский ус­пешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах

 

Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, вы­ходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспи­тывая и обучая детей, они использовали народные формы физичес­кого воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершен­ствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (раз­влечениях).

К этому времени в военной практике русского войска широкое распространение получило ведение боя сомкнутым строем с исполь­зованием, кроме копья, короткого холодного оружия. В средневе­ковых хрониках этого периода можно встретить высокую оценку ору­жия и снаряжения князей: «Все русы вооружены острыми клинками и булатными мечами, их рыцари всегда носят броню».

Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подго­товленная часть их дружины, как правило, была одета в полирован­ные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохра­няла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — бое­вым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая не­дюжинной физической силой.

Большие физические требования предъявлялись к службе в кня­жеских дружинах, поместном войске (XV в.), стрелецких и «городо­вых» полках (XVI в.). Командовали войсками выходцы из княжес­ких, дворянских и боярских семей. Их заранее готовили к несению воинской службы. Поскольку главным родом войск была конница, то в воспитании много внимания уделялось верховой езде, конному спорту (скачкам), конной охоте. Их обучали также искусству владеть наступательным и оборонительным оружием: копьями, луками, саб­лями, щитами, а с появлением огнестрельного оружия — стрельбе из него. В целях военно-физического воспитания использовались разные потехи. К ним относились медвежья, соколиная и псовая охота, конные ристания, фехтовальные поединки.

В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались поте­хи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акроба­ты, кулачные бойцы, фехтовальщики.



2018-07-06 4757 Обсуждений (0)
Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4757)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)