Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс)
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Кафедра ТиМФК и педагогики История ФК и С Лекция №4 «Физическая культура и спорт в период Нового времени» (XVIII-нач. XX вв.) План: 1. Особенности развития ФК и С в период Нового времени. 2. ФВ в филантропинах (Иоганн Гутс-Мутс, Герхард Фит). 3. Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс). 4. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавии (Пер Линг, Ялмар Линг). 5. Возникновение и развитие военно-гимнастического движения во Франции (Франциско Аморос). 6. Сокольское движение в Чехии (Мирослав Тырш). 7. Возникновение и развитие скаутского движения. 8. Профессиональный и любительский спорт. 9. Возникновение и развитие рабочего спортивного движения 1. Особенности развития ФК и С в период Нового времени
Новым временем в истории называется эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций 17 века до Великой Октябрьской социалистической революции в России. Буржуазные революции XVII-XIX вв. подорвали основы феодального строя и обеспечили победу и утверждение капитализма. Это привело к ускоренному промышленному и культурному развитию стран Европы и Америки. В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физической культуры и спорта. Общество на данном этапе новой истории нуждалось в людях, способных укреплять его военное и политическое господство. Требовались сильные, настойчивые, предприимчивые личности. Чтобы воспитывать таких людей, оно создает ряд новых, передовых для своего времени средств, форм и методов общего, в том числе и физического воспитания.
ФВ в филантропинах (Иоганн Гутс-Мутс, Герхард Фит) Филантроп – человек, занимающийся благотворительной деятельностью. Филантропины – школы нового типа. Первое такое учреждение утверждается в 1774 году в Дессау (Германия) при моральной и материальной помощи герцога из Дессау. Преподавание строилось на основе сочетания умственного и физического воспитания. Филантропины были классно-сословными школами. В них обучались ученики трех категорий: - академисты – сыновья из знатных семей; - педагогисты – выходцы из средних слоев, будущие учителя; - фамулянты – дети простого люда, предназначенные в слуги. В филантропинах дифференцированно использовали гимнастику, т.е. метание, бег, прыжки, лазание, игры, единоборства, упражнения с палками и на «аппаратах» (брусьях, «турнике» - перекладине, шестах и др.). Гимнастику в филантропинах преподавали Герхард Фит и Иоганн Гутс-Мутс. Они внесли значительный вклад в теорию и практику физического воспитания. В своих трудах они теоретически проанализировали и обобщили все то, что было известно в то время о физической культуре. Герхард Ульрих Антон Фит – изложил комплекс мотивированных гигиенических и методических требований к физическим упражнениям, разделив их на «общедоступные», «рыцарские», «сложные», «пассивные» и «активные». Эти упражнения, по Фиту, преследовали цели: сохранить здоровье и увеличить мышечную массу, развивать красивые формы тела, уверенность и точность в конкретных движениях. Большое внимание нужно уделять фехтованию, верховой езде, танцам, плаванию и катанию на коньках. Иоганн Гутс-Мутс - его гимнастика готовит людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным двигательным действиям. Он подразделял гимнастические упражнения на три группы: собственно гимнастические, общественные игры и ручной труд. Упражнения делил на тяжелые и легкие, активные и пассивные. Добивался индивидуального подхода к занимающимся. Поощрял стремление учащихся к соревновательности. Гутс-Мутс способствовал созданию современной гимнастики, в которую в то время входили игры-развлечения, бег на коньках, переноска тяжестей и т.п. Деятельность Гутс-Мутса и Фита была направлена на распространение физической культуры среди широких кругов населения. С этой целью и появилась разработанная ими новая форма физических упражнений – гимнастика, которая по своему общему характеру была гораздо ближе городскому населению, чем рыцарские искусства.
Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс) Гимнастические системы преимущество создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция и др.). Это было обусловлено особенностями их политического и военного развития. Наполеоновские войны начала 19 века, в которых принимали участие многочисленные армии, требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать конкретным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также более четкому выполнению строевых команд. Следует иметь в виду, что понятие «гимнастика» в Новой истории объединило не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений (бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др.). Лишь в середине 19 века наметилось разделение различных видов упражнений на гимнастику, спорт, игры и туризм. Возникшие гимнастические системы имели общую основу, но каждая из них отражала своеобразие тех стран, где они создавались. Различие проявлялось также в применении снарядов, в средствах, способах, организации и формах проведения занятий. Немецкая гимнастическая система. Широкое развитие немецкой гимнастики началось с XIX в. В то время Германия не представляла собой централизованного, единого государства. В силу раздробленности она не могла оказать сопротивления нашествию Наполеона и в начале XIX в. оказалась оккупированной французскими войсками. В Германии началось движение за освобождение страны от иностранного засилия. В 1808 г. было организовано тайное политическое общество «Тугендбунд» («Союз добродетели»), но французские оккупационные власти запретили его деятельность. Начались поиски новых форм и методов в целях объединения сил сопротивления и военно-физической подготовки немцев. В 1810 г. был создан первый кружок любителей гимнастики, положивший начало турнерскому гимнастическому движению. Активная роль в нем принадлежала Фридриху Яну (1778—1852). В 1811 г. он организовал под Берлином гимнастическую площадку (турнплац) с перекладиной, брусьями, конем и другими снарядами. С этого времени турнерское движение начало распространяться все шире, охватывая в основном университетскую молодежь. Среди турнеров проводилась большая идеологическая работа. Свою деятельность среди турнеров Ян направлял на то, чтобы развивать у них немецкий национализм и воспитывать преданность прусскому королю (что, впрочем, противоречило идее объединения Германии, которую он отстаивал в своей книге «Немецкая народность», вышедшей в 1810 г.). После разгрома Наполеона некоторые турнерские организации выступили против феодальной реакции, за воссоединение Германии на буржуазных началах. Это выступление вызвало тревогу у прусского правительства, и турнерские организации в 1819 г. были формально запрещены, что привело к ослаблению их деятельности. Возрождение турнерского движения относится к 40-м гг., когда в Германии экономически окрепла буржуазия и назрела буржуазная революция. Во время буржуазно-демократической революции (1848— 1849) члены ряда турнферейнов (гимнастических союзов) сражались на баррикадах. После подавления буржуазной революции в Германии общественно-политическая деятельность турнерских организаций несколько ослабла. Однако в дальнейшем, в связи с ростом немецкой буржуазии и усилением движения за объединение Германии, движение турнеров вновь приобрело популярность. В 1860—1862 гг. в стране проводились общегерманские праздники турнеров, в которых участвовало до 4500 человек, в 1862 г. все турнферейны были объединены в Общегерманский гимнастический союз (Дойче- турнершафт). Турнеры занимались немецкой гимнастикой, много внимания уделяли туризму и экскурсиям, военно-игровым упражнениям, развитию воли, физической силы и выносливости, а также воспитанию дисциплины. В основу классификации упражнений в немецкой гимнастике была положена внешняя форма движений. Методика проведения занятий, классификация упражнений, а также и оценка с анатомо-физиоло- гической и педагогической точек зрения не имели достаточного научного обоснования. В методике не было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического и врачебного контроля. Крупнейший деятель России в области физического воспитания профессор П.Ф.Лесгафт подвергал немецкую гимнастику резкой критике. Немецкая гимнастика не была приспособлена для распространения в школах. Преодолеть этот недостаток стремился Адольф Шписс (1810—1853). Он разработал схему урока гимнастики в школах и тем самым как бы завершил создание системы немецкого турнера. В 1840 г. в книге «Учение о турнерском искусстве» Шписс изложил свою систему. Она просуществовала в Германии без особых изменений до начала XX столетия.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1582)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |