Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс)



2018-07-06 1582 Обсуждений (0)
Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс) 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Кафедра ТиМФК и педагогики

История ФК и С

Лекция №4

«Физическая культура и спорт в период Нового времени»

(XVIII-нач. XX вв.)

План:

1. Особенности развития ФК и С в период Нового времени.

2. ФВ в филантропинах (Иоганн Гутс-Мутс, Герхард Фит).

3. Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс).

4. Возникновение и развитие гимнастического движения в Скандинавии (Пер Линг, Ялмар Линг).

5. Возникновение и развитие военно-гимнастического движения во Франции (Франциско Аморос).

6. Сокольское движение в Чехии (Мирослав Тырш).

7. Возникновение и развитие скаутского движения.

8. Профессиональный и любительский спорт.

9. Возникновение и развитие рабочего спортивного движения

1. Особенности развития ФК и С в период Нового времени

 

Новым временем в истории называется эпоха развития капитализма от первых буржуазных революций 17 века до Великой Октябрьской социалистической революции в России.

Буржуазные революции XVII-XIX вв. подорвали основы феодального строя и обеспечили победу и утверждение капитализма. Это привело к ускоренному промышленному и культурному развитию стран Европы и Америки. В результате промышленного переворота, успехов, достигнутых в военном деле, культуре, науке и искусстве, прогресс был заметен также в области физической культуры и спорта. Общество на данном этапе новой истории нуждалось в людях, способных укреплять его военное и политическое господство. Требовались сильные, настойчивые, предприимчивые личности. Чтобы воспитывать таких людей, оно создает ряд новых, передовых для своего времени средств, форм и методов общего, в том числе и физического воспитания.

 

ФВ в филантропинах (Иоганн Гутс-Мутс, Герхард Фит)

Филантроп – человек, занимающийся благотворительной деятельностью.

Филантропины – школы нового типа. Первое такое учреждение утверждается в 1774 году в Дессау (Германия) при моральной и материальной помощи герцога из Дессау.

Преподавание строилось на основе сочетания умственного и физического воспитания.

Филантропины были классно-сословными школами. В них обучались ученики трех категорий:

- академисты – сыновья из знатных семей;

- педагогисты – выходцы из средних слоев, будущие учителя;

- фамулянты – дети простого люда, предназначенные в слуги.

В филантропинах дифференцированно использовали гимнастику, т.е. метание, бег, прыжки, лазание, игры, единоборства, упражнения с палками и на «аппаратах» (брусьях, «турнике» - перекладине, шестах и др.).

Гимнастику в филантропинах преподавали Герхард Фит и Иоганн Гутс-Мутс. Они внесли значительный вклад в теорию и практику физического воспитания. В своих трудах они теоретически проанализировали и обобщили все то, что было известно в то время о физической культуре.

Герхард Ульрих Антон Фит – изложил комплекс мотивированных гигиенических и методических требований к физическим упражнениям, разделив их на «общедоступные», «рыцарские», «сложные», «пассивные» и «активные». Эти упражнения, по Фиту, преследовали цели: сохранить здоровье и увеличить мышечную массу, развивать красивые формы тела, уверенность и точность в конкретных движениях.

Большое внимание нужно уделять фехтованию, верховой езде, танцам, плаванию и катанию на коньках.

Иоганн Гутс-Мутс - его гимнастика готовит людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным двигательным действиям. Он подразделял гимнастические упражнения на три группы: собственно гимнастические, общественные игры и ручной труд.

Упражнения делил на тяжелые и легкие, активные и пассивные. Добивался индивидуального подхода к занимающимся. Поощрял стремление учащихся к соревновательности.

Гутс-Мутс способствовал созданию современной гимнастики, в которую в то время входили игры-развлечения, бег на коньках, переноска тяжестей и т.п.

Деятельность Гутс-Мутса и Фита была направлена на распространение физической культуры среди широких кругов населения. С этой целью и появилась разработанная ими новая форма физических упражнений – гимнастика, которая по своему общему характеру была гораздо ближе городскому населению, чем рыцарские искусства.

 

Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс)

Гимнастические системы преимущество создавались в странах континентальной Европы (Германия, Швеция, Франция и др.). Это было обусловлено особенностями их политического и военного развития. Наполеоновские войны начала 19 века, в которых принимали участие многочисленные армии, требовали большого количества физически подготовленных резервов. Занятия гимнастикой давали возможность обучать конкретным навыкам, соответствующим тактике ведения боя того времени, а также более четкому выполнению строевых команд.

Следует иметь в виду, что понятие «гимнастика» в Новой истории объединило не только упражнения на снарядах и без снарядов, но и другие виды упражнений (бег, прыжки, борьбу, катание на лыжах, коньках, приемы защиты и нападения и др.). Лишь в середине 19 века наметилось разделение различных видов упражнений на гимнастику, спорт, игры и туризм.

Возникшие гимнастические системы имели общую основу, но каждая из них отражала своеобразие тех стран, где они создавались. Различие проявлялось также в применении снарядов, в средствах, способах, организации и формах проведения занятий.

Немецкая гимнастическая система. Широкое развитие немецкой гимнастики началось с XIX в. В то время Германия не представляла собой централизованного, единого государства. В силу раздроблен­ности она не могла оказать сопротивления нашествию Наполеона и в начале XIX в. оказалась оккупированной французскими войсками. В Германии началось движение за освобождение страны от иност­ранного засилия. В 1808 г. было организовано тайное политическое общество «Тугендбунд» («Союз добродетели»), но французские ок­купационные власти запретили его деятельность. Начались поиски новых форм и методов в целях объединения сил сопротивления и военно-физической подготовки немцев.

В 1810 г. был создан первый кружок любителей гимнастики, положивший начало турнерскому гимнастическому движению. Ак­тивная роль в нем принадлежала Фридриху Яну (1778—1852). В 1811 г. он организовал под Берлином гимнастическую площадку (турнплац) с перекладиной, брусьями, конем и другими снарядами. С этого времени турнерское движение начало распространяться все шире, охватывая в основном университетскую молодежь. Среди турнеров проводилась большая идеологическая работа. Свою деятельность среди турнеров Ян направлял на то, чтобы развивать у них немецкий наци­онализм и воспитывать преданность прусскому королю (что, впро­чем, противоречило идее объединения Германии, которую он отста­ивал в своей книге «Немецкая народность», вышедшей в 1810 г.).

После разгрома Наполеона некоторые турнерские организации выступили против феодальной реакции, за воссоединение Германии на буржуазных началах. Это выступление вызвало тревогу у прусско­го правительства, и турнерские организации в 1819 г. были фор­мально запрещены, что привело к ослаблению их деятельности.

Возрождение турнерского движения относится к 40-м гг., когда в Германии экономически окрепла буржуазия и назрела буржуазная революция. Во время буржуазно-демократической революции (1848— 1849) члены ряда турнферейнов (гимнастических союзов) сражались на баррикадах. После подавления буржуазной революции в Герма­нии общественно-политическая деятельность турнерских организа­ций несколько ослабла. Однако в дальнейшем, в связи с ростом немецкой буржуазии и усилением движения за объединение Герма­нии, движение турнеров вновь приобрело популярность. В 1860—1862 гг. в стране проводились общегерманские праздники турнеров, в которых участвовало до 4500 человек, в 1862 г. все турнферейны были объединены в Общегерманский гимнастический союз (Дойче- турнершафт). Турнеры занимались немецкой гимнастикой, много внимания уделяли туризму и экскурсиям, военно-игровым упражне­ниям, развитию воли, физической силы и выносливости, а также воспитанию дисциплины.

В основу классификации упражнений в немецкой гимнастике была положена внешняя форма движений. Методика проведения занятий, классификация упражнений, а также и оценка с анатомо-физиоло- гической и педагогической точек зрения не имели достаточного на­учного обоснования. В методике не было разработок, связанных с вопросами физической нагрузки и дозировки, педагогического и врачебного контроля. Крупнейший деятель России в области физи­ческого воспитания профессор П.Ф.Лесгафт подвергал немецкую гимнастику резкой критике.

Немецкая гимнастика не была приспособлена для распростране­ния в школах. Преодолеть этот недостаток стремился Адольф Шписс (1810—1853). Он разработал схему урока гимнастики в школах и тем самым как бы завершил создание системы немецкого турнера. В 1840 г. в книге «Учение о турнерском искусстве» Шписс изложил свою систему. Она просуществовала в Германии без особых измене­ний до начала XX столетия.

 



2018-07-06 1582 Обсуждений (0)
Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение и развитие турнерского движения в Германии (Фридрих Ян, Адольф Шписс)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1582)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)