Афинская система физического воспитания
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Кафедра ТиМФК и педагогики Лекция по Истории ФК и С Лекция № 2 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ДРЕВНЕМ МИРЕ» План: 1. ФК в Древней Греции. Спартанская и афинская системы ФВ. 2. Методы применения гимнастических упражнений (античная гимнастика и агонистика). 3. Олимпийские игры в Древней Греции. 4. Зарождение педагогической и научной теории ФВ в Древнем мире (Платон, Аристотель, Сократ, Гиппокра 1. Физическая культура в Древней Греции Древнегреческая физическая культура и спорт стали складываться в условиях распада родового строя и образования рабовладельческого общества в крито-микенский (III—II тысячелетия до нашей эры) и гомеровский (XII—IX вв. до н.э.) периоды. Однако своего наивысшего развития физическая культура достигла в VIII—IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции. Разделение труда между промышленностью и земледелием и рост торговли привели к изменениям в общественных отношениях и культурной жизни Греции. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины, в которых возникли два различных подхода к решению задач физического воспитания. Подчеркивая эту особенность, Ф.Энгельс в работе «Армия» пишет: «Если общее физическое воспитание афинян развивало ловкость наравне с физической силой, то спартанцы направляли свое внимание преимущественно на развитие силы, стойкости и выносливости воинов». Спартанская система физического воспитания Лаконика с главным городом Спартой образовалась в IX в. до н.э. Спарта имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. Здесь жили около 9 тысяч семей рабовладельцев (спартиатов), 30 тысяч ремесленников, торговцев и землевладельцев, 200 тысяч рабов (илотов). Спартиаты как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему воспитания. До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже в этом возрасте детей приучали не бояться темноты, не плакать, не быть разборчивыми в пище, хорошо закаляли. С 7 до 18 лет молодые спартиаты находились в государственных воспитательных учреждениях, в которых занимались в основном физическими упражнениями. Их закаляли, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании копья и диска, в беге и борьбе, прыжках, а также военные игры, охота на диких зверей. На умственное воспитание обращалось мало внимания. Много времени отводилось пению хоровых песен, музыке, танцам. Руководители (педономы) юных спартиатов, назначаемые государством, особое внимание уделяли воспитанию мужества и находчивости, боевого, воинственного характера, презрения к рабам. В этих целях организовывались ночные облавы на рабов, называемые криптиями, во время которых спартиаты убивали илотов, казавшихся им подозрительными. Юноши 18—20 лет зачислялись в отряды эфебов, где продолжали физическую и военную подготовку. Затем их определяли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до старости. В Спарте большое внимание обращалось на физическое воспитание девушек. По сообщению древних писателей Ксенофонта, Павсания и Плутарха, девушки должны были для укрепления тела бегать, бороться, метать диск, копье, чтобы их будущие дети рождались и росли здоровыми. Им запрещалось вести изнеженный образ жизни. Нередко вооруженные спартанские женщины несли охрану и держали рабов в повиновении. Спартанская государственная воспитательная система и военная организация спартиатов создали одну из сильнейших армий в Греции, которая долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих Олимпийских, Пифийских и других играх и часто выходили победителями. Афинская система физического воспитания По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике, с центром в Афинах. В V—IV вв. до н.э. Афины представляли собой типичную рабовладельческую республику с резко выраженным классовым расслоением общества. Бурное развитие ремесел и торговли, культуры и науки сделали Афины центром всей греческой жизни. Каждый рабовладелец имел право и возможность активно заниматься общественной деятельностью. Воспитательная и образовательная система в этом обществе распространялась на полноправных состоятельных афинских граждан. Эта система не ограничивалась только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давала разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. К этому они стремились. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин. В Афинах дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. Много внимания в этом возрасте уделялось играм. Затем мальчиков отправляли в школу, а девочек продолжали воспитывать дома. С 7 до 16 лет юноши посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической и гимнастической школах. Гимнастическую школу, называемую палестрой (от слова «пале» — борьба), подростки начинали посещать с 12—14 лет. Начиная с 14 лет занятия в мусической школе отступали на второй план и на первое место выдвигалась школа гимнастическая. В возрасте 16 лет юноши обеспеченных родителей после окончания занятий в мусической и гимнастической школах поступали в гимнасий. В Афинах насчитывалось три гимнасия, содержащихся за государственный счет: Академия, Ликей и Киносарг. В гимнасии наряду с занятиями физическими упражнениями молодые люди изучали политику, философию, литературу. С 18 лет молодых афинян определяли в государственную военную организацию — эфебию. В отрядах эфебов они в течение двух лет несли военную службу. На первом году эфебы занимались гимнастикой и изучали военное дело. На втором году они, вооружившись щитом и копьем, охраняли границы страны.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2485)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |