Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конкретные социальных функции искусства.



2018-07-06 302 Обсуждений (0)
Конкретные социальных функции искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок




Признаётся познавательная функция искусства: искусство как средство познания, обогащающее общество знанием о мире. «Поэзия серьёзнее и философичнее даже истории» (Аристотель).

Отличие от науки тут мыслится в способе познания. Белинский: «Наука доказывает, искусство показывает, а говорят они о одном и том же». Ка раз на этом основании Гегель считает: «По мере прогресса науки человечество перестанет нуждаться в искусстве». И.В. в этом с ним согласен, поскольку искусство уступает по глубине логического изыскания. Гегель предчувствовал, что капитализм – не лучшее время для творчества; но слишком категорически высказал. «Искусство есть познание и как область познания соответствует ранним этапам человечества». Считал, что искусство перестанет доминировать уже в 19 веке.

И.В.: Гегель, Адорно и т.д. не правы. Главная социальная функция искусства – это воспитательная. Это функция преобразования внутреннего духовного мира человека. Оно не только может транслировать ту или иную идеологию, но и оно (и в этом его специфичность) и оказывает воздействие на эмоциональное мироотношение людей, заражая их тем или иным эмоциональным отношением к чему-либо. Но также искусство может воздействовать на сердцевину личности – на систему мотивов её деятельности. Современная психология: мотивы деятельности формируются в процессе деятельности. В искусстве мы виртуально живём (сопереживаем героям и т.д.), и из-за этого искусство воздействует на нас. Это хорошо действует, когда ребёнок мал.

Аристотель – две стороны искусства: этическая и энтузиастическая оргиастического действия. Когда последняя заменяет первую и начинает доминировать, происходит деградация культуры, личности, общества (дебилизация).

Познавательная, , развлекательная и компенсаторная – функции искусства.

Ещё одна эстетическая сверхфункция художественного творчества. В процессе творчества художник формирует предельно обобщённый эстетический идеал действительности и воплощает его в структуре создаваемого произведения, которое в результате становится прекрасной моделью прекрасного мира (в понимании данного художника и той культуры, к которой он принадлежит).

«Новое – это хорошо забытое старое» - от пифагорейцев. Результат воплощения идеала в космосе. Меняется социальная обусловленность – и меняется прекрасное (?).

Эстетический идеал – это образ прекрасного, который в своей структуре (строении) представляет собой единства мотива блага и эстетического эталона формы. Искусство выходит на предельно обобщающий уровень представления о благе и красоте действительности, в результате чего каждое произведение и есть прекрасная модель прекрасного мироздании (в понимании данного художника и культуры).

…Огромный мир в зерне песка… (четверостишие Блейка)

 

След. раз – утитализм и формалищзм

 

 

10.03.2018

 

Эстетическая сверхфункция искусства (продолжение)

Состоит в том, что в процессе творчества художник вырабатывает предельно обобщённый эстетический идеал действительности и воплощает его в структуре произведение искусства, в результате чего оно есть прекрасная модель.

Эстетический идеал – представление о благе и красоте в мире. В единстве это образ прекрасного мира. Речь идёт о наиболее обобщённом представлении о благе и красоте мира. \\-- Если произведение искусства представить как единство красоты и формы, то предельно обобщённое … воплощается в содержании создаваемых произведений. Путём воплощения тех действий и героев, которые олицетворяют действия …. – через образы добра Одновременно оно реализуется и через образы зла, так как через него автор передаёт своё представление о благе. --\\ А эталон красоты мироздания воплощается в форме создаваемых произведений, в результате чего всякая форма (если она удачная) обладает качеством красоты. Результат: прекрасное произведение как модель прекрасного мироздания.

Но этот процесс воплощения эстетического идеала в структуре произведения носит внутри себя противоречивый характер. Наибольшее противоречие достигается в тех произведениях, в содержании которых воплощена нравственно-политическая или религиозная трагедия героя. В результате зритель, воспринимая такие произведения, сопереживает, соучаствует, сострадает герою и одновременно наслаждается красотой создаваемой формы. Возникает биение противоположных эмоций.

Выготский (психолог) считал, что именно это соединение противоположный эмоций (сострадания и наслаждения) и является причиной особого переживания трагедии в искусстве, что называется катарсис. Поэтому кардинально различается восприятие трагедии в жизни и в искусстве, в жизни оно не смикшировано красотой. Миф о тиране полиса, которому скульптор сделал подарок в виде полой металлической скульптуры быка, в котором заживо сжигался раб, а его крики преобразовывались специальным устройством в прекрасную мелодию (И.В.). По форме оно не связано с этими проблемами и воплощает эталон красоты: форма служит для передачи и одновременно не служит.«Искусство и полезно, и бесполезно вместе» - поэт Брюсов. Двойственность природы искусства, которая разрывается в таких тенденциях, как утилитаризм и формализм художественного творчества.

Утилитаризм игнорирует эстетическую функцию формы, вообще эстетическую грань творчества художника, стремясь полностью подчинить искусство решению конкретных жизненных проблем человека: нравственных, политических или утилитарных. В результате такого утилитарного подхода (ради пользы) его произведения теряюсь качество красоты, а его содержание теряет качество художественности, и такого рода произведения превращаются в образную иллюстрацию тех или иных политических, религиозных или нравственных идей. Это особенно характерно для искусства в рамках тоталитарных режимов – тех, которые подчиняет своим задачам все формы деятельности человека, в том числе искусство.

Любопытно, что аналогичное отношение к творчеству характерно и для концептуализма, который развивается в рамках буржуазной демократии. Для такого рода творчества важно манифестировать идею. Способ воплощения идеи не важен, а всё подчиняется определённым целям.

Олег Кулик (человек-собака до гола у художественной галереи), Павленский (поджёг двери ФСБ). Концептуализм выходит за рамки искусства и становится формой воплощения не художественного, а обыденного, политического сознания.

Крайности формализма также разрушают искусство – когда не важно что, а важно как. (Дизайн – формальные признаки искусства, не содержание.) Квадраты Малевича – предельная выжимка из урбанистической конструктивистской красоты (И.В.). Супрематизм Малевича.

ЭСИ – внутренне противоречивое единство.

 



2018-07-06 302 Обсуждений (0)
Конкретные социальных функции искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конкретные социальных функции искусства.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)