Художественный образ и процесс его коммуникации
1. Предмет искусства. 2. Художественный образ. 3. Внутренне оформленное содержание произволения искусства. 4. Коммуникативная функция внешней формы произведения искусства.
Предмет искусства «Вопрос об истоках художественного творения» (Хайдеггер). Предмет искусства – это не вещь, а та или иная реальность, которая служит истоком художественного творчества. Понимание этой реальности напрямую зависит от философской позиции эстетика. В большинстве случаев эстетика развивается в рамках объективно-идеалистической традиции – т.е., в рамках философской концепции двоемирия, которую сформулировал ещё Платон (эйдосы в первосущности). В этом свете цель искусства – познание того метафизического бытия. Некое божественное откровение, нисхождение мудрости, энергии от божественного первоистока. Дионисий Ареопагит: световая природа, которую порождает божественное первоединое. Бычков (учебник по эстетике): искусство есть реальный символ сверхреального духовного первоначала, некоего «метафизического бытия». Гегель: задача искусства – постижение идеи (духовной субстанции, которая лежит в основе мира). Лосев: музыка как искусство (та или иная грань чистой музыки бытия) или музыка чистого бытия (поток эйдосов). Субъективная художественная интерпретация художественного творения – для западаний культуры 20 века, отошедшей от религии. Внутренний автономный мир художника – источник искусства. До этого он – медиум, в субъективной традиции он независим. Феноменологическая традиция: субъективизм и агностицизм (вынесение за скобки реального мира, так как он принципиально непознаваем; познаваемо только человеческое сознание: экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм). Марк Хайдеггер (напоминает даосизм): наша реальная деятельность («тутбытие») проявляет собственно бытие как некую первооснову миру, которая непознаваема, и лишь искусство обладает даром «запечатления» этой первоосновы мира. Материалистическая версия. Понимание предмета искусства. Менее развита. Отчасти родоначальником традиции может служить Аристотель, который уничтожил платоновский мир эйдосов за ненадобностью. Очень близок к материализму. Затем перерыв традиций – христианство. Возрождается у французских просветителей и русских революционеров-демократов середины 19 века в работах критиков и теоретиков искусства Белинского и Чернышевского. Они всячески сближали искусство и науку. Главное предназначение искусства – это познание мира. Причём предмет познания у искусства тот же, что и у науки – объективное свойство реальности. Пересечение с русским реализмом середины 19 века. Белинский: «Наука доказывает, искусство показывает, а говорят они об одном и том же». Традицию материалистического понимания искусства продолжили марксисты и И.В. Авторы советского периода (Еремеев, Коган и др.), в отличие от Чернышевского и Белинского, считали, что искусство не ограничивается познанием, оно всегда выносит свою оценку миру, и поэтому предметом искусства следует считать как объективные, так и ценностные свойства бытия. А ценность в их понимании – это мера соответствия явлений мира идеалам и потребностям человека. С их точки зрения искусство осмысливает объективные и ценностные свойства реальности – постигает взаимосвязь мира и человека. Учёный прилагает усилия, чтобы его мир не оказал влияние на результат научного изыскания, а искусство всегда рассматривает значения предмета для человека. Искусство постигает не только социально-интегральные, но и эстетические ценности мира (несёт зло или нет и прекрасен ли он) (И.В. принадлежит).
Результатом отражения понимания предмета искусства выступает художественных образ.
Художественный образ есть результат отражения предмета искусства, а предмет искусства представляет собой единство объективных и ценностных свойств реальности. Поэтому результатом отражения действительности в искусстве выступает художественный образ как единство предметно-событийного и оценочного содержания.
Предметно-событийный слой … есть отражений объективных свойств реальности, и в этом аспекте художественный образ действительности близок и аналогичен научному. Отличие в том, что искусство отражает объективные свойства реальности в чувственной форме: образы событий или явлений мира. Оценочный слой художественного образа есть результат отражения ценностных свойств познанных явлений мира. Сами оценки мира, которые выносит художник, могут носить и рационально-идейный, и эмоциональный характер. В различных видах и жанрах искусства соотношение этих граней художественного содержания различается. В эпических жанрах (исторический роман, детектив) и реализме (реалистический роман «Война и мир») очень богато развито предметно-событийное содержание (картина Сурикова «Казнь стрельцов», «Боярыня Морозова»). Если взять лирику и музыку (романтизм или экспрессионизм), то очевидно, что в этих жанрах доминирует оценочное и особенно именно эмоционально-оценочное содержание. Но степень художественности, независимо от жанра или направления, зависит от развитости, богатства, социальной типичности и индивидуального своеобразия именно эмоционально-оценочного содержания. Даже в детективе, сериале. Поэтому в живописи существует абстрактный экспрессионизм.В музыке может отсутствовать образная конкретизация событий, но эмоциональная сторона есть всегда (если это нормальное произведение). Художественность зависит от органичности связи образов мира и оценочного отношения к ним. Жанр басен как раз демонстрирует отличие художественного (основная часть) и нехудожественного (мораль). Из этой взаимосвязи суждений следует художественная условность в отображении мира, когда в результате искусство выступает и как отражение, и как преображение мира. Чем более интенсивно выражено оценочное отношение к миру, тем в большей степени художественный образ преобразует реальные черты (особенно заметно в живописи рубежа 19-20 веков: Ван Гог «Ночная прогулка Варля», абстрактный экспрессионизм Малевича; Пикассо; в поэзии метафоры, гиперболы).Гёте: «Если художник ставит своей целью точно изобразить пуделя, пусть не старается, лучше него это сделает другой пудель».
17.03.2018 (пропуск)
Вопросы на семинар: 1. Социальные истоки искусства. 2. Эстетическая сверхфункция искусства. Утилитаризм и формализм в художественном обществе (+ статья Плеханова «Искусство и общественная жизнь»). 3. Предмет искусства. 4. Художественный образ. 5. Внутренне оформленное содержание произведения. 6. Коммуникативная функция внешних форм.
Художественная коммуникация носит инвариантно-вариативный характер: смысловое ядро, задуманное автором, адекватно передаётся слушателю, несмотря на все множества вариантов тех смыслов, которые несёт это произведение.
07.04.2018 (пропуск 15 минут) ВЗЯТЬ!!!
(темы, которые будем проходить:) Статья «…» Музыкальное исполнительство как вид художественного творчества.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |