Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художественный образ и процесс его коммуникации



2018-07-06 414 Обсуждений (0)
Художественный образ и процесс его коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Предмет искусства.

2. Художественный образ.

3. Внутренне оформленное содержание произволения искусства.

4. Коммуникативная функция внешней формы произведения искусства.

 

Предмет искусства

«Вопрос об истоках художественного творения» (Хайдеггер). Предмет искусства – это не вещь, а та или иная реальность, которая служит истоком художественного творчества. Понимание этой реальности напрямую зависит от философской позиции эстетика.

В большинстве случаев эстетика развивается в рамках объективно-идеалистической традиции – т.е., в рамках философской концепции двоемирия, которую сформулировал ещё Платон (эйдосы в первосущности). В этом свете цель искусства – познание того метафизического бытия. Некое божественное откровение, нисхождение мудрости, энергии от божественного первоистока. Дионисий Ареопагит: световая природа, которую порождает божественное первоединое. Бычков (учебник по эстетике): искусство есть реальный символ сверхреального духовного первоначала, некоего «метафизического бытия». Гегель: задача искусства – постижение идеи (духовной субстанции, которая лежит в основе мира). Лосев: музыка как искусство (та или иная грань чистой музыки бытия) или музыка чистого бытия (поток эйдосов).

Субъективная художественная интерпретация художественного творения – для западаний культуры 20 века, отошедшей от религии. Внутренний автономный мир художника – источник искусства. До этого он – медиум, в субъективной традиции он независим. Феноменологическая традиция: субъективизм и агностицизм (вынесение за скобки реального мира, так как он принципиально непознаваем; познаваемо только человеческое сознание: экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм).

Марк Хайдеггер (напоминает даосизм): наша реальная деятельность («тутбытие») проявляет собственно бытие как некую первооснову миру, которая непознаваема, и лишь искусство обладает даром «запечатления» этой первоосновы мира.

Материалистическая версия.

Понимание предмета искусства. Менее развита. Отчасти родоначальником традиции может служить Аристотель, который уничтожил платоновский мир эйдосов за ненадобностью. Очень близок к материализму.

Затем перерыв традиций – христианство. Возрождается у французских просветителей и русских революционеров-демократов середины 19 века в работах критиков и теоретиков искусства Белинского и Чернышевского. Они всячески сближали искусство и науку. Главное предназначение искусства – это познание мира. Причём предмет познания у искусства тот же, что и у науки – объективное свойство реальности. Пересечение с русским реализмом середины 19 века. Белинский: «Наука доказывает, искусство показывает, а говорят они об одном и том же».

Традицию материалистического понимания искусства продолжили марксисты и И.В. Авторы советского периода (Еремеев, Коган и др.), в отличие от Чернышевского и Белинского, считали, что искусство не ограничивается познанием, оно всегда выносит свою оценку миру, и поэтому предметом искусства следует считать как объективные, так и ценностные свойства бытия. А ценность в их понимании – это мера соответствия явлений мира идеалам и потребностям человека. С их точки зрения искусство осмысливает объективные и ценностные свойства реальности – постигает взаимосвязь мира и человека. Учёный прилагает усилия, чтобы его мир не оказал влияние на результат научного изыскания, а искусство всегда рассматривает значения предмета для человека. Искусство постигает не только социально-интегральные, но и эстетические ценности мира (несёт зло или нет и прекрасен ли он) (И.В. принадлежит).

 

Результатом отражения понимания предмета искусства выступает художественных образ.

 


 

Художественный образ есть результат отражения предмета искусства, а предмет искусства представляет собой единство объективных и ценностных свойств реальности.

Поэтому результатом отражения действительности в искусстве выступает художественный образ как единство предметно-событийного и оценочного содержания.

Художественный образ: · Предметно-событийное содержание · Оценочное содержание

Предмет искусства: · Объективные св-ва реальности · Ценностные св-ва реальности

 

 

 

 

 


Предметно-событийный слой … есть отражений объективных свойств реальности, и в этом аспекте художественный образ действительности близок и аналогичен научному. Отличие в том, что искусство отражает объективные свойства реальности в чувственной форме: образы событий или явлений мира.

Оценочный слой художественного образа есть результат отражения ценностных свойств познанных явлений мира. Сами оценки мира, которые выносит художник, могут носить и рационально-идейный, и эмоциональный характер.

В различных видах и жанрах искусства соотношение этих граней художественного содержания различается. В эпических жанрах (исторический роман, детектив) и реализме (реалистический роман «Война и мир») очень богато развито предметно-событийное содержание (картина Сурикова «Казнь стрельцов», «Боярыня Морозова»). Если взять лирику и музыку (романтизм или экспрессионизм), то очевидно, что в этих жанрах доминирует оценочное и особенно именно эмоционально-оценочное содержание. Но степень художественности, независимо от жанра или направления, зависит от развитости, богатства, социальной типичности и индивидуального своеобразия именно эмоционально-оценочного содержания. Даже в детективе, сериале. Поэтому в живописи существует абстрактный экспрессионизм.В музыке может отсутствовать образная конкретизация событий, но эмоциональная сторона есть всегда (если это нормальное произведение).

Художественность зависит от органичности связи образов мира и оценочного отношения к ним. Жанр басен как раз демонстрирует отличие художественного (основная часть) и нехудожественного (мораль). Из этой взаимосвязи суждений следует художественная условность в отображении мира, когда в результате искусство выступает и как отражение, и как преображение мира. Чем более интенсивно выражено оценочное отношение к миру, тем в большей степени художественный образ преобразует реальные черты (особенно заметно в живописи рубежа 19-20 веков: Ван Гог «Ночная прогулка Варля», абстрактный экспрессионизм Малевича; Пикассо; в поэзии метафоры, гиперболы).Гёте: «Если художник ставит своей целью точно изобразить пуделя, пусть не старается, лучше него это сделает другой пудель».

 

 

17.03.2018

(пропуск)

 

Вопросы на семинар:

1. Социальные истоки искусства.

2. Эстетическая сверхфункция искусства. Утилитаризм и формализм в художественном обществе (+ статья Плеханова «Искусство и общественная жизнь»).

3. Предмет искусства.

4. Художественный образ.

5. Внутренне оформленное содержание произведения.

6. Коммуникативная функция внешних форм.

 

Художественная коммуникация носит инвариантно-вариативный характер: смысловое ядро, задуманное автором, адекватно передаётся слушателю, несмотря на все множества вариантов тех смыслов, которые несёт это произведение.

 

 

07.04.2018

(пропуск 15 минут) ВЗЯТЬ!!!

 

(темы, которые будем проходить:)

Статья «…»

Музыкальное исполнительство как вид художественного творчества.



2018-07-06 414 Обсуждений (0)
Художественный образ и процесс его коммуникации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художественный образ и процесс его коммуникации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)