Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отечественное искусство советского и постсоветского периода



2018-07-06 429 Обсуждений (0)
Отечественное искусство советского и постсоветского периода 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Социальная типология советского искусства.

2. Социодинамика советского искусства.

3. Художественная культура постсоветского периода.

Под советским искусство И.В. имеет в виду искусство, создаваемое в СССР. Внутри было и антисоветское искусство.

Это искусство было весьма неоднородно, и с некоторой долей условности внутри этого советского искусства условно можно выделить три основных течения, каждое из которых осмысливало советскую действительность, исходя из различных социально-эстетических идеалов. Первое из этих течений является результатом творчества тех художников, которые принципиально не принимали ни советскую послереволюционную действительность, ни сами социалистические идеалы. Часть такого рода художников эмигрировали, но часть продолжала жить и творить в рамках советского общества и советской действительности. Внутри антисоциалистических творцов можно различать две группы художников (в широком смысле):

1. Ориентированные на буржуазно-демократические идеалы (Булгаков, Замятин).

2. Ориентированные на традиционные религиозно-нравственные ценности (Солженицын, поздний Андрей Тарковский).

Но для тех и для других советская реальность была не приемлема. Доминирующий характер образности доя этих художников – трагедия и фарс. Советская действительность как трагедия и как фарс (Солженицын «Один день Ивана Денисовича» про заключённого сталинского ГУЛАГа; Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Принципиально отличалось и господствовало в советской культуре искусство, которое создавали художники – исходящее из идеалов идеализма казарменного толка. Граф Бобёф сформулировал, а анализ этого социализма дал Кард Маркс в работе «Экономические и философские рукописи» 1944 года. Определяющая черта идеала казарменного социализма – это социальная уравнительность, причём во всём. Маркс: «В сфере материального положения этот идеал стремится уничтожить всё то, чем в рамках частной собственности не могут обладать все».

В этом ключе большинство художников осмысливало советскую действительность.

Чем менее развитая страна пытается построить социалистическое общество, тем больше проявляются черты уравнительства. В Камбоджи попытались построить его, исходя из племенного строя (под руководством Пол Пода, под чьим руководством была уничтожена треть городского интеллигентного населения, чтобы подвести всех под стандарт).

Поскольку реальность советского общества была близка к идеалу социализма, то и доминирующая образность такого искусства носила гимнический период – искусство воспевало действительность. Поскольку казарменно-уравнительный идеал социализма соответствовал интересов господствующей в обществе социальной группе (партийно-государственной бюрократии), такое гимническое искусство, воспевающее советскую власть, было господствующим на всём протяжении советского периода.

Но было и третье течение (1 – антисоциалистическое, 2 – казарменно-социалистического толка), которое связано с творчеством тех художников, которые приняли октябрьскую революцию, но которые надеялись на то, что социализм будет гуманным и демократическим обществом. Идеал такого социализма в своё время сформулировали Маркс и Энгельс в работе «Коммунистический манифест». С их точки зрения социализм должен предполагать прежде всего благо личности, которое есть не средство, а цель этого общества. «Цель – свободное развитие каждого как условие свободного развития всех». Причём в противовес аскетизму казарменного идеала Маркс и Энгельс считали, что «нельзя освободить людей, пока они не буду в состоянии полностью, в качественном и количественном отношении, обеспечить себе жильё и одежду». Маркс: «Цель – богатый человек и богатая потребность (когда его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, нужда)».

Этот взгляд резко расходился с реальностью советского общества. Эти художники приняли революцию, но ожидали другого. Они оказываются в оппозиции с властью, и их творчество приобретает трагический или траги-фарсовый характер. В 20-30-е годы – творчество Андрея Платонова. Музыка – Шостакович (30-е и позднее, до смерти). Александр Глоб в поэме «12» уже зафиксировал. Это драма рождающего мира. И поздний период (60-70-е) в творчестве Юрия Трифонова («Дом на набережной», «Обмен», «Долгое прощание») ощущение драмы столкновения идеалов социализма и реальности социалистического общества. К этому же типу принадлежит творчество Шукшина, поэтическое творчество Евтушенко, остальные, кото позднее назвали «шестидесятниками» - которые были связаны с социализмом, но ожидали, что он мог быть идеальным обществом.

Социальная типология советского искусства – три течения:

1. Принципиально не принимавшее революцию и постреволюционную действительность и продолжающее традиционно-религиозную.

2. Исходило из социализма как уравнительно-казарменного общества. Господствующее в культуре. Образность доминирующая – гимн советскому обществу.

3. Демократический гуманной социализм.

 



2018-07-06 429 Обсуждений (0)
Отечественное искусство советского и постсоветского периода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отечественное искусство советского и постсоветского периода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)