Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация «огоньков»



2018-07-06 1348 Обсуждений (0)
Классификация «огоньков» 0.00 из 5.00 0 оценок




  1. организационный период:

- «огонек» знакомства

- «огонек» знакомства с законами и традициями лагеря

- «огонек» анализа первых дней смены

2. основной период

- «огонек» анализа дня

- «огонек» анализа дела

- конфликтный «огонек» или «огонек» - откровенный разговор

- тематический «огонек»

3. итоговый период

- «огонек» подведения итогов смены

- «огонек» прощания

«Огонек» в организационный период

Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности.

В первые дни «огоньки» могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на «огонек» собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Несмотря на продолжительность «огонька», основное содержание – рефлексия дня — не должно длиться более 15-25 мин. Вожатый рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то воспоминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хорошие «тихие» песни, то гитара и право «запева» передаются по кругу. У вожатого, конечно, должно быть очень много «заготовок» для вечернего «огонька». Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструкции, а «сюжеты» «огонька» варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное — это «разбудить» у детей потребность в непринужденном общении.

Предлагается уже с первых дней «вводить» основные правила проведения «огонька»:

1. Если хочешь сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.

2. Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.

3. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.

5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступать на «огоньке» или запретить кому-то говорить.

6. На «огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

7. Береги время, дай возможность высказаться другому.

8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С первых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослого, другого коллектива), а говорить о том, что с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкретно предлагают.

Еще одна педагогическая ошибка — длинная речь вожатого в анализе дня, в которой он поучает всех остальных.

Первые «огоньки» могут различаться по форме организации.

Пример: «Огонек» «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании начального уровня общения в отряде. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен «огонек», о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформировать доброжелательные отношения к каждому члену отряда. При проведении «огонька» необходимо создать необычную обстановку. Например: ребята идут на «огонек» особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке вожатый обращает внимание на то, чтобы места были для каждого удобны, и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма рассадки — круг. Если в отряде два вожатых и пришли взрослые — друзья отряда, то очень важно, чтобы «места» взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец общения.

Схема проведения «огонька»: настрой (вечерние песни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из вожатых отряда), в котором он в непринужденной форме говорит о начале смены («Мы вам рады», «Мы вновь рады встретиться вместе»), о задачах и традициях «огонька» «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе – о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня должен высказаться каждый. Очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа — пера, уголька от костра прошлого отряда и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, не отвлекал внимание). Разговор о себе начинает второй вожатый: рассказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем занимается, хобби и т.п.), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 мин вожатый вставляет паузы, чтобы разговор не был монотонным, — это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачитывается). Чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно придумать в середине «огонька» ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний «огонек»; завершается «огонек» словами вожатого, в котором он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой смены, завершается разговор общей песней в «Орлятском» круге.

«Огонек» в основной период

Задача: рефлексия деятельности отряда. Обычная продолжительность небольшая – 15 – 20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов «огонек» может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на «огонек» всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать различные формы сбора: вожатый на месте проведения «огоньков» затевает какой-то рассказ с детьми. Тема может быть самой необычной — о цветопсихологии, о стихах, легендах, случаях, рассказ о киногерое или о книге — все это может стать темой рассказа, переходящего в беседу. Или с небольшой группой поют песни, или вожатый зачитывает какой-то отрывок из книги (особенно в отрядах младших подростков).

Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечернего общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необычным и непринужденным, то такое общение станет потребностью всех членов отряда.

«Огонек» — анализ дела

Задача: научить ребят, видеть причины удач и неудач в организации какого — либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось — причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы вожатый не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участником разговора. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа.

По содержанию:

1. Что нового, полезного ты открыл для себя?

2. Какая интересная проблема, тема привлекла особо твое внимание?

3. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило тебя задуматься?

4. Помогло ли это дело стать тебе лучше?

5. Помогло ли это нашему коллективу стать лучше?

6. Кто из ребят для тебя раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

7. Как выглядел твой отряд на фоне других?

8. С какими отрядами удалось подружиться?

По организации:

1. Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорганизоваться члены отряда при подготовке и организации дела?

2. Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовки дела и его проведении?

3. Каково значение этого дела для отряда?

4. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем? и т.п.

Обязательно подвести итоги. Если на первых «огоньках» анализ может сделать вожатый, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.

Тематический «огонек»

Данный вид «огонька» представляет собой разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием. Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии.

Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме.

Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку он способствует:

- более глубокому осмыслению подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;

- формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отношения к мнению собеседника;

- формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;

-развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);

- развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины

Примерная тематика:

1. «Мои любимые строки…» (поэтический).

2. «Музыка вокруг нас» (музыкальный).

3. О любви

4. О дружбе

5. «Белая ворона» (огонек с элементами диспута) и т.п.

Тематический «огонек» является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Вожатые предлагают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативным группам предлагается подготовить отдельные сюжеты «огонька». В тематическом «огоньке» должно быть обязательно:

1. разносторонние обсуждения темы, проблемы;

2. создание условий для активного высказывания идей, суждений;

3. соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.

В главе № 2 этого сборника собран материал для проведения различных тематических «огоньков»

«Огонек» в итоговый период

«Расскажи мне обо мне»

Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот «огонек» является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о нем говорят члены коллектива. Завершить такой разговор можно необычным совместным действием: расставить свечки в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам), нарядить дерево или ель и устроить импровизированный концерт (веселое завершение смены — для младших подростков).

«Огоньки» знакомства:

Рассказ — эстафета

Передача талисмана по кругу. Говорит тот, у кого талисман в руке, затем передается соседу.
Выговаривается вся группа, но на первых огоньках обычно говорят не все. Заставлять не надо, постепенно все включаются в беседу.

Памятный день Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это огонек-тест. Проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета.

Пакет откровенийНаличие необычно оформленного конверта снеобычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Пакет откровенийНаличие необычно оформленного конверта снеобычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы.

Гороскоп Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз, цвету волос, размеру ноги и т.д.

Музей любимых вещей Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Огонькиоткровения (конфликтные)

Письмо другу Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

Я не понимаю Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом. “Я не понимаю, почему..?”
Предъявление требованийс позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов

Разговор в темноте Матрац - холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии. Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.

Разговор с игрушкой Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу»‚ но плюс тактильный (телесный) контакт.

Разговор с попутчиком Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных

Круг молчания — 1 Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается лицом к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцируют эмоциональный всплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.
Круг молчания — 2Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в круг. В обоих огоньках “Круг молчания” создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой Говорящий выходит в круг, к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участников и эффект одиночества, откровенности.

Разговор со свечой Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, «скребущие душу», «крик души». Внимание акцентировано на проблеме в отряде. ВНИМАНИЕ! После выхода из конфликта хорошо провеститренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень (проводит толькопсихолог)!

Свечка (анализ дня)

а) (первый этап)Рассказ-эстафета с передачей талисмана по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.
б) (второй этап) Обсуждение ведется по микрогруппам (3-7; 5-10 человек), после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров врежим явного лидирования в микрогруппе.
в) (третий этап)Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.
Цепочка (анализ этапа смены)Один участник говорит 2-З фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

Финальные огоньки

Отряд для меня (финал смены) Каждый участник огонька отвечает на вопрос «Чем стал отряд для меня за эту смену?». Осмысление прожитого за смену. Закрепление удетей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Живой уголекСамый последний разговор В руках говорящего свеча (учитывать возраст детей) — “живой уголек”. Высказываются последние пожелания и “живой уголек” передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягким момент расставания. (Вожатый должен проследить, чтобы ни кто не остался в стороне)


 

 

 

 

Глава 2.

Сказки и притчи

для проведения тематических

огоньков по проблемам



2018-07-06 1348 Обсуждений (0)
Классификация «огоньков» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация «огоньков»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)