Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды толкования в зависимости от субъекта толкования



2018-07-06 2385 Обсуждений (0)
Виды толкования в зависимости от субъекта толкования 5.00 из 5.00 3 оценки




Виды толкования норм права по объему

Продолжением и завершением уяснения смысла и содержания норм права является его толкование. Оно выступает как закономерный результат всего предшествующего процесса применения - грамматического, систематического, логического и историко-политического методов толкования. Только с помощью этих методов, благодаря их приме­нению может быть подготовлен исчерпывающий ответ на вопрос, полностью ли совпадает в данной норме или акте буква закона с его духом, следует ли понимать словесное выражение нормы или нормативно-правового акта в целом в буквальном смысле или же необходимо сузить либо расширить их содержание, которое вытекает из их буквального толкования.

Окончательно ответить на данный вопрос можно, лишь используя другие, дополнительные, методы - методы толкования норм права по объему. Суть их заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.

Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения юридических норм к регулируемым отношениям.

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения буквального смысла текста и действительного содержания правовой нормы.

Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может означать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.

Текстуальное выражение нормы часто трактуется как «буква закона», в то время как действительное содержание выступает в виде «духа закона». Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения смысла текста и действительного содержания правовой нормы, и может оцениваться с точки зрения его объема - соотношения содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы.

Результат толкования права - вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права.

Исходя из этого различаются три вида толкования по объему: буквальное, ограничительное и распространительное.

1. Буквальное толкование - это толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы соответствует текстуальному выражению («букве» закона).

По общему правилу, толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его текстуальное выражение.

2. Распространительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире, чем текстуальное выражение («буква» закона).

Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может означать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.

3. Ограничительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы уже, чем текстуальное выражение («буква» закона).

Например, «освобождение от ответственности» в случае наступления «непреодолимой силы». Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвратить.

Все три вида толкования осуществляются строго в пределах толкуемой нормы.

Осуществлять ограничительное или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и ее текстом. Если оно отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности.

И ограничительное, и расширительное толкование должно быть аргументировано, основано на доказательствах.

Толкование дает новое знание о норме. Результатом толкования не могут быть выводы типа «и да, и нет», «и то, и другое», а должны быть «только это», «только да», «только нет». Применение расширительного или ограничительного толкования позволяет привести словесную формулировку нормы права в соответствие с действительной волей законодателя путем расширения или ограничения высказанной мысли до действительных пределов нормы. При оценке значения и роли расширительного и ограничительного толкования норм не следует смешивать их с аналогией закона и права, когда происходит распространение действия норм на не предусмотренные ими обстоятельства.

Виды толкования в зависимости от субъекта толкования

Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект - лицо или орган, дающий это разъяснение. Уяснение норм права не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания, толкование-разъяснение. Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм.

В зависимости в зависимости от статуса субъекта (и юридических последствий) - лица или органа, дающего разъяснение, - они подразделяются на официальные и не официальные. Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями.

Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Для исполнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обязательным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием.

Основная цель официального толкования-разъяснения - обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения. В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное толкование. Эти виды толкования различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкование, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и различной силой принимаемых при этом актов толкования.

Аутентичное толкование осуществляется тем же органом, который издал нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт толкования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм. Особенность официального легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осущест­вляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.

Нормативное носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права. Данные разъяснения не могут считаться самостоятельными источниками права, однако они способствуют правильному пониманию других источников. Нормативное толкование изначально предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т. е. не привязывается к конкретной ситуации. В юридической литературе встречается определение результатов нормативного толкования как квазиисточников права.

Различают также делегированное толкование, осуществляется органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования. Акты официального толкования (интерпретационные акты) делятся на: акты правотворчества, являющиеся источниками права, так как они содержат конкретизирующие нормы, и индивидуальные интерпретационные акты, представляющие форму юридической практики и не являющиеся источниками права.

Среди актов официального нормативного толкования выделяются акты толкования Конституции конституционного суда по запросам Президента, Совета Федерации, ГосДумы, Правительства, органов законодательной власти субъектов России. Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов. В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблюдением законодательства толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший арбитражный суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяс­нения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел правил дорожного движения.

Неофициальное толкование-разъяснение осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов (юрисконсульты, адвокаты), отдельными гражданами и т. д. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не влекут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на глубине анализа, в убедительности и обоснованности, на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов.

При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. (Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями.)

Среди различных видов неофициального толкования следует выделить:

≈ обыденное толкование, даваемое гражданами не имеющими профес­сиональной подготовки и разъясняющие смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта в их повседневной жизни, в быту;

≈ профессиональное (компетентное), исходящее от специалистов, сведущих в в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в процессе их повседневной деятельности;

≈ доктринальное (научное), исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в области юриспруденции. Оно выражается в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, статьях, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях.

Доктринальное толкование нельзя противопоставлять официальному, однако в странах англосаксонской правовой семьи доктрина приравнивается к источнику права. При рассмотрении различных форм официального и неофициального толкования ненормативного вида следует особо выделить так называемое казуальное толкование.

Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. Местные органы самоуправления на своей территории также могут толковать смысл созданных ими норм. Эта форма толкования в равной мере используется и при официальном, и при неофициальном толковании. Осуществляется она как уполномоченными на то государственными органами (суд, исполнительные органы и др.), так и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.).

Особенность казуального толкования заключается в том, что оно осуществляется лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса).

Казуальное толкование вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела и обязательно только для данного случая или дела. Его необходимость возникает, в частности, тогда, когда нижестоящие право­применительные органы, по мнению вышестоящих, неправильно применя­ют нормы права к конкретным делам, допускают нарушения законодатель­ства. Казуальное официальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретному случаю или делу. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает. И нормативное, и казуальное толкование может исходить как от органа, установившего правовую норму (аутентичное толкование), так и от органа (должностного лица), официально на то уполномоченного (делегированное, или легальное, толкование).

Примыкает к процессу толкования конкретизация, которая привносит в содержание нормы нечто новое (например, уточнение понятий «тяжкие последствия», «злостный характер» и др.). Толкование права в любой его форме обнаруживает соотношение текста нормы и ее смысла и выражается в результатах толкования. Таким образом, толкование имеет своей целью правильное и единообразное понимание и применение норм права.

 



2018-07-06 2385 Обсуждений (0)
Виды толкования в зависимости от субъекта толкования 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Виды толкования в зависимости от субъекта толкования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)