Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сочинения в форме письма



2018-07-06 507 Обсуждений (0)
Сочинения в форме письма 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 7,8 Методические особенности работы над сочинениями различных жанров

1. Работа по обучению написанию сочинений различных жанров

2. Критерии оценивания сочинений младших школьников

Сочинения по наблюдениям (описания)

Наблюдательность очень важна для развития речи. Учитель в процессе обучения организует систему наблюдений за природой, отдельными предметами и процессами. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные, синтезируют их. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.

Выделяют описания деловые и эмоционально-образные. В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

1) описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению («Яблоко», «Часы», «Кукла» и т.п.) или по прошлым наблюдениям («Липа весной и осенью»; здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения);

2) описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: «Как правильно посадить дерево».

Описание процесса не следует путать с повествованием. Перед учащимися ставится определенная цель. Например, перед написанием сочинения на тему «Как правильно посадить дерево», учащихся предупреждают, что их описания должны послужить другому классу инструкцией. Опорные слова записываются на доске.

Сочинения такого типа обычно невелики по объему. «Их темы: «Учись печь пирог», «Уход за велосипедом» и т.п. Описание процессов труда требует высокой точности, строгой логической последовательности. Их проводят в основном в 3-4 классах, а в 1-2-х готовят устно.

3) Описания картин природы и других сложных предметов, явлений: «Наша улица утром», «В лесу», «В магазине игрушек», «Закат солнца» и т.п. Описания картин природы проводятся во всех классах. Они допускают большую свободу в отборе материала и его расположении, чем описания отдельных предметов или процессов.

Широкую популярность в школах приобрели сочинения-миниатюры. К ним предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не проводятся, беседа очень короткая (2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план в письменной форме не составляется. Нередко добавляется грамматическое задание. Учащиеся используют в сочинении-миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их.

Сочинения по картинам

Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться с своем непосредственном опыте, помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику.

В школах рекомендуется использовать учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке. Для развития речи целесообразнее использовать художественные картины (репродукции). Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Выделяют следующие виды сочинений по картинам:

а)повествовательные сочинения по серии картин проводятся в 1-2 классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана сюжета. Поэтому обучать младших школьников составлению плана, композиции и сюжета сочинения удобнее всего именно по серии картин.

Учащиеся, направляемые вопросами учителя, составляют к каждой картине по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

б) Повествовательные сочинения по одной картинезначительно труднее предыдущего вида, так как ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой.

Позднее сюжет усложняется, выбирается картина более сложной композиции, больше внимания уделяется действующим лицам.

В 3-4 классах учащиеся могут синтезировать материал, который предоставляет картина, со сведениями, взятыми из других источников.

в) Описание картины– самая трудная форма сочинения. Проводится в 3-4 классах (Элементы описания картины возможны в 1-2 классах).

В начальных классах учащиеся описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

Подробная беседа по картине и элементы описания картины вводятся с I класса («Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность учащихся.

Работа над сочинением по картине проводится по следующему плану:

1. Словарная, терминологическая работа на уроках русского языка по теме картины. Непосредственные наблюдения за окружающим, имеющие отношения к ее сюжету.

2. Рассказ о художнике и истории создания картины.

3. Беседа по картине.

4. Словарно-стилистическая работа по теме урока.

5. Составление плана сочинения.

6. Составление устного высказывания по картине.

7. Написание первого варианта сочинения. Его редактирование.

8. Написание окончательного варианта сочинения.

9. Анализ творческих работ школьников.

Сочинения в форме письма

В сочинениях-письмах выражаются эмоциональные переживания учащихся, их отношение к событиям повседневной жизни, к окружающим людям.

Начинается работа по написанию писем путем постепенного введения необходимых представлений об элементах письма как текста, его структуре, композиции, лексике. Учитель должен помочь младшим школьникам уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, адресуя конкретным лицам.

Письмо оформляют особым образом: оно обязательно должно включать обращение, сообщение, прощание и подпись. Начинается работа над сочинением такого вида с коллективного составления небольших писем. По мере овладения навыками написания реальных писем осуществляется переход к письмам – историям, письмам-фантазиям. Младшие школьники учатся редактировать текст письма. Можно «оформить» письмо: нарисовать что-либо, выполнить аппликацию, придать ему индивидуальный характер. Пишутся письма на отдельных листках. Это условие следует соблюдать обязательно.



2018-07-06 507 Обсуждений (0)
Сочинения в форме письма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сочинения в форме письма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)