Критерии воспитанности подростков и их показатели
ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Критерии воспитанности подростков и их показатели. Методы изучения отклонений в поведении детей и подростков. Оформление и представление результатов диагностического поиска.
Критерии воспитанности подростков и их показатели Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований. Критерии воспитанности условно можно подразделить: 1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи; 2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь. Можно выделить две группы критериев воспитанности: 1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей; 2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества. Можно выделить: 1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива; 2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы: 1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности; 2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями. Методика М.И. Шиловой,позволяющая изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников.Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственно – волевом развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности. В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, нами выявлены разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отмечена невоспитанность. Невоспитанность – характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции. Низкий уровень воспитанности (НУВ) – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Средний уровень воспитанности (СУВ) – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется. Высокий уровень воспитанности (ВУВ) – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции. Для отслеживания продвижения детей в нравственно – волевом развитии, нами изучены представления о нравственности, чертах и качествах характера, и изучены представления детей о них. В графе «Уровни воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка. Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок». Анализ данных по группе показывают, какие отношения детей вызывают наибольшую озабоченность, какие нужно поддерживать. Диагностическая методика «Пословицы» (Петрова С.Н.). Данная методика рассчитана на детей подросткового и старшего школьного возраста. Текст методики содержит пятнадцать пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Детям предлагается внимательно прочитать пару пословиц (№ «а» и «б») и выбрать ту из пары, с содержанием которой они согласны в наибольшей степени. Показатель нравственной воспитанности определяет соотношение: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем выше уровень нравственной воспитанности обучающихся, и наоборот – чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и больше степень согласия пословиц «б», тем он ниже. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом: 1. а) - духовное отношение к жизни, б) - бездуховное отношение к жизни; б) - осторожное отношение к жизни; 6. а) - самоопределение в жизни, б) - отсутствие самоопределения в жизни; б) - плохое отношение к людям; б) - не значимость дружбы; 14. а) - значимость труда, б) - не значимость труда;
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1529)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |