Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии воспитанности подростков и их показатели



2018-07-06 1529 Обсуждений (0)
Критерии воспитанности подростков и их показатели 0.00 из 5.00 0 оценок




ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Критерии воспитанности подростков и их показатели.

Методы изучения отклонений в поведении детей и подростков.

Оформление и представление результатов диагностического поиска.

 

Критерии воспитанности подростков и их показатели

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;

2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;

2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Можно выделить:

1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;

2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

1. связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – суждениях, оценках, поступках, действиях личности;

2. связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.

Методика М.И. Шиловой,позволяющая изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников.Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственно – волевом развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.

В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, нами выявлены разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отмечена невоспитанность. Невоспитанность – характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности (НУВ) – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны.

Средний уровень воспитанности (СУВ) – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.

Высокий уровень воспитанности (ВУВ) – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Для отслеживания продвижения детей в нравственно – волевом развитии, нами изучены представления о нравственности, чертах и качествах характера, и изучены представления детей о них.

В графе «Уровни воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».
Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае: «воспитанный ребенок». Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок». Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

Анализ данных по группе показывают, какие отношения детей вызывают наибольшую озабоченность, какие нужно поддерживать.

Диагностическая методика «Пословицы» (Петрова С.Н.). Данная методика рассчитана на детей подросткового и старшего школьного возраста. Текст методики содержит пятнадцать пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Детям предлагается внимательно прочитать пару пословиц (№ «а» и «б») и выбрать ту из пары, с содержанием которой они согласны в наибольшей степени. Показатель нравственной воспитанности определяет соотношение: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», тем выше уровень нравственной воспитанности обучающихся, и наоборот – чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и больше степень согласия пословиц «б», тем он ниже.

Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1. а) - духовное отношение к жизни,

б) - бездуховное отношение к жизни;
2. а) - незначимость материального благополучия в жизни,
б) - материально значимая жизнь;
3. а) - счастливая, хорошая жизнь, б) - трудная, сложная жизнь;
4. а) - оптимистичное отношение к жизни,
б) - пессимистичное отношение к жизни;
5. а) - решительное отношение к жизни,

б) - осторожное отношение к жизни;

6. а) - самоопределение в жизни,

б) - отсутствие самоопределения в жизни;
7. а) - стремление к достижениям в жизни,
б) - отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8. а) - хорошее отношение к людям,

б) - плохое отношение к людям;
9. а) - коллективистское отношение к людям,
б) - индивидуалистическое отношение к людям;
10.а) - эгоцентрическое отношение к людям,
б) - эгоистическое отношение к людям;
11.а) - альтруистическое отношение к людям,
б) - паритетное отношение к людям;
12. а) - значимость дружбы,

б) - не значимость дружбы;
13. а) - значимость обучения, б) - не значимость обучения;

14. а) - значимость труда, б) - не значимость труда;
15. а) – значимость соблюдения законов, б) – не значимость соблюдения законов.

 



2018-07-06 1529 Обсуждений (0)
Критерии воспитанности подростков и их показатели 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии воспитанности подростков и их показатели

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1529)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)