Пути снижения себестоимости продукции
В современный период снижение себестоимости продукции представляет большую народнохозяйственную значимость. Снижение себестоимости продукции - это основа снижения цен, а значит - основа конкурентоспособности продукции, предприятия и отрасли. Снижение цен прямо влияет на благосостояние населения страны. В масштабе национальной экономики снижение себестоимости увеличивает соразмерно национальный доход, прибыль, что в свою очередь позволяет увеличить темпы расширенного воспроизводства, способствует увеличению объемов производства отечественных товаров, расширению социальных возможностей государства по строительству жилья, поддержанию объектов отдыха, здравоохранения, спорта, культуры, искусства, науки, повышению пенсий, стипендий, пособий и т.д. Предприятие при этом укрепляет свое финансовое положение, делает его более устойчивым. Таким образом, снижение себестоимости одинаково выгодно всем - населению, работникам, предприятию, отрасли, национальной экономике и государству в целом. Выделяют следующие основные пути снижения себестоимости продукции: 1. Непрерывный технический прогресс: внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции. 2. Расширение специализации и кооперации: на специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих аналогичную продукцию в небольших количествах. 3. Повышение производительности труда: с ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. 4. Соблюдение режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которое проявляется в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов. Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей. 5. Сокращение потерь от брака: изучение причин брака, выявление их виновников дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства. 6. Сокращение цеховых и общезаводских расходов: упрощение и удешевление аппарата управления, экономия на управленческих и сопутствующих расходах может привести к существенному снижению себестоимости. ГЛАВА 9. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Прибыль и рентабельность предприятия. Для того, чтобы предприятие могло нормально существовать и развиваться, необходимо, чтобы его деятельность приносила прибыль. Прибыль - это конечный результат хозяйственной деятельности предприятия. На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив самостоятельно цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежнуювыручку, что еще не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Если выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, имеют место убытки - отрицательный финансовый результат. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции: характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия; является основным элементом финансовых ресурсов предприятия; является источником формирования бюджетов разных уровней. От прибыли зависит рентабельность - важный показатель эффективности работы предприятия. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных производственных средств: Р = П / (Фос + Фоб) × 100% , (9.1) где Р – рентабельность, %; П – балансовая прибыль, руб.; Фос и Фоб – среднегодовая стоимость основных фондов и нормируемых оборотных средств, руб. Определенную роль играют убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты предприятия в направлениях использования финансовых средств, организации производства и сбыта продукции. Показатели прибыли На каждом предприятии рассчитываются следующие основные показатели, характеризующие объем полученной прибыли, которые существенно различаются по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению: валовая прибыль; балансовая прибыль; прибыль, подлежащая налогообложению; чистая прибыль; чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Валовая прибыль является показателем деятельности предприятия от производства и реализации продукции. Балансовая прибыль – это показатель эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При ее определении учитывается не только валовая прибыль, но и результаты от прочих внереализационных операций. Балансовая прибыль служит базой для расчетов. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Из чистой прибыли предприятие производит оплату кредита, осуществляет платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Оставшиеся средства представляют собой чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Процесс формирования прибыли может быть представлен схемой, представленной на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Схема формирования прибыли предприятия.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |