Грамматический уровень работы по развитию речи
1. К моменту поступления в школу, у ребенка усвоено произношение звуков родной речи, но из акустического потока выделять отдельные звуки нелегко. Трудности: [p] – [л], [с] - [ш], [ц] - [ч], [й], [ф] бывают и устраняются. Причины могут быть: диалектными, просторечными, физиологическими (устраняются логопедом). Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями (фонетическими и фразовыми [логическими]), над орфоэпическими нормами, темпом речи, паузами, смысловыми и эмоциональными интонациями. Силу голоса и дыхание развивают упражнениями в громкой речи и постепенным увеличением отрезков предложений, произносимых одним вдохом: 5 – 7 – 8 – 10 слов (до 35). Работа над дикцией (четким, понятным артикулированием звуков) проходит порознь и в словах. Используются упражнения «тише» - «громче», «быстрее» - «медленнее». Все это – основы выразительности, основы владения устной речью. Выразительность и правильная передача смысла достигаются с помощью логических (фразовых) ударений, которые выделяют более сильным звучанием главную смысловую нагрузку в предложении, тексте, иногда полностью изменяют смысл: принеси мне эту кружку; подай мне эту кружку. Особая роль у пауз в предложении. Они бывают: смысловые, короткие (между словами), продолжительные (между предложениями), ритмические в конце стихотворных строк и психологические для подготовки слушателя к чему-то важному. Ударение в слове (слоговое, фонетическое) усваивается запоминанием, в процессе чтения и разговора, т.к. правилами не регулируется, выверяется по словарям ударений. Учащиеся вместе с орфографическими словариками ведут и словарик ударений. Орфоэпическая норма усваивается практически, выделяются три направления работы: - «орфографическое» произношение формируется у младших школьников, начиная с периода обучения грамоте при орфографическом проговаривании слов (получившим широкое распространение в школе); - изучение трудных случаев [што], [канэшнъ], [jэво], проверка по орфографическому словарю; - использование основных знаков транскрипции в начальной школе, помогающей в фонетическом анализе. Произносительная работа учащихся планируется по трем направлениям: техника, орфоэпия, интонация. 1 направление – работа над техникой речи → правильное дыхание, четкая дикция; речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата. Различают дыхание физиологическое и речевое. Физиологическое является непроизвольным, протекает равномерными актами вдоха и выдоха равной длительности, с краткой остановкой. В ходе чтения, говорения, физиологического дыхания не хватает, в этом случае имеет место речевое дыхание – произвольный, управляемый процесс (быстрый вдох, в паузе, краткая задержка дыхания для удержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для произнесения слов). Задачи развития речевого дыхания: - следует тренировать длительный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха; - необходимо тренировать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи. Упражнение со свечой (отклонить – задуть). Совершенствование дикционных навыков учащихся состоит в формировании чистоты и ясности произношения звуков, слогов, слов, фраз (работа со скороговоркой). Преодолению таких недостатков речи, как «смазанность» речи, неясность, нечеткость, торопливость, «скороговорчатость», картавость, шепелявость, присвистывание, способствуют следующее: - проведение артикуляционной речевой разминки – развитие, укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта; - организация упражнений по отработке артикуляции гласных и согласных звуков. В период обучения грамоте дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося с изучаемыми звуком и буквой. В школьной практике для совершенствования дикции учащихся традиционно используется скороговорка, обладающая несомненными достоинствами: наличие звуковых повторов и ритма, занимательность содержания, краткость. Учителю следует избегать механической работы с чистоговоркой, когда основной задачей являются многократность и скорость произнесения. Напротив, совершенствование дикции требует несколько замедленного темпа. Целесообразна следующая последовательность работы: 1) медленное, размеренное произнесение чистоговорки учителем; 2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом; 3) повторное, с усиленной артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем; 4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение; 5) индивидуальное произнесение в соответствии с действенной задачей, предложенными обстоятельствами; 6) анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач. 2 направление – организация практического усвоения орфоэпических норм русского литературного языка. У дошкольника и младшего школьника навыки говорения складываются неосознанно, под влиянием естественного речевого окружения. С приходом в школу в действие вступает процесс усвоения орфоэпических норм под воздействием написания: что, чтобы [чт] вместо [шт]. Подобные ошибки вызваны несоответствием звукового и буквенного составов слова и распространены не только в озвученной письменной, но и в естественной разговорной речи детей. Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить младших школьников орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения [чт], [чн] (конечно, нарочно), щн (помощник) ого - его, (зимнего), гк – гч (легкий, мягкий). 3 направление – совершенствование интонационных умений учащихся. Важно вести работу в период обучения грамоте, затем на уроках чтения и русского языка (курс интонационной пропедевтики). *Интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, передают субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации входят следующие элементы: 1) мелодика (повышение, понижение тона); 2) интенсивность (сила и динам.); 3) темп и длительность; 4) пауза; 5) тембр (средство выражения эмоций). Своеобразие интонации находит отражение в методических подходах к организации соответствующей работы. Необходимо разграничение эмоциональной и смысловой интонации. Начинать работу следует с углубленного рассмотрения эмоциональной интонации. Эффективность работы над эмоциональной интонацией обеспечивается определенными условиями: - следует организовать специальную работу по накоплению словаря эмоциональных состояний, т.к. младший школьник не имеет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики; - необходимо использовать речевую ситуацию, которая обеспечивает возникновение живых, естественных интонаций. Целесообразно избрать путь «от диалога – к монологу», т.е. начинать совершенствование интонационных умений учащихся следует с диалогической речи, постепенно переходя к совершенствованию монологической речи.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |