Основные недостатки крупного предприятия
1. Увеличение транспортных расходов на подвоз материалов, сырья и так далее (вследствие возрастания радиуса транспортировки); 2. Необходимость больших инвестиций на содержание крупного предприятия; 3. Усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия; 4. Повышение нагрузки на природную среду; 5. Возможность монополизации производства.
Концентрация производства на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции. Один из подходов к определению оптимального размера предприятия связан с минимизацией приведённых затрат:
где Сi – себестоимость продукции по i-му варианту; Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Кi – капитальные вложения по i-му варианту; Зтрi – транспортные расходы по i-му варианту.
Одной из самых сложных форм концентрации является диверсификация. Диверсификацияозначает одновременное развитие несвязанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, фирмы. Диверсификация производства способствует: 1. Большей выживаемости любого хозяйственного объекта в условиях рынка; 2. Более полному использованию ресурсов предприятия; 3. Наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами; 4. Проведению антимонопольной политики.
Специализация– процесс сосредоточения выпуска определённых видов продукции в отдельных отраслях промышленности на отдельных предприятиях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных технологических операций. Различают следующие формы специализации: 1. Предметная специализация. Заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции; 2. Подетальная специализация. Предприятие специализируется на выпуске отдельных деталей, узлов и агрегатов; 3. Стадийная или технологическая специализация. Предприятие специализируется на выполнении отдельной стадии технологического процесса; 4. Специализация вспомогательных производств. Отдельное предприятие занято выпуском тары, упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняет ремонтные работы.
Для характеристики уровня и анализа специализации используют ряд показателей: - коэффициент охвата производства – характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида; - коэффициент специализации – характеризует долю основной продукции в общем выпуске продукции отрасли; - коэффициент подетальной специализации; - широта номенклатуры и ассортимента продукции.
Кооперирование– длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию. Различают три формы кооперирования: - предметное или агрегатное. Заключается в том, что ряд предприятий поставляют разные изделия головным заводам, выпускающим машины и оборудование; - подетальное. Ряд специализирующихся предприятий поставляет головному заводу узлы и детали; - технологическое или стадийное. Выражается в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам.
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов заготовок деталей и узлов, получаемых от других предприятий в общей стоимости продукции предприятия. Между промышленными предприятиями различают следующие виды связей по кооперированию: - внутрирайонные (когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом районе); - межрайонные; - внутриотраслевые (одной отрасли); - межотраслевые.
Экономический эффект от развития специализации и кооперирования можно представить следующей формулой:
где С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после специализации; Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы единицы продукции до и после специализации; V2 – объём выпуска продукции после специализации; Ен – нормативный коэффициент эффективности капиталовложений; ΔК – дополнительные капиталовложения, необходимые для осуществления специализации производства; ΔП – дополнительная прибыль, полученная за счёт улучшения качества продукции вследствие специализации производства.
Недостатки специализации и кооперирования: 1. Рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования; 2. Монотонность в работе.
Комбинирование производства– представляет собой процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счёт последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья, комплексного использования сырья и отходов производства. Различают три основные формы комбинирования, основанные на: 1. последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья (металлургический комбинат, стадии: - получение железной руды; - получение чугуна; - получение стали; - выпуск проката); 2. использовании отходов производства (сочетание цветной металлургии с химической промышленностью; 3. комплексном использовании сырья, материалов, энергии и отходов (нефтеперерабатывающие комбинаты).
С экономической точки зрения комбинирование производства позволяет: - расширить сырьевую базу промышленности; - снизить материалоёмкость продукции за счёт комплексного использования сырья, отходов производства и осуществлении непрерывности технологического процесса; - позволяет снизить транспортные расходы; - более эффективно использовать основные производственные фонды и производственные мощности предприятия; - сократить длительность производственного цикла; - сократить инвестиции в добывающие отрасли промышленности; - уменьшить производственные отходы и тем самым оказать благотворное влияние на окружающую среду.
Математическое выражение для определения экономического эффекта от комбинирования производства:
где Сск, Ск – себестоимость выпускаемой продукции на специализированном предприятии и за счёт комбинирования; Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после комбинирования; Кс, Кк – удельные капиталовложения на выпуск продукции на специализированном предприятии и на производство за счёт комбинирования; Vк – объём выпуска продукции за счёт комбинирования производства; ΔК – экономия капиталовложений, необходимых на развитие добывающих отраслей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |