Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды документов, необходимых социальному педагогу.



2018-07-06 1983 Обсуждений (0)
Виды документов, необходимых социальному педагогу. 0.00 из 5.00 0 оценок




Обязательными для социального педагога являются следующие документы:

социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума;

медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);

перспективный план работы на год , утвержденный руководителем учреждения.

За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социо-культурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.

Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ , установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.

Документация социального педагога школы (примерный перечень)

Социальный педагог, работающий в школе может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией):

1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе , законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка.

2. Должностную инструкцию.

3. Перспективный, календарный план работы на год , который может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения образования. В нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении.

4. Циклограмму и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.

 

5. График и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно но следующей форме:

№ Дата Тема Категория группы (учащиеся, родители, учителя)

6. График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:

№ Дата Ф.И.О. Категория клиента (учащийся, родитель, учитель) Краткое содержание проблемы Рекомендации, время следующей встречи

7. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы .

8. Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

9. Документацию по вопросам опеки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы ; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах.

10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов .

11. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.

12. Методические рекомендации для родителей.

13. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

14. Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.

 

№ 26. Планирование и организация работы социального педагога

 

Сущность планирования социально-педагогической деятельности в условиях школы заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период.

Цель планирования работы социального педагога - координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами - с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.

Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.

К числу основных принципов планирования специалисты относят:

· научность - социальная актуальность основных позиции плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагаем учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы ;

· согласованность - соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;

· оптимальность - выбор содержания и формы плана, наиболее подходящих для конкретных условий;

· перспективность - построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;

· коллегиальность - использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;

· конкретность - четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.

Разработка плана может строиться по следующей схеме:

· ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;

· изучение литературы по общим основам планирования;

· изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;

· анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год;

· изучение рекомендаций научной организации труда (НОТ);

· подготовка проекта плана:

· коллективное обсуждение отдельных аспектов плана;

· рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение ого на заседании педагогического совета.

В деятельности социального педагога используются различные формы планов:

· план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план); возможно планирование и на более длительный срок;

· план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план); формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;

· план проведения конкретных акций, форм работы , планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.

Организация работы строится на основе плана и предполагает реализацию основных направлений деятельностисоциального педагога. К ним относятся:

· Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающегося.

· Изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающегося и ее микросреды, условий жизни.

· Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи.

· Установление сотрудничества с органами социальной защиты.

Смысл деятельности социального педагога (так именуется эта должность) в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса.

Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, ДЭЗы, диспансеры, милицию, различные внешкольные учреждения. Его (скажем опять-таки по-научному) функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».

Первооснова деятельности социального педагога - изучение ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Первое, что ему необходимо сделать, начиная свою работу, - это получить от администрации, учителей, классных руководителей, психолога наиболее полную информацию об уровне социального развития детей и подростков. На этом этапе важно выявить учащихся, которые являются систематическими нарушителями установленных в школе норм и правил (частый пропуск уроков, вызывающее поведение во время уроков и на переменах, курение в недозволенных местах, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно- правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение, порча мебели). Возможно, выявится и группа учащихся, которые уже совершали правонарушения, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный педагог составляет картотеку, в которой фиксирует внешние, основанные на отзывах педагогов и психолога проявления тех или иных поступков, социальный состав семьи, сведения о контактах за пределами школы.

№ 27. Сферы профессиональной деятельности

Социального педагога

Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.

Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях». В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям.

Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

— учреждения образования; социально-педагогические службы образова­тельных учреждений (дошкольных, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учеб­ных заведений, вузов);

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

– учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.);

– социальные службы специализированных учреж­дений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центров занятости, бирж труда и др.);

– социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитии, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

– службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);

– службы культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народ­ных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

– валеологические службы (профилактории, реа­билитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, мед­пунктах, на дому);

социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);

– частная практика.

Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи.

Социальный педагог призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая его активность как субъекта воспитательного процесса.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

– деятельность по профилактике явлений дезадаптации, повышению уровню социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

– деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

– непосредственную работу с ребенком;

– посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой.

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер. В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением). Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

 

№ 28. Взаимодействие социального педагога с различными субъектами социально-педагогической деятельности.

В основе деятельности социального педагога лежит выполнение функциональных обязанностей, которые определяются спецификой жизнедеятельности образовательного учреждения. Должность социального педагога введена в штатное расписание.

Стратегия сотрудничества социального педагога с другими специалистами образовательного учреждения и вне его определяется прежде всего спецификой учреждения, особенностями социума и характером проблем детей.

Социальный педагог (социально-педагогическая служба) должен владеть искусством управления социально-педагогическим взаимодействием, умением определять наиболее важные участки работы и круг значимых проблем, которые можно решить в совместной деятельности специалистов.

Социально-педагогическое взаимодействие — это особая форма связи между участниками образовательного процесса. Предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Социально-педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон.

В.Д. Семенов писал, что наука о воспитательных явлениях выстраивается на научном принципе взаимодействия, что "ядром" теоретической концепции социальной педагогики является социально-педагогическое взаимодействие сторон. Исследуя взаимодействие в педагогике как "научный принцип", В.Д. Семенов предложил свою классификацию сторон, включенных в педагогическое взаимодействие:

- взаимодействие воспитателя и воспитанника; процесс, создающий виды деятельности (познание, игру, труд, обучение);

- процесс, в котором, с одной стороны, развивается и формируется личность воспитанника, с другой — совершенствуется личность воспитателя (при руководящей роли воспитателя);

- сложнейший "организм", состоящий из многих "блоков", самые крупные из которых: дидактический, воспитательный, социально-педагогический.

Основу взаимодействия в социальной педагогике, по мнению А.В. Мудрика, составляет личностный подход, который является базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ведущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Рассматривая социально-педагогическое взаимодействие как сложную полифункциональную и регулируемую систему, в его структуре можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты:

а) специфика отношений участников педагогического взаимодействия;

б) стиль их общения;

в) особенности построения совместной деятельности;

г) направленность взаимодействия.

Социально-педагогическое взаимодействие рассматривается как индивидуальный подход, который позволяет рассматривать социально-педагогический процесс с целью решения социально-педагогических проблем у ребенка, он направлен на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Социально-педагогический процесс реализует цели образования в условиях социально-педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему социально-педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников.

Социально-педагогическое взаимодействие — сложнейший процесс, состоящий из многих компонентов: дидактических, воспитательных и социальных, присутствует во всех видах деятельности — познавательной, трудовой, творческой. В основе социально-педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.

Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен школьник, приобрел особую остроту и актуальность.

Усиление акцента на использовании воспитательных возможностей внешкольной среды в современных условиях чрезвычайно важно. Необходимо искать новые формы и методы работы с детьми по месту жительства. В связи с этим возникают и новые функции по воспитанию в микрорайоне. Это и изучение особенностей микрорайона и семьи, разработка единого плана воспитательной работы в микрорайоне, поиск новых методов работы классных руководителей и учителей-предметников в содружестве с социальными педагогами.

Успех воспитательной работы школы в значительной степени определяется тем, насколько эффективно школа взаимодействует со средой, использует потенциал социума, в котором находится, насколько тесны ее контакты с семьей. Основное внимание сегодня школа призвана уделять той среде, где дети и подростки проводят большую часть свободного времени. Задача же социального педагога и учителя заключается в том, чтобы педагогизировать эту среду, способствовать созданию наиболее благоприятных условий для развития и самоутверждения личности.

Для эффективной работы необходимо выстроить как внутреннюю схему взаимодействия, так и внешнюю.

Одним из организационных подразделений школы является коллектив, который возглавляет социальный педагог. Успешное взаимодействие социального педагога и учащихся, их родителей, специалистов, заинтересованных в процессе воспитания и развития личности ребенка, создает условия для реализации образовательных целей, направленных на развитие и саморазвитие личности школьника. Поэтому социальный педагог сегодня является еще и организатором деятельности заинтересованных взрослых и специалистов в оказании помощи ребенку в его развитии с целью:

- сохранения и укрепления здоровья воспитанников: только здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности, решению всех психологических проблем, возникающих в жизни;

- создания благоприятного нравственно-психологического климата, позитивных межличностных отношений в коллективе, т.е. обеспечение условий защищенности каждого, даже самого слабого его члена;

- успешного самоутверждения каждого воспитанника в формах общественно полезной деятельности и общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников;

- оказания помощи в поисках и обретении ценностей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания;

- психолого-педагогического просвещения воспитанников, обучения их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучения приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни;

- воспитания (развития) чувств, привития оптимистического мировосприятия, обучения радостному проживанию жизни, каждой ее минуты.

Функция менеджера реализуется через внутриорганизационною деятельность и организацию деятельности во внешней среде.

Внутриорганизационная деятельность социального педагога включает в себя:

- проведение изучения межличностных взаимоотношений в коллективе, выявление лидеров, "изгоев", референтных микрогрупп учащихся, проблем взаимоотношений мальчиков и девочек, отношения к "отличникам" и "двоечникам", к моде, внешнему виду подростков;

- проведение анализа результатов развития ученического коллектива, организационной культуры школьников, изменений во взаимоотношениях ребят, построение путей дальнейшего развития организационных способностей, корпоративной (коллективной) культуры учащихся;

- управление детским коллективом по выполнению плановых заданий, уставных требований школы: распорядка, правил, дисциплины, участия в обязательных мероприятиях школы (самообслуживании, трудовых акциях, дежурствах по школе), общешкольных мероприятиях, имеющих государственную, гражданскую, культурную значимость;

координацию организационной деятельности коллектива, развитие ученического самоуправления, коллегиальных методов управления, помощь в подборе и расстановке кадров, обучение организационным умениям учащихся, поощрение за выполненную работу, создание условий для приобретения самостоятельного опыта организации и управления, развитие организационной культуры школьников.

Коллектив школы, находится в постоянном взаимодействие с непосредственной внешней средой: другими коллективами школ, родителями, внешкольными организациями дополнительного образования, социальными учреждениями, окружающей социальной средой, а также обществом в целом.

Общество в целом непосредственно не связано с коллективом, однако оказывает влияние на развитие мировоззрения школьников, их взаимоотношения, ценностные ориентации, приоритеты в сфере интересов ребят.

Контакты с непосредственным внешним окружением связаны с решением сложнейших задач, прежде всего адаптацией коллектива к внешнему окружению, установлением широких связей с другими, внешкольными организациями и объединениями, уходом от " закукливания" и в тоже время сохранением эмоциональной, душевной и деловой целостности коллектива.

В связи с этим социальному педагогу необходимо:

- развивать у школьников коммуникативные способности, способность к толерантности, готовность к изменениям;

- способствовать развитию направлений по связи с другими коллективами, общешкольным самоуправлением, внешкольными организациями и объединениями, со взрослыми (родителями, учителями, администрацией, специалистами сферы дополнительного образования и т. д.);

- обеспечивать школьников своевременной информацией и советами о внешнем окружении, способах взаимодействия с ним;

воспитывать у учащихся аналитическое отношение к инструкциям, приказам, распоряжениям, принятым руководством школы, школьным ученическим самоуправлением; критическое отношение к форматизированным, стандартизированным задачам, сопротивлению к изменениям, командному типу руководства и контроля.

Социальный педагог как организатор обеспечивает выполнение коллективом учащихся целей и задач своей организации, направленных на создание условий для развития и саморазвития индивидуальности каждого школьника и способности к взаимодействию (сотрудничеству, сотворчеству и управлению) в коллективе на основе гуманистических ценностей. В связи с этим он осуществляет следующие виды деятельности:

- мотивирует учащихся к развитию ученического коллектива как средства развития каждого путем организации взаимодействия на основе позитивных интересов школьников;

- проектирует и развивает взаимодействие между членами ученического коллектива;

- разрабатывает стратегию развития коллектива, координирует усилия учащихся в определении ближайших целей и содержания деятельности коллектива;

- способствует развитию ученического самоуправления как средства развития организационных способностей школьников;

- является основным информационным источником в связи коллектива с внешним окружением;

- несет ответственность перед администрацией школы и родителями за результаты своей деятельности;

- организует дело, опираясь на следующие стадии: планирование, организация, проведение, анализ, построение перспектив;

- является гарантом обеспечения правовой защиты и социально-педагогической поддержки ребенка в развитии и решении личностных проблем школьников как внутри коллектива, так и во внешней среде;

осуществляет связь с внешней средой по следующим направлениям: "Здоровье" — со школьными медиками, родителями, врачами во время диспансеризации, специалистами дополнительного образования в сфере спорта, туризма (организация консультаций, классных часов, встреч, практикумов по релаксации, самомассажу, рациональному питанию, диагностики); "Общение" — с психологом, родителями, школьным ученическим самоуправлением (тренинги общения, организация коллективных дел, организация работы ученического самоуправления и т. д.); "Учение" — с учителями-предметниками, родителями, заместителем директора по УВР по вопросам развития интеллектуальных способностей учащихся, ученическим Научным обществом и его руководителем (организация индивидуальных консультаций, факультативов, участие в интеллектуальных играх и олимпиадах, научно-исследовательской работе); "Досуг" — заместителем директора по BP, специалистами сферы дополнительного образования, ученическим самоуправлением школы, родителями, представителями досуговых организаций (театров, музеев, экскурсионных и туристических фирм и т. п.) — организация коллективной творческой деятельности, экскурсий, подбор досуговых кружков и секций и т. д.; "Образ жизни" — с представителями профориентационных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений, родителями (организация встреч, бесед, экскурсий).

Для осуществления менеджерской функции социальному педагогу необходимо:

- обладать организационной культурой, т.е. умением организовать дело, привлечь других для его осуществления, путем использования метода включенного интереса учащегося как автора (собственника идеи осуществляемого дела) и как его исполнителя,

- планировать и анализировать, корректировать как свою, так и коллективную деятельность,

- пользоваться авторитетом и уважением со стороны учащихся, родителей, педагогов и иных взрослых, участвующих в процессе образования и развития культуры школьников,

быть готовым к выполнению функции организатора и работе с ученическим коллективом,

- развивать в себе такие качества, как уверенность, умение отстаивать собственное мнение, быть независимым в суждениях, сила воли, мужество, детоцентризм, быть успешным в какой-либо сфере (хорошо играть на гитаре, в теннис, рисовать, лепить, разбираться в вопросах современной музыки и т. д.).

Одним из направлений в деятельности социального педагога (по согласованию с администрацией и согласия социального педагога) может быть работа с ученическим самоуправлением как превентивным средством социально-педагогической поддержки детей в процессе их социализации и самореализации, решении в связи с этими процессами проблем.

Развитие ученического самоуправления в современной школе, группе определяется целями образования и воспитания личности. Это означает поиск новых творческих подходов к процессу воспитания детей, повышение базовой культуры школьника: духовно-нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, организаторской культуры, создание условий для самоопределения и саморазвития ребенка.

Задачей социального педагога сегодня является развитие у школьников нравственных и организационных способностей, как средств формирования личности, способной к организации как собственной, так и коллективной жизнедеятельности. Какими же качествами и способностями должен обладать современный организатор и управленец? Это:

- нравственные качества, направленные на успешное развитие их организации (духовное, интеллектуальное, материальное), оказание помощи или услуг, востребованных людьми, приносящих пользу обществу, в котором проживаешь;

- организаторская интуиция, которая предполагает видение перспектив развития сообщества и окружающей среды и регулирующих ее параметров (времени, пространства, механизмов осуществления, видов и форм деятельности, отношений);

- любознательность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;

- самокритичность, умение признавать свои ошибки;

- толерантность. Это значит: знать свои достоинства и недостатки (Я-реальное и Я-идеальное у толерантной личности не совпадают), чувствовать себя защищенным, психологически устойчивой личностью, нести ответственность за свою собственную жизнь, не перекладывая проблем на других, обладать способностью к самоопределению, принимать мир в его многообразии (разные религии, нации, расы, социальное положение и т.д.), быть эмпатийной личностью, оптимистом, обладать чувством юмора, поддерживать демократические нормы и ценности жизни;

- организаторские способности (организация дела и достижение результатов, анализ и прогнозирование дальнейших путей развития).

Условиями успешного развития организаторских способностей школьников является уровень сплоченности и подготовленности ученического коллектива к организации коллективных дел.

Самоуправление предполагает, что учащиеся могут самостоятельно осуществлять деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, согласование, анализ, построение перспектив. Однако эта деятельность должна носить общественно значимый, воспитывающий и развивающий характер. Необходимо, чтобы ребята-организаторы почувствовали, что их деятельность нужна другим школьникам, школе, социуму, при этом осознавали ответственность за ее выполнение. Для этого необходима помощь взрослого: вожатого, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, родителей. Их роль заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы ребят в обсуждении насущных проблем и перспектив жизнедеятельности ученического коллектива; проявления желаний самим подготовить творческие дела, значимые как для них самих, так и других, организовать ребят к выполнению поручений.

Организация самоуправления — это не одноактное действие, а динамический процесс постепенного перехода от организации деятельности детского коллектива взрослыми к самодеятельности. В этом процессе можно выделить несколько этапов.

Первый этап характеризуется вовлечением школьников в творческую деятельность. Уже в начальной школе социальный педагог готовит вместе с учениками праздники. Его задачей является не только распределение обязанностей



2018-07-06 1983 Обсуждений (0)
Виды документов, необходимых социальному педагогу. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды документов, необходимых социальному педагогу.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1983)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)