Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урегулирование юридических конфликтов



2018-07-06 408 Обсуждений (0)
Урегулирование юридических конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Разрешение юридических конфликтов происходит в разных формах: с помощью парламентских и иных конституционных процедур; посредством рассмотрения уголовных, гражданских и других дел в суде и арбитраже; путем принятия решений в организациях, которые применяют право.

При всех различиях между этими организациями и осуществляемыми ими процедурами, разрешение юридических конфликтов, по мнению В. Халипова, имеет, по крайней мере, четыре общих признака:

во-первых, конфликт рассматривается и разрешается органом, уполномоченным на это государством;

во-вторых, орган, разрешающий конфликт, действует на основе и во исполнение норм права;

в-третьих, конфликтующие стороны наделяются в период рассмотрения спора определенными, предусмотренными законодательством правами и обязанностями;

в-четвертых, решение, принятое по конфликту, обязательно для сторон и, как правило, для других организаций и граждан.

Таким образом, конфликт приобретает четкие очертания, он «формализуется», как формализована и сама процедура его рассмотрения и разрешения. Это, с точки зрения принятия эффективного решения, имеет важное значение (по А. Дмитриеву): так как решение принимается на основе и во исполнение права, оно не может быть субъективным, произвольным (во всяком случае, субъективизм сведен к минимуму); возможные ошибки при принятии решения могут быть в большинстве случаев исправлены последующей юридической процедурой (утверждение решения вышестоящим органом; обжалование решения; пересмотр его и т.д.); юридические процедуры рассмотрения конфликтов обеспечивают необходимую гласность и тем самым –общественный контроль за рассмотрением дела, а, следовательно, повышают авторитет принятых мер.

В конфликтологии средства разрешения юридического конфликта делят на три основные группы:

· конституционные процедуры (применяются главным образом при возникновении юридических конфликтов в политической сфере);

· судебное и арбитражное рассмотрение дел;

· административные процедуры (практикуются в различных правоприменительных органах).

Рассмотрим их более подробно при разрешении различных типов конфликтов.

Конституционное правосудие. Юридический конфликт, разрешаемый Конституционным Судом, весьма специфичен и отличается от тех конфликтов, которые рассматривают обычные и арбитражные суды: речь здесь идет, как правило, о конфликте политических институтов, связанном с нарушением Конституции. Порядок деятельности Конституционного Суда определен Конституцией Российской Федерации.

Конституционное судопроизводство, наряду с парламентскими процедурами, – одна из форм разрешения юридических разногласий между ветвями власти и устранения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности. Следовательно, Конституционный Суд в специфической форме контролирует соблюдение Конституции другими государственными органами. Согласно своему статусу Конституционный Суд разрешает конфликты, возникающие: между законодательными и исполнительными органами; между государственными органами Федерации и ее субъектами; между государственными органами и гражданами.

Общее основание для рассмотрения этих конфликтов заключается в том, что во всех случаях они связаны с действительным или предполагаемым нарушением норм и принципов Конституции РФ. Существование Конституционного Суда играет важную предупредительную, сдерживающую роль уже при зарождении юридических конфликтов. Если же конфликт все же произошел, Конституционный Суд разрешает его, опираясь на достаточно четкие юридические нормы, регламентирующие его статус.

Перечислим основные процедуры, применяемые Конституционным Судом РФ при разрешении конфликтов, входящих в его компетенцию.

Во-первых, рассмотрение дел о соответствии федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ положениям Конституции РФ.

Во-вторых, рассмотрение дел о соответствии конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также договоров, заключенных ими между собой и с Российской Федерацией, положениям Конституции РФ.

В-третьих, рассмотрение споров между органами государственной власти.

В-четвертых, рассмотрение международных договоров Российской Федерации и нарушений конституционных прав и свобод граждан.

Процедура работы Конституционного Суда четко закреплена в юридических нормах, что обеспечивает упорядоченное рассмотрение конфликта и вынесение законного и обоснованного решения.

Важно отметить, что решение, вынесенное Конституционным Судом, не подлежит пересмотру и является для всех обязательным. Стало быть, юридический конфликт завершается (хотя, разумеется, его причины, мотивы и действующие силы могут вновь проявиться в новом конфликте).

Судебное рассмотрение дел. Эта форма имеет ряд преимуществ по сравнению с рассмотренными выше конституционными процедурами. К ним относятся:

· рассмотрение конфликта независимым от других властей органом, который по своему предназначению и положению должен быть заинтересован в правомерном и справедливом исходе дела;

· четко разработанная процедура установления и проверки

· фактических обстоятельств и принятия решения;

· нормативная основа всей деятельности суда, который

· руководствуется законом и своим внутренним убеждением;

· обязательность принятых решений для исполнения как сторонами конфликта, так и другими юридическими и физическими лицами.

В РФ существует четыре вида судопроизводства (не считая рассмотренного выше Конституционного Суда): гражданское, уголовное, административное, а также арбитражный процесс. Они различаются предметом судебного разбирательства, и в связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.

Урегулирование юридических конфликтов в сфере разделения властей.Принцип разделения властей является одной из конституционных основ нашего государства. Его смысл состоит в том, чтобы избежать единовластия, диктатуры одного лица или группы лиц, построить систему «сдержек и противовесов» против возможного возвышения одной из ветвей власти над другими и тем самым гарантировать соблюдение демократических начал в управлении обществом.

Каждая из ветвей власти: законодательная, исполнительная и судебная имеет свою компетенцию, самостоятельную систему органов и руководствуется соответствующим законодательством. Однако в реальной жизни функции трех ветвей власти подчас перекрещиваются или вступают во взаимные противоречия. Вследствие этого возникают споры о компетенции и юридические конфликты. Особенно часто имеет место вмешательство со стороны исполнительной власти в судебную и законодательную сферы.

История учит, что разрешение юридических конфликтов в сфере разделения властей имеет свои особенности:

· конфликты между ветвями власти должны всегда разрешаться легитимными, конституционными средствами;

· даже если конфликт между ветвями власти разрешился неконституционным путем, все же его завершение приобретает юридическую форму;

· над тремя ветвями власти нет никакого более высокого арбитра, чем сам суверенный народ;

· затянувшийся конфликт между властями создает политический и социальный кризис в обществе и болезненно сказывается на различных сторонах жизни;

· конфликты между ветвями власти надо не только своевременно разрешать, но и вовремя предупреждать.

Что касается техники разрешения конфликтов между ветвями власти, то она включает систематические переговоры между главами и представителями соответствующих органов и ведомств (президентом и парламентом, министрами и депутатами и т.д.), обмен документами, работу согласительных комиссий и т.п.

Разрешение юридических конфликтов в парламентской деятельности. Парламент призван вырабатывать и формулировать общую волю народа на основе анализа и учета различных социальных интересов и принятия единых, обязательных для всех решений в форме законов. Естественно, что при этом достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, группами, отдельными депутатами. Разрешение таких конфликтов в самом парламенте требует разработки и использования ряда парламентских процедур.

Конфликтологи рекомендуют осуществлять разрешение юридического конфликта в парламенте тремя основными способами:

навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам. Это происходит главным образом в итоге голосования, при котором принимается решение, одобряемое большинством;

компромисс, для достижения которого используются различные процедуры;

консенсус, большей частью, представляющий собой разновидность компромисса.

Перечислим те основные формы работы парламента, во время которых происходят юридические конфликты, а также способы разрешения парламентских конфликтов применительно к Федеральному Собранию РФ.

Конфликты в законотворческом процессе. В соответствии с Конституцией РФ конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, и в случае ее успешной работы проект закона повторно рассматривается Государственной Думой. Эта форма весьма эффективна и применяется во многих странах. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, когда за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Тем самым конфликт будет преодолен «силовым» способом.

Регламент Государственной Думы подробно очерчивает согласительную процедуру при повторном рассмотрении законов, отклоненных Советом Федерации. В нем говорится об условиях и порядке создания и работы согласительной комиссии, процессе принятия решений комиссией и процедуре повторного голосования в Думе. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ. Тем самым в парламенте конфликт уже не будет возобновлен. Порядок преодоления разногласий с Думой описан также и в Регламенте Совета Федерации.

Парламентские дебаты. Во время парламентской дискуссии в каждой из палат также нередко возникают конфликты между депутатами, подчас принимающие бурный характер. Это касается не только пленарных сессий, палат, но и заседаний комитетов, комиссий, депутатских фракций и групп. Основой рассмотрения и разрешения конфликтов во всех таких случаях являются регламенты и иные нормативные акты палат, которые регулируют порядок рассмотрения различных вопросов, проведения слушаний и дискуссий.

Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, имеющие прямое отношение к поведению сторон во время конфликта (например, запрет на оскорбительные выражения, на призывы к незаконным действиям или на использование ложной информации). Предусмотрены и санкции к нарушителям: лишение слова, лишение права на выступления в течение дня, предупреждение, указание, а также удаление из зала приглашенных на заседание лиц. В регламентах устанавливаются продолжительность выступления, порядок внесения предложений, очередность их обсуждения и т.д.

Конфликты при голосовании. Они нередко возникают как в силу обострения эмоций депутатов в этот ответственный момент, так и из-за ошибок и недоразумений, допускаемых при голосовании. Этого можно избежать лишь при тщательной регламентации процедуры голосования, которая достигается как принятием необходимых нормативных документов (правил), так и долголетней практикой. Постепенно и то, и другое внедряется в работу обеих палат Федерального Собрания, и процедуры голосования становятся более или менее отработанными. В частности, большое значение имеет принятие закона в результате проведения трех так называемых чтений законопроекта, т.е. трехкратного его обсуждения и внесения соответствующих поправок на каждом из «чтений». Этот порядок позволяет постепенно свести на нет конфликтные ситуации, связанные с обсуждаемым законопроектом, а в конечном счете и «отсечь» их посредством голосования.

Многое в процессе разрешения парламентских конфликтов зависит и от порядка голосования, принятого депутатами применительно к конкретному вопросу (открытое, поименное или тайное). Влияя на атмосферу обсуждения, тот или иной порядок может либо притушить наметившийся конфликт, либо, напротив, обострить его.

Согласование правовых актов. Нормативные правовые акты — законы, указы Президента, постановления Правительства и др. — не всегда соответствуют друг другу и решают все вопросы одинаково. Это случается по разным причинам: расхождение взглядов авторов предлагаемых законодательных актов, ошибки при составлении их проектов, изменение ситуации, регулируемой данной нормой права, лоббирование и др. Несогласованность актов, в свою очередь, порождает конфликты при применении права, когда стороны ссылаются на разные правовые акты, и притом каждая из них оказывается формально правой. Разрешение юридических конфликтов такого рода в узком смысле требует в качестве необходимого условия согласования самих актов и приведения их к единому содержанию.

Согласование правовых актов возможно в различных формах, основными из которых являются: отмена одного или обоих конкурирующих актов, признание акта недействительным, внесение в него поправок или дополнений, издание нового акта. Эти действия могут быть совершены лишь соответствующими законодательными, исполнительными или судебными органами, издавшими акты, либо вышестоящими для них инстанциями. Поэтому разрешению юридического конфликта, в основе которого лежат противоречия в правовых нормах, должно предшествовать или сопутствовать согласование позиций организаций и лиц, ответственных за эти нормы.

Для устранения противоречий между актами на федеральном уровне используются парламентские слушания, встречи и переписка между представителями законодательной и исполнительной властей, достижение компромиссов между точками зрения государственных учреждений. Полезную роль играет деятельность Министерства юстиции РФ, которое регистрирует все ведомственные нормативные акты и следит за их соответствием действующему законодательству.

Не меньшее значение имеет согласование федерального законодательства и нормативных актов субъектов Федерации. Именно здесь зарождается большое число юридических конфликтов, для разрешения которых нередко требуется вмешательство Конституционного Суда. Согласно ст. 85 Конституции РФ, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов субъектов РФ, если они противоречат действующим законам, а ст. 115 дает право Президенту РФ отменять постановления и распоряжения федерального Правительства в случае их несоответствия Конституции, законам и нормативным указам. Все эти юридические механизмы способны разрешить возникший юридический конфликт законным путем и помочь в выработке правильного решения.

Таким образом, разрешение юридического конфликта — это то или иное положительное действие (решение) самих субъектов конфликта или третьей стороны, прекращающее противоборство мирными средствами (либо путем согласования интересов противоборствующих сторон, либо путем императивного предписания соответствующего органа).

 



2018-07-06 408 Обсуждений (0)
Урегулирование юридических конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урегулирование юридических конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)