Первая и самая основная для любого человека ячейка общества.
Именно с неё начинается формирование понятий «Родина», «малая родина».
Воспитание уважения к своей семье,
гордости за свою семью, возрождение во многом утраченных в наши дни понятий семейной истории, семейной реликвии, семейной традиции.
Своеобразная визитная карточка этой работы-выступление с рассказом «Моя семья». Тема рассказа выбирается самостоятельно: традиции семьи, семейные праздники или семейная история.
Конкурсы рисунков «Мой дом», «Мой воскресный день».
Рассказ о члене своей семьи через семейную фотографию или какую-нибудь старинную вещь (чаще всего это рассказ о дедушке или бабушке- участниках ВОВ). Этот рассказ служит своеобразным мостиком к следующей форме работы, имеющей отношение ко II-ому этапу.
Конкурс «Загляни в бабушкин сундук» - рассказ о самой старинной вещи семьи, о том как она появилась в семье (проводится в виде своеобразной выставки).
Выполнение работ: «Моя родословная» (учениками из семей коренных жителей МПС).
«Карты родословной» (учениками из семей приезжих). Эта работа также постепенно выходит за рамки I-ого этапа и логично продолжается уже на следующем этапе.
Фотовыставка или фотоконкурс «Фотография из семейного альбома».
II этап (ноябрь-декабрь). «Моя школа».
На этом этапе происходит осознание школы как более широкого по сравнению домом понятия «Моя Родина». Очень важно воспитать не только потребителей, но и будущих хозяев своего дома – школы, любящих его и заботливо к нему относящихся.
Начинается это с осознания того, что они – ученики – в школе главные действующие лица.
Всё хорошее и всё плохое в школе зависит от них. Понимание своей роли в школе приведёт к созданию системы ученического соуправления.
Традиционные трудовые дела.
Конкурсы на лучшее украшение кабинетов и школьных коридоров к праздникам (День самоуправления, День рождения школы, Новый год, 8 Марта, Последний звонок и т.д.).
Помимо продолжения мероприятий первого этапа – изучение истории школы, работа с архивом школы, воспоминаниями бывших выпускников.
Ведение фотолетописей школы и своего класса.
III этап (январь-март). «Малая родина - МПС».
МПС – часть города Абакана.
Но для многих, особенно пожилых жителей, МПС – по-прежнему самостоятельный город,
а они МПСовцы. Вместе с этим любая поездка
из МПС в центральные
районы Абакана называется
«поездкой в город».
Наши ученики – в первую
очередь МПСовцы, любящие свой город. Для того, чтобы любить свой город, его необходимо знать, а чтобы узнать – изучать.
Самая первая экскурсия для начинающих изучать предмет «краеведение» – обзорная экскурсия по МПС.
Конкурс рисунков «Мой микрорайон».
Из рисунков создаётся образ микрорайона – его дома, улицы, машины.
Ребята постарше, наиболее наблюдательные, отмечают элементы убранства микрорайона: решётки, фонари, цветники и т.д.
Изучение истории Абакана тесно переплетается с историей микрорайона «Юго – Западный».
Поэтому постепенно накапливаются сведения о нашем микрорайоне. Конкурсы знатоков МПС.
Конкурсы экскурсоводов по микрорайону МПС.
Изучение истории своей семьи и истории МПС, переплетение их постепенно воспитывает бережное, даже трепетное к ним отношение.
Со временем абстрактные понятия «ветеран войны», «ветеран труда», «пожилой человек» наполняются конкретным содержанием – твой дедушка, дедушка твоего одноклассника.
И, как следствие, такая традиционная, но в тоже время особенная форма работы как подготовка поздравлений ветеранам ко Дню победы, получает новое и более ощутимое содержание.
IV этап (апрель-май). «Мой город Абакан.
Преподавание курса краеведения, которое ведётся в школе, подразумевает возможность для учеников применить свои знания в необычной обстановке по – новому их осмыслить. Это одна из главных мотиваций в процессе обучения.
И, конечно, существенное место здесь занимает внеклассная работа.
Экскурсии, которые проходят по плану в течение четверти. Проживая вдали от центра города, от его музеев и выставок, наши ученики не часто соприкасаются с ними.
Большинство посещает музеи только с классом во время школьных экскурсий. Это обусловлено многими проблемами, семейными в первую очередь. И очень важно, чтобы дети могли не только повторить услышанное от экскурсоводов, но и передать свои впечатления от увиденного.
Традиционная форма работы после экскурсий - творческий отчёт. Самая удачная форма – отзыв «что больше всего поразило или удивило» (но не запомнилось – иначе отзыв сведётся к пересказу информации, а этого как раз и не нужно).
Проведение «Недели истории Абакана» и, включающей мероприятия по подведению итогов работы по программе.
Ожидаемые результаты.
Работа по программе «Мой город» позволит организовать тесное взаимодействие с родителями обучающихся.
Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности. Придя в школу, увидеть своего ребёнка в новом амплуа – актёра на сцене, посоревноваться в турнирах, теснее контактировать со школой и приходить в неё не только в тех случаях, когда вызывает учитель.