Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».



2018-07-06 610 Обсуждений (0)
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». 0.00 из 5.00 0 оценок




Итоговое произведение Лермонтова, первый русский социально-психологический и философский роман в прозе. Это произведение задумано в конце 1837 г. Основная работа над ним развернулась в 1838 г. И была завершена в 1839 г. Отдельными частями роман публиковался в «Отечественных записках» 1839 1840, готов и полностью издан в 1840 г.

Отличается многообразием проблематики – социально-исторической, психологической, нравственно-философской. Проблема личности – центральная в нем. Личность в ее отношении к обществу и миру, в ее обусловленности социально-историческим обстоятельствам и одновременно в противостоянии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Лермонтов впервые в русской литературе использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе. Это дало основание Белинскому назвать Лермонтова "решителем важных современных вопросов".

Образ Печорина – одно из главных открытий Лермонтова. Раскрытию образа подчинена своеобразная композиционно-сюжетная структура романа. Роман четко разграничивается на две части. Одна представляет собой объективное повествование о Печорине «извне» - в записках странствующего офицера («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина»); другая – субъктивно-исповедальное самораскрытие героя изнутри. Герой рассматривается с разных точек зрения: вначале мы слышим о нем из уст Максима Максимыча, затем о случайной встрече с героем рассказывает офицер-повествователь, и, наконец, повествование переходит «в руки» самого героя. Автору важно было показать Печорина в различной обстановке в общении с самыми разными людьми, выбрать для описания наиболее важные, значительные эпизоды его жизни. В каждой повести автор помещает своего героя в новую среду, где он сталкивается с людьми иного общественного положения и психического склада: горцами, контрабандистами, офицерами, дворянским "водяным обществом". И каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживая новые грани характера.

Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью современности, однако он потерял веру в возможность осуществления великих идей. Лермонтов скупо говорит о формировании личности своего героя. Печорин говорит, что «его душа испорчена светом». В его исповеди перед Мери отразилась скорбная история увядания человеческой души. Печорин не верит друзьям, считает, что дружба – это рабство одного и владычество другого, любовь – это наслаждение сорванным цветком; надышавшись, следует его бросить на дороге, – «авось, кто-нибудь поднимет». Отсутствие веры в подвиг, в любовь и дружбу и порожденная им неизбежная скука лишают для Печорина жизнь какой-либо ценности. Между тем, это человек щедро одарен природой. Он умен, человек высокой культуры, мысль которого погружалась в философию, а память насыщена фактами из области литературы и истории, обладает даром понимания сущности человеческих характеров и человеческих слабостей. Остроте его мысли соответствует сила его воли. При всей своей холодной насмешливости он способен восхищаться природой, глубоко любит искусство, и прежде всего поэзию. Героя мучает вопрос – зачем он жил и для чего родился? Сознание потерянных возможностей терзает его.

Лермонтов критически подходит к своему герою. Силы Печорина разбрасываются по мелочам. Вся его жизнь, рассказанная в романе, - это главным образом цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск. Любовь Печорина никому не приносит счастья, и встреча с ним – источник страданий.

Сложность и богатство личности Печорина отражается и в сложности и разнообразии его языка. Печорин владеет образной речью, насыщенной литературными цитатами. Речь его, иногда простая, четкая и непритязательная, обычно заостряется блестящими афоризмами, нежданными сравнениями.

Единственным человеком, с которым Печорин с удовольствием общался и спорил, был разночинец и материалист доктор Вернер, так же, как и Печорин презиравший аристократическое общество. Другим человеком, которого уважал Печорин, был простой и душевный Максим Максимыч. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный. Смирение и верноподданичество обусловили холодность к нему Печорина. Это люди слишком разных мировосприятий. Этот образ, уступая Печорину в интеллектуальности, психологической сложности, образованности несет в себе и то, чего не хватает Печорину. Максим Максимыч, мужественный без позы, добрый, скромный до самоуничижения, открывает собой галерею подобных характеров (у Толстого – капитаны Хлопов и Тушин).

Жалкой жертвой нравов и показного блеска водяного общества оказался Грушницкий. Недалекий по уму, безличный, мелочно хвастливо-самолюбивый, завистливый, весь сотканный из фальши. Его наслаждение – производить эффект, казаться таинственным и трагическим. Увлеченный завистью и пустым самомнением, он запутался в коварных интригах, во лжи и пал жертвой на дуэли с Печориным. Самоанализ, свойственный Печорину, в какой-то мере присущ и Грушницкому, который уходит из жизни со словами: «Я себя презираю».

Лермонтову удались и женские образы: непосредственной, стихийно-страстной дикарки Бэлы; странной, таинственно-манящей «ундины»; жертвенно любящей, жаждущей счастья, но глубоко страдающей Веры; умной, начитанной, благородной, нравственно чистой Мери. Самоанализ свойственен и героиням романа: Вере и Мери. Все прощальное письмо Веры к Печорину – глубокие раздумья, анализ их отношений и собственного душевного состояния. Недаром она назвала это письмо «прощанием и исповедью». Беда Мери – наивный романтизм, который определяет ее отношение к людям. Нравиться ей может только загадочное и таинственное.

Действующие лица «Героя нашего времени» выступают в романе уже сложившимися. Но при этом Лермонтов намечает и их эволюцию, совершающуюся в процессе переживания ими наиболее крупных жизненных событий.

Немало споров вызывает и проблема художественного метода. Этот вопрос является одним из самых дискуссионных на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Особенно жарко разгорелись споры о методе « Героя нашего времени » на V Всесоюзной Лермонтовской конференции в 1962году, где этой теме было

посвящено сразу три доклада. В одном из них метод трактовался как реалистическое произведение (В.А.Майков), в другом - как реалистическое с элементами романтизма (У. Р. Фохт), в третьем - как романтическое (К.Н.Григорьян). Позже появилась работа, в которой было сделана попытка обосновать четвертую точку зрения на метод « Героя нашего времени » как синтез романтизма и реализма.



2018-07-06 610 Обсуждений (0)
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)