Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность октябристов до февраля 1917 года



2018-07-06 1067 Обсуждений (0)
Деятельность октябристов до февраля 1917 года 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первая российская революция явилась временем одновременно и рождения, и расцвета «Союза 17 октября». В этот период партия октябристов функционировала как полноценная политическая организация - с сетью местных организаций и определенной социальной базой. Позже эта база «уплыла» к кадетам, а сама партия фактически перестала существовать. В 1907-14 гг. партия октябристов последовательно двигалась к полному развалу, а ее деятельность практически не выходила за рамки Думы. При этом думская фракция октябристов совершенно не принимала во внимание решения октябристского ЦК. По своему составу она была крайне разношерстной. Этим объяснялись ее бесконечные колебания, частые пересмотры решений. Внутри думской фракции октябристов были сильны центробежные течения. Численность ее постоянно сокращалась - со 154 человек в начале работы III Думы до 121 в конце и 98 в IV Думе. Полным провалом закончилась и думская тактика октябристов. Они приняли предложение П.Столыпина создать союз с целью провести через III Думу правительственную программу реформ. Пока Столыпин соблюдал хотя бы видимость этого договора, октябристы выполняли в Думе роль правящей партии. Как правило, они блокировались с умеренно правыми и отвергали предложения кадетов о создании «конституционного центра» по проведению реформ.

Однако после ряда кризисов в отношениях Думы с правительством в 1909-11 гг. октябристская фракция начала осторожно критиковать действия правительства и по ряду вопросов выступать заодно с кадетами и прогрессистами. В ноябре 1913 г. на конференции «Союза 17 октября» Гучков прямо заявил о переходе октябристов в оппозицию правительству, отказавшемуся от проведения реформ. Однако правое крыло «Союза 17 октября» и большая часть его думской фракции не поддержали Гучкова. В результате фракция октябристов в Думе раскололась на три части: земцев-октябристов (65 человек), собственно «Союз 17 октября» (22 левых октябристов) и беспартийных (15 наиболее правых октябристов). К 1913-14 гг. полностью распалась и сама партия октябристов, а ее местные отделы прекратили всякую деятельность. Произошло это в силу того, что «Союз 17 октября» утратил те позиции, которые он имел в годы первой российской революции в среднем классе. Фактически октябристы пожертвовали этими позициями в угоду интересам узкого слоя крупных промышленников и помещиков юга России, желавших не радикальных реформ, а «полюбовного» соглашения с самодержавием.

В октябристской партии, в отличие от кадетской, было мало деятелей теоретического склада. Большая часть дошедшего до нашего времени материала носит публицистический, просветительский или полемический характер. Внимание авторов октябристов (А.И. Гучкова, В.М. Петрово-Соловово, П.С. Чистякова и др.) было сосредоточено на вопросах, связанных с выяснением положения партии среди других политических объединений, конкретизацией её политической платформы и разъяснением отношения партии к введенным Манифестом 17 октября «началам».

П.Н. Милюков, отдавая дань уважения умеренно-либеральной программе «Союза», одновременно поверг его критике, считая октябристов «вчерашними монархистами, ставшими конституционалистами поневоле», по «высочайшему повелению».

Сближение кадетов и октябристов в IV Думе, их сотрудничество в рамках Прогрессивного блока говорят о консолидации либеральных сил. Но это единение носило лишь временный тактический характер, основанный на неприятии политики верховной власти. Основные противоречия между либеральными партиями никуда не делись - они лишь отошли на второй план. Это показывает история кадетской партии после падения самодержавия. К тому времени Союз 17 октября как организационная структура уже перестал существовать и, по наблюдениям историков, часть бывших октябристов пошла в кадетскую партию. Позднее, в эмиграции, Милюков так описывал этот процесс: «Явившись во время февральской революции в роли не оппозиции, а сторонницей сильной власти и противницей колеблющейся левой социалистической тактики, кадетская партия привлекла в свои ряды политических деятелей более право-настроенных и до тех пор к ней не принадлежавших. Эти так называемые «мартовские» кадеты сразу придали тактике партии особый, несвойственный ей характер». Конечно, на сегодняшний день еще никто не доказал, что «мартовские» кадеты — это бывшие октябристы, но не будет большой натяжкой искать дореволюционные политические симпатии этих людей в праволиберальном секторе.

Итак, деятельность октябристов была сосредоточена в Государственной думе. Но к 1916 году они разочаровались в способности Николая II довести войну до победного конца и выдвинули идею дворцового переворота. Однако осуществить его им помешала Февральская революция. После революции октябристы пытались спасти монархию. Гучков вошел во Временное правительство в качестве морского и военного министра, но через два месяца ушел в отставку, не согласившись с его политикой. Октябрьскую революцию октябристы не приняли. Большинство членов партии сражались за «белую идею» на полях Гражданской войны и закончили свою жизнь в эмиграции.

 


 

Рядом «справа» располагались либерально-буржуазная партия прогрессистов и ок-тябристы, а «левее» кадетов находилась созданная в 1905-м и зарегистрированная в 1906-м г. партия народ ных социалистов, выражавшая идеи неонароднического толка. Эта партия – весьма своеобразное и оригинальное явление российской политической жизни периода становления и развития партийной и парламент-ской системы. Она не столь широко известна как, скажем, те же кадеты или эсеры, но воззрения, высказанные в свое время ее идеологами, во многом трезвее, обдуманнее, а, значит, современнее, чем некоторые идеи тогдашних политических фаворитов.

Заключение

Историческую судьбу России вряд ли можно представить без русской либеральной идеи. Её история - длительный процесс. До начала XX века русская либеральная политическая идеология развивалась в русле западноевропейских либеральных традиций, и только к началу XX века она приобрела специфичные национальные черты. Русский либерализм стал представлять стройную систему взглядов и установок.

Русская либеральная идея начала XX века включила в своё содержание различные аспекты переустройства российского общества на демократических основах. Главным условием претворения либеральных ценностей в жизнь русские либералы видели в реформировании всех сфер общественной жизни на началах свободы.

Русский либерализм прошёл длительный путь формирования. На этапе своего зарождения он заимствовал многие западноевропейские идеи, впоследствии трансформировал их в собственную теоретическую систему, приспосабливал установки Запада к российской действительности. Поэтому к рубежу XIX-XX века отечественный либерализм приобрёл своеобразные черты. Во-первых, к началу XX века в России процесс общественной модернизации запаздывал. Это обусловило непривлекательность либеральных идей для русского населения, так как большая его часть страдала из-за отсутствия прочных позиций в обществе.

Во-вторых, на Западе генезис либеральной доктрины и политики проходил параллельно с формированием гражданского общества и его основных институтов, с уровнем развития общественно-политической мысли. В России эти процессы протекали по-другому. Русская интеллигенция в начале XX века пыталась с помощью идей либерализма трансформировать традиционное общество в гражданское в условиях существования самодержавной власти. Это противоречие породило слабость либерализма, его нежизнеспособность, сложную адаптацию к российской действительности.

В-третьих, в России носителями либеральных идей выступали представители дворянства и интеллигенции. Они стремились к компромиссу с властями, отвергали насильственный метод борьбы, предпочитали путь реформ. Западный либерализм формировался как идеология среднего класса, который использовал крайние насильственные меры, включая и массовый террор. Поэтому формирование особого типа русского либерализма в начале XX века было обусловлено историческими особенностями развития России.

Русское либеральное политическое сознание начала XX века отличалось специфичной структурированностью. Его содержание включало в себя не только вопросы по переустройству государства, введения конституциональных начал в стране, расширения прав различных групп населения, но попытку разрешения аграрных и национальных проблем в России - крайне острых к началу XX века.

Содержание русской либеральной идеологии начала XX века превзошло классический либерализм в теоретическом плане. Оно изменило охранительную функцию государства и предало запретам смысл положительных предписаний с позиции справедливости. Либеральные теоретики расширили понимание границ человеческой свободы. Помимо свободы общей и равной для всех, то есть политической, которая подразумевала расширение избирательного права, привлечение к законодательному творчеству широких слоев населения, была ещё свобода личная, в которую государство не имело права вторгаться.

Русский либерализм в начале XX века стал рассматривать общество как живую «цельность», единство многообразия, отводил личности особое и независимое место. Российская либеральная общественность в начале XX века заменила понятие «равенство перед законом», понятием «равенство исходных шансов». Либералы объясняли, что только правовое равенство не гарантирует фактического равенства, оно должно было дополниться равенством социальным. Его гарантии в значительной мере зависели от соответствующей политики государства. Идея права дополнялась идеей блага. Ужасное социальное зло они видели не в экономическом неравенстве, а в порабощении человека человеком. В этом смысле русские либералы рассматривали понятие собственности - как не принадлежащую человеку вещь, а как основу его хозяйственной деятельности и культурного творчества.

Идеологическое содержание русского либерализма начала XX века предполагало решение аграрной проблемы в России. В теоретическом плане оно носило прогрессивный характер. В его основе лежали следующие принципы: введение частной собственности на землю, освобождение крестьянства от традиционной общинной психологии, развитие сельского кустарного производства, открытие специального сельскохозяйственного факультета, уравнение русского крестьянства в правах и свободах с другими категориями населения России и др.

Но применение на практике русских либеральных идей по аграрному вопросу потерпело неудачу. Во-первых, традиционная психология крестьян оказалась в родстве с социалистическими коллективными идеями. Во- вторых, крестьянство было далеко от политической борьбы, неверно понимало свои права и свободы, было лишено политической самостоятельности. В-третьих, самодержавие не пожелало сделать уступки крестьянству и отказаться от права верховного собственника на землю.

Важным аспектом либеральной политической идеологии в начале XX века был национальный вопрос. Его решение вплоть до лета 1914 года отличалось неоднозначностью. Акценты изменялись в зависимости от исторических условий развития российского общества. В межреволюционный период взгляды русских либералов на национальный вопрос формировались под влиянием, воздействием и на фоне национально-освободительного движения в России. Кадеты и октябристы высказывались, что решение национальной проблемы должно было решаться вместе с изменением российского государственного устройства и принятием конституции.

Русские либералы проявили себя как истинные патриоты своего Отечества. Они приветствовали идею общегосударственного единства, допуская лишь расширение прав местного самоуправления. Сохранение целостности и государственности России было возможно, по их мнению, только при условии свободного объединения наций. Основой государственного единства и прочности русский либерализм в начале XX века называл государственный язык.

Но русская либеральная идея решения национального вопроса оказалась малопривлекательной для населения России. Во-первых, либеральная общественность слишком идеализировала интеграционные процессы в России и не учла, что нации, входившие в состав Российской империи, находились на разных уровнях политического и социально-экономического развития. Во-вторых, русские либералы потеряли инициативу в разработке конкретной программы решения национальной проблемы, их разобщённость в общероссийском масштабе проходила на фоне консолидации российского пролетариата в силу интернационалистской позиции, занятой большевиками.

Эволюция русской либеральной идеологии начала XX века развивалась в тесной связи с практической деятельностью либералов. Они стремились не только теоретически обосновать идеи построения идеального общества, но и реализовать их на практике, реально воплотить в жизнь.

Политическая практика русского либерализма на протяжении 1905-1914 годов стала естественным продолжением огромной работы, начатой земской интеллигенцией в конце XIX века. В результате отечественная либеральная общественность в начале XX века выработала новые принципы и механизмы реализации своей идейной платформы. Она стремилась примирить и объединить разрозненные либеральные элементы в единую организацию с целью создания мощной оппозиционной политической коалиции. Для осуществления этого русские либералы начала XX века широко использовали агитационно-пропагандистскую деятельность в различных социальных группах российского общества. Они приступили к изданию газет, журналов, воззваний и других видов печатной продукции, которые способствовали распространению и закреплению в массовом сознании конституционных и правовых идей либерализма.

Развитие либеральной легальной политической издательской деятельности в начале XX века стало новым феноменом в политике и культуре России. Её сущность необходимо рассматривать не только в контексте общего развития печати и издательского дела, но и как неотъемлемую часть русской культуры. Без решения определённых общих проблем не могли успешно действовать партийные агитаторы и пропагандисты русского либерализма.

Для всех российских либеральных партий наиболее важным являлись конкретные меры по реализации неотъемлемого права личности и атрибута правового государства: отмена предварительной цензуры; судебная ответственность лиц, а не изданий, изъятие самого понятия «преступление печати» из законодательства и т.д.

Русские либеральные политические партии в начале XX века создали специальные органы и учреждения, занимавшиеся планированием, редактированием, печатанием, распространением и использованием изданий для политической борьбы. Тематика периодической и непериодической политической литературы отражала приоритеты русской либеральной идеологии и тактики. Как кадеты, так и октябристы отдавали предпочтение выпуску политической и политико-правовой литературы. Большое внимание уделялось официально-документальным циклам: программам, уставам, их проектам и дополнениям. Выпускалось много произведений, посвящённых популяризации партийных программ, печаталась масса воззваний с призывами вступать в либеральные партии. Выходили издания, рассказывавшие об идеологии, тактике, истории либеральных организаций, русском либеральном движении в целом. Издавались биографии либеральных партийных лидеров и выдающихся лиц, разделявших партийную идеологию. Русские либеральные партии уделяли большое внимание общим политико-правовым проблемам, судебной системе, апологии парламентаризма, избирательному праву, гражданским правам и свободам, национальному вопросу, аграрной проблематике.

Либеральная издательская деятельность заняла достойное место в истории печати России начала XX века, несмотря на кратковременность своего существования. Её главной характерной чертой была ориентация на легальные формы политической борьбы. Но 1917 год показал, что русская либеральная идеология и методы её деятельности были отвергнуты. Основное население России - рабочие, крестьяне, служащие, студенчество, с трудом поддавалось либеральному идейно-политическому влиянию в силу непонимания либеральных идей и предпочтения радикальных, более понятных массе населения методов для решения жизненноважных проблем.

Таким образом, эволюция русской либеральной идеологии в начале XX века представляла собой особое сознание и поведение, рождённое в недрах российской действительности. Теоретическая модель либерализма в России оформилась в начале XX века. Это был синтез нескольких субмоделей, получивших воплощение в программах русских либеральных партий. Русская либеральная мысль пополнилась творческими идеями, имевшими большое значение для развития науки о человеке, о его неотъемлемых свободах и правах. Она обогатила мировую либеральную политическую мысль важным общественно-политическим опытом.

Поражение русской либеральной идеологии начала XX века было обусловлено следующими причинами: во-первых, русский либерализм стал типом мышления узкого круга интеллектуалов и не приобрёл широкой популярности в российском обществе. Народ в большей степени поверил радикальным идеям и отверг постепенный либерально-реформистский путь. Арсенал русской либеральной политики оказался беден, а выбор средств воздействия на противостоящие стороны мал.

Во-вторых, русские либералы не учли реальных условий развития России в начале XX века. Они стремились предложить обществу идеальную модель переустройства общества. Но действительность не позволила им реализовать свои идеи, так как теория русского либерализма долгое время формировалась в отрыве от либеральной политической практики.

В-третьих, русский либерализм в начале XX века не сумел преодолеть раскола на теоретическом и организационном уровне, единая либеральная политическая организация так и не была создана в России. Идеологи отечественного либерализма предлагали различные пути приобщения к цивилизованному обществу, а это ослабляло либерализм как политическое и идейное течение.

В-четвёртых, либеральную идеологию в России не поддержало царское правительство, ей не удалось привлечь традиционное массовое политическое сознание на свою сторону. Российское общество в начале XX века оказалось расколотым на две непримиримые части - «верхов» и «низов». Либеральное движение заняло сложную в политическом отношении срединную позицию, которой не сумело эффективно воспользоваться.

 



2018-07-06 1067 Обсуждений (0)
Деятельность октябристов до февраля 1917 года 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельность октябристов до февраля 1917 года

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)