Главные понятия типологии. Тип языка и тип в языке. Три группы характеристик -универсальные, типологически общие (доминирующие, рецессивные) и уникальные.
Область типологии, изучающую свойства, присущие всякому естественному языку, называют универсологией или общей теорией универсалий в отличие от собственно типологии, которую обычно определяют как изучающую свойства, присущие части языков. Собственно типология (или типология в узком смысле слова) изучает свойства, присущие значительному числу языков, и свойства, присущие незначительному числу языков. В терминологии Т. Милевского — доминирующие черты (доминанты) и рецессивные черты (рецессивы). Свойства, специфичные лишь для отдельных языков, названы В.В. Виноградовымуникалиями. Они являются предметом исследования дескриптивной лингвистики. Таким образом, возможна следующая градация типологически существенных свойств: универсалии — доминанты — рецессивы — уникалии. Системным сравнением нескольких языков или языков определенной группы, объединенных каким-либо нетипологическим признаком, или в прикладных целях занимется характерология. Частным случаем характерологии является сравнительно-сопоставительное изучение двух языков. Сравнительный анализ языков, т.е. выявление их общих и различительных признаков носит название конфронтативной лингвистики. Сопоставительный анализ языков, т.е. выявление свойств, их дифференцирующих, принято называть контрастивной лингвистикой. Выделение конфронтативной и контрастивной лингвистики условно, поскольку в основе всякого соотнесения языков лежит идея инвариантности. Основой для всякого типологического сравнения служат универсальные свойства языка и типологически общие свойства двух соотносимых языков, которые позволяют выделить в каждом из них дифференциальные признаки. В любых двух языках можно выделить, таким образом, универсальное, общее и специфическое, что и является предметом изучения конфронтативной лингвистики. Контрастивная лингвистика подвергает анализу лишь специфическое в исследуемых языках, т.е. их алломорфические свойства. Соотнесение языков методами конфронтативной и контрастивной лингвистики имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Результаты этих исследований находят свое применение в практике преподавания иностранных языков, автоматическом переводе. Трудно переоценить значение сравнительного анализа родного и изучаемого языков для сознательного усвоения последнего. Л.В. Щерба указывал на существенную роль родного языка в изучении иностранного, необходимость сравнения двух языков как двух способов выражения мысли. Он неоднократно высказывал мысль о том, что, хоть родной язык и является врагом, заставляющим делать бесчисленные ошибки, в наших силах из врага превратить его в друга. Итак, типология в широком смысле слова или кросс-генетическое сравнение (термин В. Гумбольдта) включает общую теорию универсалий или универсологию, типологию в узком смысле или собственно типологию, характерологию или частную типологию, конфронтативную и контрастивную лингвистику. Последние в свою очередь тесно связаны с методикой преподавания иностранных языков и теорий перевода. В схеме, приведенной ниже, показано соотношение аспектов сравнительной типологии. К росс-генетическое сравнение Универсология Собственно Типология ½ Характерология ½ Конфронтативная Преподавание лингвистика иностранных языков ½ Контрастивная Теория Лингвистика перевода Дляпедагогического процесса обучения иностранному языку основное значение имеет выявление типологически важных структурных отличий иностранного языка от родного языка учащихся, с которым они постоянно сравнивают изучаемый иностранный язык и от которого они постоянно отталкиваются. Как показывают многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования широкого круга преподавателей иностранных языков, родной язык учащихся всегда обуславливает те трудности и те так называемые устойчивые ошибки, которые учащиеся допускают в процессе обучения иносторанному языку.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (609)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |