Республика Карелия г. Петрозаводск, пр. Первомайский, 1-А,
Тел./факс (8-814 -2) 70-22-73
СОГЛАСОВАНО
На педагогическом совете
Протокол № 55
от «31» августа 2017 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧПОУ ПКТК
_______________ Г.Н.Германова
«____»_______________ 20__ г.
|
Рабочая ПРОГРАММа
Дисциплины
ЛИТЕРАТУРА
Составлена в соответствии с
РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРЕДЕЛАХ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ
ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259)
для специальностей:
5.38.02.07 Банковское дело
5.38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
5.43.02.11 Гостиничный сервис
2.09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
2.21.02.05 Земельно-имущественные отношения
2.19.02.10 Технология продукции общественного питания
5.40.02.01 Право и организация социального обеспечения
г. Петрозаводск, 2017
Организация-разработчик: Частное профессиональное образовательное учреждение Петрозаводский кооперативный техникум Карелреспотребсоюза.
Разработчики: Попова Е. В., преподаватель ЧПОУ Петрозаводский кооперативный техникум Карелреспотребсоюза,
© ЧПОУ Петрозаводский кооперативный техникум Карелреспотребсоюза
© Попова Е. В., преподаватель ЧПОУ Петрозаводский кооперативный техникум Карелреспотребсоюза
©
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
2. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
3. условия реализации рабочей программы дисциплины
|
|
4. Контроль и оценка результатов Освоения дисциплины
|
|
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и литература
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью Программы подготовки специалистов среднего звена (далее –ППССЗ) по специальностям:
5.38.02.07 Банковское дело
5.38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
5.43.02.11 Гостиничный сервис
2.09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
2.21.02.05 Земельно-имущественные отношения
2.19.02.10 Технология продукции общественного питания
5. 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 171 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 114 часа;
самостоятельной работы обучающегося 57часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
|
в том числе:
|
|
практические занятия
|
|
контрольные работы
| -
|
дифференцированный зачет
|
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
|
|
|
аттестация - в форме дифзачета.
|
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Литература»
| Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| | |
Раздел 1. Общая характеристика русской литературы XIX века.
| |
|
| |
Тема 1.1.
Общая характеристика литературного процесса XIX века.
| Содержание учебного материала
Общая характеристика литературного процесса XIX века. Литературная борьба, социально-политическая ситуация. Романтизм. Натуральная школа. Проблема «маленького» человека в литературе. Реализм.
|
|
| |
Раздел 2. Литература второй половины XIX века.
|
|
|
| |
Тема 2.1.
А.Н. Островский
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества. Особенности драматургии Островского. Творческая история драмы "Бесприданница". Островский – основоположник русского реалистического театра.
| |
Практическая работа – составление характеристики главных героев пьесы
| |
| Самостоятельная работа обучающихся
| 4
|
| |
1.Чтение пьесы «Бесприданница»
|
| |
Тема 2.2.
И. С Тургенев
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества.
Творческая история романа "Отцы и дети". Композиция и проблематика. Вечные человеческие ценности в романе. Оценка романа русской критикой.
|
| |
Практическая работа. Базаров в системе действующих лиц. Проблемы поколений, самовоспитания. Анализ 10 главы
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
1. Чтение романа И. Тургенева “Отцы и дети”.
| |
Тема 2.3.
Ф.И. Тютчев, А.А.Фет
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Биографии поэтов. Своеобразие тематики и поэтики.
|
| |
Практическая работа.Анализ программных стихотворений Тютчева и Фета
|
| 1,2
| |
| |
Тема 2.4.
Н. А.Некрасов
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества.
Гражданские мотивы. Тема родины и народа.
Традиции русской поэзии и новаторство. Разнообразие интонаций. Интимная лирика.
| |
Тема 2.5.
М.Е. Салтыков-Щедрин
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества Роман «История одного города». Сатирическое обличение деспотизма, невежества власти и бесправия и покорности народа в книге Салтыкова-Щедрина.
| |
Практическая работа – анализ главы «Органчик»
|
| |
Тема 2.6.
Ф.М. Достоевский
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества Роман "Преступление и наказание". Идейно-художественное своеобразие. Отражение русской действительности в романе.
|
| |
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
|
| |
Смысл теории Раскольникова и крушение его идей. Двойники Раскольникова
|
| |
Практическая работа – анализ главы «Чтение Евангелия». Соня Мармеладова.
Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова.
Анализ эпилога романа.
|
|
| |
Практическая работа. Сочинение- Темы на выбор
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Чтение романа
| |
Тема 2.7.
Л.Н. Толстой
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Жизненный и творческий путь. “Война и мир” – роман-эпопея.
| |
Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями.
Истинная любовь и духовная красота в понимании писателя
|
| |
Практическая работа. Богатая внутренняя жизни главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи, поиски смысла жизни. Судьбы героев романа- составить характеристики главных героев романа
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Чтение глав романа
| |
Раздел 3. Русская литература конца XIX – нач. XX века.
|
|
|
| |
Тема 3.1.
А. П. Чехов.
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества. Особенности прозы А. Чехова. Тематика рассказов.
|
| |
Новаторство Чехова-драматурга. Пьеса “Вишневый сад”. Смысл названия пьесы. Система персонажей.
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Чтение пьесы «Вишневый сад»
|
|
| |
Раздел 4. Литература первой половины XX века.
|
|
|
| |
Тема 4.1
Общая характеристика литературного процесса XX века
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Традиции русской литературы XIX века и их развитие в XX веке. Новаторство в литературе.
Особенности реализма. Многообразие литературных течений. Общая характеристика поэзии начала XX века. (Серебряный век) Символизм. Акмеизм. Футуризм.
|
|
| |
Практическая работа обучающихся
|
|
| |
Составление сопоставительной таблицы
| |
Тема 4.2.
И. А. Бунин
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Литература порубежья. Бунин И. А. Сведения из биографии. Основные темы и мотивы лирики. Символика в рассказах. Тема любви в прозе Бунина.
|
| |
Практическая работа – анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание», роль детали
|
|
| |
| |
Тема 4.3
А.А. Блок
| Содержание учебного материала
|
| |
Сведения из биографии. Лирика разных лет. Образ Прекрасной Дамы. Тема города и социальной несправедливости.
«Незнакомка».
Образ России в поэзии Блока.
|
|
| |
Поэма “Двенадцать”. “Старый” и “новый” мир в восприятии поэта.
Практическая работа - Ритмическая организация стиха.
|
| |
Тема 4.4.
В. В. Маяковский
| Содержание учебного материала
|
|
| |
В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Новаторство поэзии. Образная и ритмическая организация стиха.
Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике Маяковского. Сатира
Интимная лирика.
|
| |
Практическая работа. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах». Образ героя-бунтаря. Анализ 1 части поэмы
|
| |
Тема 4.5.
С.А. Есенин
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества. Поэтизация русской природы и русской деревни. Образ Родины в поэзии. Противопоставление города и деревни.
| |
Тема 4.6.
А. А. Ахматова
| Биография поэта. Трагедия народа и поэта. Стихотворения «Песня последней встречи», «Не с теми я, кто бросил землю…» Мир женской души в лирике А. А. Ахматовой
|
|
| |
Практическая работа. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»-Чтение и анализ поэмы
|
| |
Тема 4.7.
М. А. Цветаева
| Творчество М. Цветаевой. Духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы.
|
|
| |
Практическая работа – чтение наизусть и анализ произведения поэтов Серебряного века (на выбор)
|
|
| |
Тема 4.8
А.М.Горький
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Биография и творческий путь. Ранние романтические рассказы: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
| |
Пьеса «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Философская проблематика пьесы. Сознание людей дна. Споры о предназначении человека.
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
Чтение пьесы "На дне"
|
|
| |
Тема 4.9
М. А. Булгаков
| Содержание учебного материала
|
|
| |
М. А. Булгаков. Краткий очерк жизни и творчества. Повесть «Собачье сердце». «шариковщина» как социальное и нравственное явление.
|
| |
Роман «Мастер и Маргарита». История создания, тема совести и чести.
|
| |
Троемирие в романе
|
| |
Образ Маргариты в романе Тема любви и прощения в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
|
| |
Практическая работа. Образ Москвы 30-х годов. Анализ 12 главы
|
| |
Практическая работа. Сочинение по роману – темы на выбор
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Чтение романа
| |
Тема 4.10.
М. А. Шолохов
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Очерк жизни и творчества. Тема гражданской войны, обзор романа-эпопеи «Тихий Дон». Анализ рассказа «Родинка».
|
|
| |
Тема 4.11. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
| Содержание учебного материала
Проблема патриотизма. А. Н. Толстой «Русский характер»
|
2
|
| |
Практическая работа.
Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Поэзия и проза о войне –презентации студентов
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
| |
Подготовка презентации о поэтах Великой Отечественной войны.
|
| |
Раздел 5
Литература
50-90-х годов
| |
|
| |
Тема 5.1.
Из поэзии середины 20 века
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Практическая работа. Анализ поэзии середины 20 века. Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, Р. Рождественский и др: темы, мотивы, образы
|
| |
Авторская песня: Б. Окуджава и др.
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся
|
|
| |
Обзор творчества одного из поэтов - презентация
| |
Тема 5.2.
А. И. Солженицын
| Содержание учебного материала
|
|
| |
Краткий очерк жизни и творчества. Трагические страницы советской истории в творчестве писателя
| |
Практическая работа. Чтение и анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»
|
| |
Тема 5.3. Русская литература последних лет.
| Содержание учебного материала
Практическая работа.Анализ творчества совр. Авторов. Презентации студентов
|
|
| |
|
|
| |
Самостоятельная работа обучающихся Обзор творчества одного из поэтов - презентация
| |
| Дифференцированный зачет
|
|
| |
Всего
| 171(57)
|
| |
| | | | | | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)