Антонимы, названные детьми
Таблица № 3 Синонимы, названные детьми
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 18 баллов.
Высокий уровень Ребенок набирает 14 — 18 баллов. Средний уровень Ребенок набирает 9—13 баллов. Низкий уровень Ребенок набирает 0 — 8 баллов.
Задание 6 Изучение особенностей понимания многозначности слов Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»? ? молнии — ... (В небе, на одежде); ? лист —... (На котором пишут, который растет); ? плывет — (Человек, спортсмен, речка, вода, облако, лодка); ? тяжелый (-ая, -ое) - ... (Стол, человек, сердце); ? кран —... (Строительный, водопроводный).
Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблице №4. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают. Таблица № 4 Понимание многозначности слов
При анализе ответов детей учитываются следующие показатели: ² адекватность подобранных слов; ² количество подобранных слов. Критерии оценки 2 балла - ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу не менее 3-х. 1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова. 0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова., В сумме высшая оценка составляет 10 баллов. Высокий уровень Ребенок набирает 7 — 10 баллов. Средний уровень Ребенок набирает 4 — 6 баллов. Низкий уровень Ребенок набирает 0 — 3 балла.
Задание 7 Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов Особенности образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитатель: Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? Великана? # рука — рученька — ручища; # глаза- глазоньки — глазищи; # ветер — ветерок — ветрище; # усы — усики — усищи; # дом — домик — домище.
Особенности различения смысловых оттенков глаголов. Воспитатель: «Я начну, а ты закончи...» # Машина подъехала к мосту через реку, а потом его... (Проехала по нему). # Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него ...(Отошел). # Утром гости пришли, а вечером... (Ушли).
Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагательных с помощью суффиксов. Воспитатель: «Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» Например, этот человек храбрый, а этот храбрейший». # Этот человек умный, а этот .... (Умнейший). # Этот человек добрый, а этот .... (Добрейший). # Этот человек красивый, а этот ... (Красивейший). # Этот человек честный, а этот ... (Честнейший).
Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №5. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают. Таблица № 5 Понимание смысловых оттенков значений слов
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов. Высокий уровень Ребенок набирает 9—12 баллов. Средний уровень Ребенок набирает 5 — 8 баллов. Низкий уровень Ребенок набирает 0 — 4 балла. Задание 8 Выявление умений использования образных средств в повседневном общении Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении. Вопросы для анализа речи детей ? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения). ? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?
Высокий уровень Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками) в зависимости от ситуации.
Средний уровень Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.
Низкий уровень Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.
Задание 9 Определение умений придумывать новые слова Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами. Воспитатель: Почему так назвали Весельчака, какой он? Что значит «нарукавник»? При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразовательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.
Высокий уровень Ребенок: ² самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств; ² правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.
Средний уровень Ребенок: ² придумывает новые слова с помощью взрослого; ² объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.
Низкий уровень Ребенок: ² не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание; ² не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого. Задание 10 Изучение особенностей понимания пословиц Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) послушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы: ? Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту пословицу? Когда нужно сказать эту пословицу? Как можно сказать об этом же, но по-другому?
Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы: Любишь кататься, люби и саночки возить. Труд кормит, а лень портит. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Высокий уровень Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.
Средний уровень Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься - люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.
Низкий уровень Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясняет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» — «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить 2-х зайцев, нужны две пули»-.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |