Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Особенности построения курса



2018-06-29 277 Обсуждений (0)
II. Особенности построения курса 0.00 из 5.00 0 оценок




I. Внешние требования

Представление о гимназическом образовании как об универсальном продиктовало нам необходимость включения в школьную жизнь художественно-эстетической деятельности, в частности, введение для старшеклассников курса «История музыкальной культуры». Каковы же аргументы в пользу введения данного курса?

· Музыкальное образование способствует самопознанию личности.

· Музыка не только положительно влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферу обучающихся, но и помогает их физиологическому и психическому совершенствованию.

· Включение учащихся в художественную деятельность является средством их творческого развития.

· Приобретённые, благодаря знакомству с музыкальной культурой, художественные навыки активизируют процесс обучения.

· Эстетическое удовлетворение, полученное от общения с музыкальным искусством, создаёт положительный настрой в учении.

· Обучение любому виду искусства способствует “эстетизации” окружающей среды.

 

II. Особенности построения курса

  1. Основание для введения курса

Современные подростки получают сведения о художественной культуре, просматривая теле-, кино- и видеофильмы, слушая радио и магнитофонные записи, где, на­ряду с произведениями высокохудожественными, встречается огромное количество низкопробной массовой продукции. Информация, полученная подобным образом, при отсутствии стойкого иммунитета к пошлости, низкосортности (иначе говоря, при отсутствии хорошего вкуса) мешает становлению духовного мира и развитию способности чувствовать и понимать истинно прекрасное, ведет к обезличиванию человека.

Появление гимназий открывает новые возможности в области прос­вещения, одна из которых - продолжение эстетического образования в старших классах. Таким образом, потребовалось создание новых программ по искусству. Курс «История музыкальной культуры» уравновешивает долю гуманитарных предметов в противовес точным дисциплинам.

По большому счету, не имеет значения, на примере какого вида искусства учащиеся получат представление о его (искусства) роли в жизни людей, о смене стилей и направлений в зависимости от закономерностей исторического развития цивилизации. Любое явление, будь то музыка или живопись, театр или скульптура, научит понимать, ценить и наслаждаться прекрасным, будет формировать внутреннюю культуру человека. Обладая этими качествами, учащийся будет оценивать произведения искусства не по принципу "нравится - не нравится" (как единичное явление), а в контексте законов искусства, смены его стилевых направлений (барокко, классицизм, романтизм и т.д.).

И чем больше предметов из области искусства будет входить в сферу обучения школьников, тем богаче станет его духовный мир, тем легче он сможет понять и прочувствовать новые виды искусства. Этот процесс в каком-то смысле подобен процессу изучения иностранных языков: зная закономерности одного или двух, проще освоить и тре­тий, и четвертый.

Курс «История музыкальной культуры» для учащихся 10-11-х классов гимназии N4 обусловлена следующими предпосылками:

  • ориентацией на углубление гуманитарного образования;
  • наличием кадров (учитель музыки с консерваторским образованием);
  • интересом к предмету "Музыка", сформированным в начальной школе и в среднем звене;
  • отсутствием учебной программы по музыке для старших классов.

 

  1. Адресат курса

10-11 классы гимназии представляют собой сообщество старшеклассников. Учащиеся при переходе в 10 класс выбирают определённое направление обучения (2 предмета по выбору), поэтому классы формируются по-новому, в результате чего формальные и неформальные связи между учащимися распространяются на всю параллель. За два года не складывается коллектив класса (для этого необходимо минимум 3 года – время формирования коллектива), поэтому можно говорить о сообществе гимназистов старших классов.

С точки зрения психологии к 10-11 классам у обучающихся:

  • формируется самосознание – представление о себе самом;
  • возрастает волевая регуляция, стремление к самоуправлению;
  • сформировано абстрактно-логическое мышление;
  • появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
  • проявляется максимализм суждений, критиканство, прагматизм, рационализм;
  • происходит перестройка эмоциональной сферы;
  • формируется стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
  • основной мотив познавательной деятельности – приобретение профессии.

 

  1. Главная цель курса

Музыкальное воспитание в старших классах представляет собой новую качественную ступень в развитии личности.

Главная цель: создать условия для осознания обучающимися мировой музыкальной культуры как части духовной культуры человека. Заложить позитивную основу для формирования собственного мировоззрения.

 

 

  1. Ядро курса

Ядро курса составляют три крупных темы «Средства музыкальной выразительности. Язык музыки», «История русской музыкальной культуры», «История западноевропейской музыкальной культуры».

  1. Требования к начальной подготовке, необходимые для усвоения курса.

Знание материала предмета «Музыка» 1-4 и 5-8 класс (по программам допущенным Министерством образования РФ)

  1. Объём в часах.

Курс «История музыкальной культуры» входит в гимназический компонент учебного плана гимназии. Общее количество часов в год – 36 (16 – в первом полугодии и 20 во втором) в 10 классе и 34 (16 – в первом полугодии и 18 во втором) в 11 классе. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. В конце каждой четверти – итоговое занятие, на котором проводится музыкальная викторина на знание музыкальных произведений, тест – на знание теоретического материала, а также исполняются песни, выученные в течение четверти.

  1. Основные понятия курса.

(См. в Приложении)

  1. Практическая часть курса

Тут важно не столько успеть все охватить, сколько развить у учащихся навыки, необходимые для дальнейше­го самостоятельного знакомства с музыкальным искусством, и привить им интерес к музыке (иначе возможен противоположный эффект - неприятие музыкального искусства).

Важнейшим принципом организации учебного предмета «Музыка» является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и через активное восприятие образцов музыкального искусства.

Таким образом, основными видами учебной деятельности на уроке являются:

  • хоровое, ансамблевое и индивидуальное исполнение;
  • музыкально-ритмическое движение;
  • слушание музыки;
  • беседа о музыке.

 

  1. Направленность курса

Курс «История музыкальной культуры» направлен на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия.

 

 

  1. Технология организации учебного процесса по курсу

На уроках используются следующие виды деятельности: лекция-диалог, дискуссия, мозговой штурм, подкрепление теоретического материала практическим слушанием музыки (в театре оперы и балета, филармонии, на концертах и т.д.), «проблематизация» вопросов перед слушанием музыки, хоровое, ансамблевое и индивидуальное исполнение музыки, исполнение песен на иностранных языках.

 

  1. Области применения полученных знаний и умений

В процессе образования - применение творческого подхода к получению знаний. Решению задач и т.д.

На уроках литературы (все жанры музыки связанные со словом), МХК, иностранного языка (исполнение песен на различных языках).

В повседневной жизни:

  • восприятие художественных образцов народной, классической и современной музыки;
  • исполнение знакомых песен;
  • участие в коллективном пении;
  • определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности;
  • для музыкального самообразования.

 

  1. Описание основных точек контроля

Контроль начального уровня подготовки в 10 классе: тест на эрудицию в области музыкальной культуры, определение уровня развития вокальных данных (чистота интонации, чувство ритма, диапазон и сила голоса).

Промежуточный контроль: в 10 классе тесты и музыкальные викторины по темам: «Язык музыки», «Тембры музыкальных инструментов», «Музыкальная форма», «Музыкальные жанры», «Символы государства». В 11 классе тесты и музыкальные викторины по темам: «Русская музыка начала XIX века», «Могучая кучка», «Русская музыка конца XIX - начала XX века».

Итоговый контроль в форме проекта «Песня десятиклассников» (10 класс), «Финальная песня на ТС «Последний звонок»» (11 класс).

  1. Отличительные особенности курса

Курс «История музыкальной культуры» единственный в своём роде, авторский. В городе Новосибирске гимназия №4 – единственная, где преподаётся музыка в старших классах.

  1. Использование информационных технологий

В рамках курса «История музыкальной культуры» предполагается использование современных информационных технологий для проведения уроков.

 

III. Цели

Учащийся должен иметь представление:

  • о национальных корнях профессиональной музыки;
  • о взаимосвязи музыки с другими видами искусств;
  • о средствах музыкальной выразительности;
  • о стилевых направлениях музыки;
  • об истории развития музыкальной культуры как русской, так и западноевропейской.

Учащийся должен знать:

  • слова и мелодию Гимна России, гимна гимназии;
  • специфику музыки и её место в ряду других искусств;
  • предназначение музыки и её возможности в духовном совершенствовании личности;
  • средства музыкальной выразительности: мелодию, метр, ритм, гармонию, тембр, динамику, темп, жанры, фактуру, агогику, регистры и т.д.;
  • музыкальную форму: одно-, двух-, трёхчастную, вариации, рондо, куплетную, сонатное allegro, сонату, концерт, симфонию;
  • музыкальные жанры: опера, балет, кантата, оратория, джаз, популярная музыка и др.;
  • названия изученных жанров и форм музыки;
  • названия изученных произведений и их авторов: Глинки М.И. Бородина А.П., Мусоргского М.П., Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Шостаковича Д.Д., Мурова А.Ф., Баха И.С., Моцарта В.А., Гайдна Й., Бетховена Л., Шуберта Ф., Шопена Ф., Верди Дж., Дебюсси К., Орфа К., Бартока Б. и др.
  • музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров, хоров.

 

Учащийся должен уметь:

  • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
  • определять на слух тембры музыкальных инструментов;
  • передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении;
  • контролировать силу голоса, чистоту интонации в исполнении музыки;
  • исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
  • исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающихся);
  • формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни города и страны;
  • аргументировать свою точку зрения с применением музыкальной терминологии.


2018-06-29 277 Обсуждений (0)
II. Особенности построения курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Особенности построения курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)