Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика проведения тренингов с детьми, подростками и молодежью по обучению жизненным навыкам



2018-07-06 484 Обсуждений (0)
Методика проведения тренингов с детьми, подростками и молодежью по обучению жизненным навыкам 0.00 из 5.00 0 оценок




В профилактической работе с детьми, молодежью по формированию здорового образа жизни, в антинаркотической работе ведущие специалисты огромное значение придают тренингам и применяют их в практической деятельности.

В тренингах происходит раскрытие всех ресурсов личности. Специалисты в состоянии учить детей, взрослое население развиваться, изменяться.

В настоящее время взрослые и дети живут под воздействием сильного социально - психологического стресса. Ребенка, любого человека, так считают многие специалисты, занимающиеся этой проблемой, можно подготовить к преодолению стресса - это является основным в профилактике наркомании. На тренингах дети получают нужную, правдивую информацию о жизни; знания, навыки и опыт необходимые для того, чтобы выработать здоровый образ жизни.

Программы социально-психологической компетентности могут помочь молодым людям приобрести много необходимых знаний и навыков, обеспечивающих принятие ими большей ответственности за свое поведение, навыков эффективной учебы, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; знаний, позволяющих избегать употребления вредных веществ, умению понимать людей, верно оценивать ситуацию.

Разные человеческие ресурсы, развивающиеся на тренинговой работе, помогут ребенку выстоять в трудных ситуациях.

Жизнь не дает человеку расслабиться и чувствовать себя в безопасности, люди могут в этом помогать друг другу в специальных группах. Такую помощь дети реально получают на тренингах.

Оздоровительно-просветительский фонд "Радость" занимается профилактической работой среди детей, подростков и молодежи около трех лет. В основу этой работы входят тренинговые занятия по специально разработанным программам.

В возрастные группы брали всех желающих участвовать. В процессе работы действительно убедились, что эта форма работы с детьми наиболее эффективная. Дети менялись на наших глазах, менялось их отношение к себе, другим, окружающему миру. На занятиях ребята учатся говорить языком чувств, отслеживать свои состояния, постепенно приобретают навыки общения. Думают, почему ведут себя так, а не иначе, ищут вместе ответы на вопросы. Учатся снимать напряжение, выстраивать свои границы, говорить "нет", когда это необходимо.

Жизненно необходимые навыки они отрабатывают и закрепляют в определенных упражнениях и играх. Часто дискутируют, и группа помогает принять правильное решение, разобраться в трудных ситуациях.

Специалисты фонда "Радость" прошли специальную подготовку по личностному росту и по ведению психологических тренингов с детьми, подростками, молодежью и другими возрастными группами.

Тренинги с детьми проводятся по двум возрастным категориям:

1. с 11 до 15 лет.

2. с 16 до 18 лет,

Занятия рассчитаны на 20-35 тем по 1,5-2 часа, 1 - 2 раза в неделю.

Ограничений в возрасте по ведению тренинге» с детьми нет. Могут работать все желающие педагоги, психологи, врачи, прошедшие специальную подготовку.

Есть очень важное требование к ведущим таких групп. Тренер, работающий с подростками, должен быть пропитан подростковой субкультурой. При возможности должен иметь опыт участия в подростковых дискотеках, вечерах отдыха, побывать там, где "тусуются" подростки, знать их жаргон, моду. Стремиться быть разным. Подростковый тренинг проникнут карнавальностью, праздничностью.

Работа в тренинговых группах основывается на следующих принципах:

• готовность:

• честность:

• открытость;

• доверительность.

Группа растет и развивается по определенным выработанным правилам на все время занятий, в основу ложатся общепринятые в психологических группах правила:

• здесь и сейчас;

• все, что слышу здесь и говорю, не выносить за пределы группы;

• говорю "я", а не "мы" или "вы";

• я говорю о том, что мешает мне участвовать в работе группы. Ведущему необходимо знать основные правила для себя;

• Ведущий не бог и не всезнайка. Он может чего-то не знать, ошибаться. Смелее признавайте свои ошибки, предлагайте подумать вместе, спрашивайте совета группы.

• Стремитесь к постоянному получению обратной связи от учащихся. Спрашивайте, что было интересного, что нет, что непонятно, что они хотели бы обсудить подробнее. Можно завести "почтовый ящик" - коробку, в которую ученики могли бы опускать записки с вопросами и замечаниями.

• Больше двигайтесь, не стойте на одном месте. Активней прибегайте к жестам, чаще улыбайтесь, используйте прикосновения.

• Чаще хвалите учеников. Похвала + замечание + похвала = бутерброд.

• Выполняйте все групповые нормы активного слушания - правила, умение критиковать конкретно и по существу. Пользуйтесь всем тем, чему учите других. Не говорите того, чего не придерживаетесь сами - пропустите через себя.

Требования к помещению:

• Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, это нарушает ощущение безопасности.

• В помещении не должно быть ничего лишнего - предметов; плакатов.

• Не должно быть острых и опасных углов.

• Помещение должно быть всегда одним и тем же, не проходным.

• Стулья должны быть легко перемещаемыми, не скрепленными.

• Должно быть достаточно света.

• Звукоизолированно.

• Дверь должна быть закрыта.

• Оптимально, если есть возможность сидеть и рисовать на полу.

ЦЕЛЬ профилактики употребления психоактивных веществ – осознанная неприемлемость любых наркотиков.

Такая работа сделает употребление менее вероятным. Чтобы работа была более эффективной, необходима формулировка более конкретных задач и их выполнение.

• Дать детям более объективную информацию.

• Сориентировать детей на их способность сделать свой собственный выбор. Они должны чувствовать, что им доверяют.

• Дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следованию здоровому образу жизни. Соответственно этим задачам, грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента:

1. Образовательный. Цель - научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком.

2. Психологический. Цель - психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умение сказать "нет", постоять за себя.

3. Социальный. Цель - формирование социальных навыков, необходимых для здорового и трезвого образа жизни.

Эти все задачи наиболее эффективно решаются в тренинговой работе. Это подтверждает мировая практика.

Тренинговая программа разработана на основе адаптации программ позитивной профилактики.

Цель данной программы оказывается еще и двойной. С одной стороны, это программа профилактики алкоголизма, табакокурения и наркомании. И в этом плане ее цель - сделать подростковый возраст немного более "легким" для педагогов и воспитателей. С другой стороны, программа направлена на развитие у подростка так недостающих ему жизненно важных навыков, на обсуждение с ним тех проблем, с которыми подросток слишком часто оказывается один на один – проблем общения, отношений с людьми, конфликтов, стрессов. И здесь еще цель – хоть немного облегчить этот период.

Сам тренинг включает в себя следующие части:

1. Расслабление. Настрой на работу.

2. Высказывание чувств.

3. Выяснение у детей представлений по данной теме (дискуссии, мозговой штурм и т. д.).

4. Сообщение новой информации и обобщение имеющейся.

5. Отработка навыков в упражнениях, в ролевых играх и других видах работы.

6. Завершение работы общим или индивидуальным рисунком.

7. Обобщение по теме тренинга.

8. Выводы.

9. Медитация.

10. Высказывание чувств.

В зависимости от преобладающего возраста в группе, преподаватель должен варьировать объем и сложность информации. Тренинговые занятия резко отличаются от обычных уроков по темам, по форме проведения. На тренинге не критикуют, не осуждают. Участники рассаживаются в круг на определенном расстоянии, соблюдая границы.

Количество участников от 9 до 15 человек. Один ведущий, плюс один соведущий на 9 человек. И один ведущий и 2 соведущих

Участие во всех видах работы является добровольным, но есть задания, которым необходимо выполнять каждому участнику. Ведущий не принуждает при отказе отвечать или участвовать, но всячески поощряет его.

Для работы необходима доска, мел, ватман, листы для рисования, фломастеры, карандаши, цветная бумага, мячи.

На тренингах могут даваться задания на неделю по отслеживанию чувств, написанию дневников. При проведении занятий используются самые разные формы работы: групповая дискуссия, мозговой штурм, мини-лекции, ролевая игра, упражнения - активаторы, работа в малых группах, в парах, тройках, четверках.

Желательно чередование разных форм работы для повышения интереса. Как можно больше включать в занятия различные игры.

"Мозговой штурм" - методика, используемая для выдвижения как можно большего количества разнообразных идей, развивающих творчество. В ходе "мозгового штурма" участники высказывают свои предложения, которые ведущий или 1-2 члена группы записывают на доске. Во время "мозгового штурма" не допускается критика, оценки или обсуждение выдвигаемых идей и предложений. Цель "мозгового штурма" - генерирование идей. В ходе занятий метод "мозгового штурма" может использоваться очень часто.

Упражнения - активаторы включают в каждое занятие. Они служат для усиления интереса, снятия напряжения, отдыха, улучшения взаимоотношений в группе. Эти упражнения могут быть связаны с темой, а в большинстве случаев нет. Некоторые из них служат для тренировки внимания.

Примерная программа занятий - тренинга:

1. Знакомство.

2. Установление правил работы в группе.

3. Базовые навыки общения.

4. Умение слушать.

5. Виды и формы общения.

6. Умение начинать; поддерживать и прекращать разговор.

7. Агрессивное и неуверенно поведение и поведение суверенностью в себе.

8. Виды группового давления.

9. Умение постоять за себя.

10. Права человека на уверенность в себе.

11. Права и обязанности личности.

12. Эмоции. Понятие о чувствах.

13. Как справиться с гневом.

14. Виды критики. Реакция на критику.

15. Понятие личности. Структура моей личности.

16. Понятие границ личности.

17. Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.

18. Стресс. Способы борьбы со стрессом и т. д.

 

ЛИТЕРАТУРА

Белогуров С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: "Невский Диалект", 2000. – 240 с.

Гринченко В. И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000 – 255 с.

Миронов Е. М. Прощайте наркотики. – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.

Наркомания: методические реконструкции по преодолению наркозависимости. / Под ред. А. Н. Гаранского. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000 – 384 с.

Сердюкова Н. Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256 с.

Сирота Н. А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от истории к практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

Сирота Н. А. и др. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М.: НАМ, 2001. – 77 с.

Тереньева А. В. и др. Реабилитационно-профилактическая программа клуб "Перекресток" – М.: НАМ, 2000.- 77 с.

Ширгалим Б. Ш., Завадский В. В. Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков "Вызов". - М.: НАМ, 2000.- 71 с.

Ширгалим Б. Ш. Методическое пособие по организации социальной службы "Ребенок на улице" и информационно-консультативного центра. – М.: НАМ, 2000. – 129 с.

Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научной ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 176 с.


Приложение № 1



2018-07-06 484 Обсуждений (0)
Методика проведения тренингов с детьми, подростками и молодежью по обучению жизненным навыкам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика проведения тренингов с детьми, подростками и молодежью по обучению жизненным навыкам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (484)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)