Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


в 1-м классе четырехлетней начальной школы.



2018-07-06 320 Обсуждений (0)
в 1-м классе четырехлетней начальной школы. 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации по организации обучения

1. Для обучающихся 1-х классов учебные помещения рекомендуется размещать не выше второго этажа.

2. Для обучающихся 1-х классов, посещающих группы продленного дня, должны быть предусмотрены спальные помещения площадью не менее 4,0 кв. м на одного ребенка.

3. В учебных помещениях должно быть обеспечено боковое естественное левостороннее освещение. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы;

- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Искусственное освещение обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно- белый.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения помещений необходимо использовать следующие цвета красок: для потолков, дверей и оконных рам- белый; для стен учебных помещений- светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели- цвет натурального дерева или светло- зеленый; для классных досок- темно- зеленый, темно- коричневый.

4. Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе не более 20 часов. Объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов:

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика
Русский язык
Окружающий мир
Литературное чтение
ИЗО и музыка
Труд
Физическая культура

Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2-м уроке. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший её объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности, либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, литературное чтение, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми; уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (четвертый урок). Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы. Не стоит планировать на пятницу самостоятельные работы по математике, диктанты.

5. Обучение в первом классе проводится с соблюдением следующих требований:

- учебные занятия проводятся по 5- дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый; январь- май- 4 урока по 35 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; рекомендуется организация питания учащихся 1-х классов после второго урока;

- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;

- обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения организуются недельные каникулы;

- обязательное проведение на уроках двух физкультминуток по 2 – 3 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока (за исключением уроков физической культуры, ритмики и т.п.).

6. Динамическая пауза проводится после второго урока (прогулка на воздухе, игры в хорошо проветренном помещении). После динамической паузы проводится третий урок. Четвертое занятие проводится согласно расписанию в нетрадиционной форме. Занятия могут проводиться в форме уроков- игр, уроков- театрализаций, уроков- экскурсий, уроков- импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме, изучается или закрепляется программный материал.

В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно- урочной форме.

7. Учебный год в 1-м классе делится на адаптационный (2 месяца) и основной периоды. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (приспособление) к школьной жизни. Трудность первого года обучения определяется новыми условиями жизни, новыми условиями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые 3-4 недели обучения, поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально- психологическая адаптация может проходить по – разному:

1) Примерно 50- 60 % адаптируются в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к учителю, коллективу, приобретает друзей, старается проявить себя (предлагает помощь, принимает поручения, участвует в коллективной деятельности). У этих детей обычно хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу;

2) Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

3) Примерно у 14 % детей к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями: с ними не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста - они задираются, мешают проводить уроки, передвигаются по классу и т.п.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации детей к школе, причем особенно внимательным нужно быть в период так называемой «острой» адаптации, то есть в первые четыре недели.

8. Особенности организации уроков в адаптационный период:

- на уроках математики работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения дидактических игр, практических работ, экскурсий;

- на уроках окружающего мира имеются благоприятные условия для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром; кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно изучение части материала в форме подвижных игр и игр- театрализаций;

- учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы; учителем могут использоваться следующие образно- игровые приемы: пластическое интонирование, музыкально- ритмические движения, свободное дирижирование, игра на элементарных музыкальных инструментах, разыгрывание и инсценировки стихов, музыки;

- художественные занятия должны иметь различные формы: прогулки и экскурсии в парк и лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий, экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или художественно- краеведческий музей, игры (например, «Игра художника и зрителя»);

- при обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в течение всего учебного года и определение средней скорости по классу.

Динамику формирования навыка чтения можно проанализировать, сравнивая скорость чтения одного и того же ребенка в течение учебного года, не сравнивая со скоростью чтения других детей. Нормативных значений скорости чтения, которых должен достигнуть ребенок к концу первого года обучения, нет. У каждого ребенка может быть своя скорость чтения, важно совершенствование качества чтения (приоритетным является понимание прочитанного). В связи с трудностями, возникающими у первоклассников при обучении чтению и письму, следует во время урока использовать различные упражнения для зрительного анализатора.

9. Необходимо чередование во время урока различных видов деятельности. Дети способны сосредоточенно, не отвлекаясь, заниматься однотипной деятельностью10-12 минут. Средняя непрерывная продолжительность различных видов деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) не должна превышать 10 минут. За урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз.

10. На занятиях трудом, предусмотренными образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

11. Физкультминутки могут быть естественным элементом урока. Целесообразно подбирать физкультминутки с учетом изучаемой темы, проводить под музыку. Учитель, готовясь к уроку, продумывает этот структурный элемент. Для расслабления (релаксации) полезны дыхательные упражнения. Завершить паузу следует в покое, с закрытыми глазами, вызывая образные представления (лес, море, прикосновение к чему-то приятному). Показателем снятия утомления является улучшение самочувствия, ощущение возникшей бодрости, легкости в дыхании.

При обучении письму рекомендуется проводить регулярно (через каждые 5-7 минут) гимнастику для пальцев. Наилучший эффект дает сочетание гимнастики для пальцев с дыхательными упражнениями. Одновременно с обучением письму необходимо проводить специальные упражнения, тренирующие мелкую моторику руки: раскрашивание, закрашивание, рисование по контуру, массаж и гимнастику для пальцев.

С целью профилактики переутомления, нарушения осанки и зрения обучающихся следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.

12. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивной направленности должны соответствовать состоянию здоровья. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы проводит врач. Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

13. В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

14. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы учеников; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).В 1-м классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и др.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме того, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «неверно», «не старался», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.

15. Обучающиеся 1-го класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.

16. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, соревнования, общественно полезные практики и т.д.).

При организации внеурочной деятельности используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ на базе образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, лепка, музыкальные занятия, рисование, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа.

Для организации различных видов внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивные залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности обучающихся в группах продленного дня необходима рациональная организация режима дня и широкое проведение физкультурно- оздоровительных мероприятий. После окончания учебных занятий в общеобразовательной учреждении для восстановления работоспособности обучающихся организуется отдых длительностью не менее 2-х часов. В режиме дня должны быть предусмотрены: питание, прогулка, дневной сон не менее 1 часа, общественно- полезный труд, кружковая работа и широкое использование физкультурно- оздоровительных мероприятий. Внеурочную деятельность необходимо планировать не ранее 14 часов.

 



2018-07-06 320 Обсуждений (0)
в 1-м классе четырехлетней начальной школы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: в 1-м классе четырехлетней начальной школы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)